Фольклор как средство речевого развития детей младшего и среднего возраста
статья по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - народный фольклор. Они влияют на развитие речи младших дошкольников, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух и др. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Фольклор  (англ.folk-lore) – «народная мудрость» - это устное словесное и музыкальное народное творчество. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи - своем будущем Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние - пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

       Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. К ним относятся колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, чистоговорки, загадки, считалки, сказки.  Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

  • обогащая словарь,
  • развивая артикуляционный аппарат,
  • фонематический слух,
  • давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К.Д. Ушинский.

 Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Игра - элемент, психологически необходимый для детей. Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).

Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 3-4 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

         Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Баю-бай, баю-бай,

Ты собачка не лай,

Белолапа не скули,

Наших деток не буди.

Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь,

Закрывай глаза, малыш!

Лунный лучик-озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.  Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это непросто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

     Пестушки, потешки, поскакушки побуждают  ребенка к бодрствованию. Как и в колыбельных песнях важную роль играет  ритм, однако характер его иной - бодрый, веселый. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в потешках: Ай, качи-качи-качи! Глянь - баранки, калачи!..; Чики, чики, чикалочки...; Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу.

      Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…Однако главная роль прибауток - познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д.

      Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры.

       Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений. Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без сомнения вызовет радостные эмоции детей. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Актуальной задачей речевого развития в младшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы артикуляционного аппарата. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Одним из таких упражнений является использование  чистоговорок для выработки правильной, фонетической чистой речи.  Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

       Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.

        Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".  Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр  не только развивается речь, но и мелкая моторика.

        Особую значимость устное народное творчество и детский фольклор приобретает впервые дни в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

Тук-тук-тук. Кто там?

- Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?

- А я мышка пи-пи-пи.

- Иди, мышка, в теремок, иди, иди!

        Знакомство ребенка с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.

Литература:

1. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 2000г.

2. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д\В» – 1999 № 4

3. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 2000 № 4, 2000 № 7, 2000 № 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор, как средства эмоционального развития детей младшего возраста

В статье рассмотрен материал, по значимости фольклора в жизни детей младшего возраста....

«Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность темы исследования доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ...

Памятка для родителей "Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста"

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Потешки помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом, колыбельные успокаивают, радуют. Знакомст...

Опыт работы«Развитие мелкой моторики. Как средство повышения уровня речевого развития детей. Младшего и среднего дошкольного возраста».

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, ...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект

Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект...