Актуальные проблемы речевого развития дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Елена Викторовна Иванова

Выделены актуальные проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе ипредложены  пути решения их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Школа №1056

Выступление на круглом столе

«Высокий уровень развития речи дошкольников-

залог успешного обучения в школе»

Тема: «Актуальные проблемы речевого развития дошкольника при поступлении в школу».

                           

Подготовила: ст. воспитатель Иванова Е.В.

Москва,30 марта 2016 г.

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни ребенка, который меняет социальную ситуацию его развития.  Правильная речь – основа развития ребенка, залог успешного обучения в школе.

По мнению детского психолога Л.А. Венгера «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Формирование правильной, богатой и четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях  и в семье. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем успешнее обучение в школе.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3до7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

С сожалением приходится отмечать, что количество детей с различными нарушениями речи с каждым годом увеличивается, подтверждается проведенным обследованием речи детей средних, старших и подготовительных групп. В каждой из обследованных групп 60% составляют дети с  различными нарушениями речи, из них 30%- это дети  с серьезной речевой патологией.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. ФГОС ДО  определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать свою речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

К сожалению, занятые родители в наше время забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст взрослых. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая ситуативная речь»). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  • Неспособность построить монолог (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ).
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи.
  • Плохая дикция

Многие родители полагаются в решении логопедических проблем своих детей на детский сад, считают, что планомерные занятия в группе помогут  в этом нелегком деле. Однако опыт показывает, что используемые программы рассчитаны на детей с нормальным речевым развитием. В данных программах не реализуется комплексный подход, преемственность в работе воспитателей и  логопедов.

Работа по формированию речи должна начинаться уже в раннем дошкольном возрасте. Раньше существовала сеть коррекционных учреждений, где для детей были созданы условия для преодоления нарушений речи. В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС  для детей ОВЗ и ФЗ «Об образовании», дети с речевой патологией посещают группы общеразвивающей направленности.  Нам необходимо построить свою работу так, чтобы обеспечить равные стартовые возможности всем детям.

С этой целью педагогическим коллективом было принято решение о внедрении в практику работы групп общеразвивающей направленности  Примерной адаптированной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Н.В. Нищевой. Внедрение программы  проводилась в несколько этапов и для этого была создана творческая группа:

  1. Декабрь 2014 – диагностика и анализ речевого развития детей всех возрастных групп
  2. Январь 2015 – май 2015 – реализация программы в старших и подготовительных группах с целью эксперимента
  3. Май 2015 г. – диагностика  и анализ речевого развития старших групп
  4. Сентябрь 2015- май 2016 г. - внедрение в практику работы программы во всех возрастных группах.

Творческие группы под руководством учителя-логопеда разрабатывает тематическое планирование в соответствии с программой. Воспитатели используют готовые конспекты не полностью, а адаптируют каждый под свою конкретную группу.

Сравнительная диагностика речевого развития   показала положительные результаты использования данной программы.

Внедрение опыта использования коррекционной программы в работе дошкольных отделений общеразвивающей направленности значительно повышает эффективность работы воспитателей и логопедов, представляет интересную область поиска для любого творчески мыслящего педагога.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы речевого развития дошкольников и детского творчества в современном обществе

В публикации изложено краткое содержание выступлений участников Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы речевого развития дошкольников и детского творчества в современном об...

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раскрываю актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста....

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....

Актуальность проблемы речевого развития дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития дошкольников....