"Дифференциация звуков "ч" - "щ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Калаганова Лидия Валерьевна

Цель: создание условий для формирования умения дифференцировать звуки "ч" - "щ", посредством выполнения различных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Дифференциация звуков "ч" - "щ"26.91 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект НОД для детей старшей группы

Тема : Дифференциация звуков «Ч» и «Щ»

Цель: Создание условий для формирования умения дифференцировать звуки ч-щ, посредством выполнения различных упражнений.

Задачи:

-Упражнять в правильном произношении звуков «Ч» и «Щ»

-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ: слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, подбирать слова на заданный звук.

– Развивать слуховое внимание и память.

– Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое развитие.

Материал и оборудование: сундучок с раскрасками, ключик, конверты с заданиями, карточки со словами, мешочек с предметами, корзины , картинка- щуки, магнитофон.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Структура занятия. Методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Вопрос.

Беседа.

Вопрос.

Основная часть.

Произношение звуков.

Указание.

Игра «Волшебный мешочек».

Музыкальная физминутка.

Использование иллюстрации.

Отгадывание загадок.

Заключительная часть.

Рефлексия.

- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и поприветствуем друг друга. Возьмемся за руки и улыбнемся друг другу . А теперь садимся на свои места.

(Буратино стучится в дверь и заходит в зал).

-Ребята, кто к нам стучится?

- Почему он грустный, давайте узнаем?

Воспитатель ведет беседу с Буратино.

-Буратино, что случилось? Что с тобою приключилось?

Буратино: -Я шел к Вам в гости с сундучком и ключиком. Проходя мимо речки, уронил ключик от сундучка, а щука его подхватила и не отдает. Отдаст тогда, когда выполню её задания. А я не как не могу их выполнить. Щука за мной будет наблюдать.

-Ребята, давайте с вами ему поможем.

Ну, что поможем Буратино?

(Буратино дает конверты с заданиями).

- Вот конверт с первым заданием.

-Угадайте, что общего в этих словах: чашка, чайник, чеснок, чемодан, черепаха.

- Следующие слова: щетка, щенок, щука, щипцы, щегол.

-Правильно, теперь мы переходим ко второму заданию.

-Услышав звук  «Ч» изобразите движение поезда.  А  услышав звук «Щ»-  покажите, как пилят дрова. (сначала все дети, потом только девочки, потом только мальчики).

-Следующие задание. Достаньте предмет из «волшебного мешочка» и  скажите есть ли в названии этого предмета звук «ч»-щ» : дощечка, чайник, чашка, щетка, колокольчик, прищепка, ручка, мяч, кузнечик, чебурашка, чай.

Пяточка - носочек раз, два, три.

А теперь потопаем,

Ручками похлопаем.

А ещё попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

Покружились в вправо - раз,

Покружились в влево –два.

И снова ещё раз -

повторяем этот пляс.

-Ребята, посмотрите у нас с вами две корзины.

Нам нужно  в первую корзину  положить картинки  в названии которых есть звук «ч», а во вторую корзинку картинки в названии которых есть звук «щ». Подумайте внимательно и выберите  какие картинки вы разложите по корзинам.

(черепаха, щегол, щука, лощадь, ласточка, щенок, червяк, чайник, чашка, щетка, прищепка, зубная щетка, часы, кирпич, колокольчик, ящик, очки, плащ)

- Молодцы.

- А теперь ребята, щука нам приготовила загадки. Слушайте внимательно.

1.В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок.

Всего одна рука и та на спине.

2.Носит воду хозяину в угоду!

При нем живет ,пока не упадет.

3.Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна.

При том такая злюка!

Конечно, это…..

4.У меня пропал носок,

Утащил его ….

5. Она чистит зубы четко,

У меня зубная…..

6. Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас.

7. Вот идёт на ножках дом,

Кто живёт  - не знаю - в нём!

Что за зверь?  - я видел лапу!!!

Успокоил меня папа-

Места нет для страха!

Это - ..!

- Ну, вот ребята, мы с вами справились со всеми заданиями.  

-Что вам больше всего понравилось на занятие?

-Посмотрите ребята и сама щука говорит, что мы справились со всеми заданиями и отдает ключик Буратино.

-Буратино, вот твой ключик. Будь внимательнее и ничего больше не теряй.

(Буратино благодарит детей.)

-Буратино, а ты нам покажешь, что ты нам принес?

-Давайте посмотрим, что принес нам Буратино в сундучке.

(Буратино открывает сундучок и показывает детям, что он принес).

- Буратино принес нам  не простые раскраски, а на звуки «ч»  «щ», мы с вами раскрасим их в группе.

-Скажем Буратино спасибо.

Дети, друг друга приветствуют и садятся на стульчики.

-Да.

-Да.

-Начинаются со звука «ч».

-Начинаются со звука «щ».

Дети показывают движения и произносят звуки.

Дети достают предметы и произносят слова.

Дети выполняют движения под музыку и слова.

Дети кладут нужные картинки в корзину, а потом говорят,  почему они её туда положили.

-Чайник.

- Чашка.

-Щука.

-Щенок.

- Щетка.

-Часы.

-Черепаха.

Ответы детей.

Дети рассматривают, что принес Буратино.

-Раскраски.

-Спасибо.

                      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение      

                                                        «Детский сад №72»

                             Энгельсского муниципального района Саратовской области

                                                         

                                                                                   Конспект

                                     по развитию речи

                       теме: «Дифференциация звуков «Ч» и «Щ»

                                      в старшей группе №6 (от 5 до 6 лет)

                                       

( к педсовету «Формирование звуковой культуры речи

дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых)

                       

                                                        Составила воспитатель:  Калаганова Л.В.

                                                             

                                                             

                                                                    2018 год

1. Задание.

Угадайте, что общего в этих словах: чашка, чайник, чеснок, чемодан, черепаха.

- Следующие слова: щетка, щенок, щука, щипцы, щегол.

2.Задание.

 Услышав звук  «Ч» изобразите движение поезда.  А  услышав звук «Щ»-  покажите, как пилят дрова. (сначала все дети, потом только девочки, потом только мальчики).

3.Задание.

Достаньте предмет из «волшебного мешочка» и  скажите есть ли в названии этого предмета звук «ч»-«щ» : дощечка, чайник, чашка, щетка, колокольчик, прищепка, ручка, мяч, кузнечик.

4.Задание.

Ребята, посмотрите у нас с вами две корзины.

Нам нужно  в первую корзину  положить картинки  в названии которых есть звук «ч», а во вторую корзинку картинки в названии которых есть звук «щ». Подумайте внимательно и выберите  какие картинки вы разложите по корзинам.

(черепаха, щегол, щука, лощадь, ласточка, щенок, червяк, чайник, чашка, щетка, прищепка, зубная щетка, часы, кирпич, колокольчик, ящик, очки, плащ).

4.Задание.

А теперь ребята, щука нам приготовила загадки. Слушайте внимательно.

1.В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок.

Всего одна рука и та на спине.

2.Носит воду хозяину в угоду!

При нем живет ,пока не упадет.

3.Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна.

При том такая злюка!

Конечно, это…..

4.У меня пропал носок,

Утащил его ….

5. Она чистит зубы четко,

У меня зубная…..

6. Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас.

7. Вот идёт на ножках дом,

Кто живёт  - не знаю - в нём!

Что за зверь?  - я видел лапу!!!

Успокоил меня папа-

Места нет для страха!  Это - ..!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Презентация "Дифференциация звуков К-Г"

В данной презентации показаны все этапы работы по дифферециации звуков "К"-"Г"....

дифференциация звуков Л-ЛЬ

презентация с материалом для дифференциации звуков Л-ЛЬ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня...

"Полёт на звездолёте". Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) на дифференциацию звуков "с" - "з"

Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков "с" - "з". 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в...

Дифференциация звуков "с"- "ш"

Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет собой разработку занятия по дифференциации звуков "с"- "ш". Занят...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...