Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия. Познавательно-исследовательская деятельность, ориентирована на детей старшей группы. Занятие соответствует ФГОС. Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.Развитие связной речи у детей посредством эстетического восприятия на примере творчества русского художника живописца В.М. Васнецова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия.

Описание: Познавательно-исследовательская деятельность, ориентирована на детей старшей группы. Занятие соответствует ФГОС.

Форма НОД: занятие, деятельностный подход.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.

Деятельность: информационно-поисковая,  репродуктивная.

Цель: Развитие связной речи у детей посредством эстетического восприятия на примере творчества русского художника живописца В.М. Васнецова.

Задачи.

Образовательные: познакомить детей с картинами былинно-сказочного сюжета русского художника живописца В.М. Васнецова. Учить детей, рассматривая картины воображать, фантазировать, «входить в картину». Формировать умение у детей, составляя сказку или рассказ, выражать свои мысли и чувства. Расширять активный и пассивный словарь. Развивать умение рисовать сюжет известной или  придуманной сказки, используя оттенки цветов для передачи настроения.

Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности, речь, память, внимание, воображение.

Воспитательные: закрепить знание правил поведения в общественных местах (галерее). Обогащать духовный мир детей посредством творчества русского художника живописца В.М. Васнецова. Воспитывать любовь к русской истории, русским сказкам.

Словарная работа: галерея, богатыри, дремучий, парит, большая, огромная.

Методы и приемы: показ, художественное слово, мотивационно-побудительный метод,  беседа, диалог, обсуждение, высказывание, приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Материалы и оборудование:  репродукции картин «Богатыри», «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке», презентация картин Васнецова, портрет Виктора Михайловича Васнецова, музыка звуки леса, мольберты, листы для рисования, карандаши, краски, мелки, кисточки, палитры, поставки для кистей, салфетки.

Ход занятия:

- Ребята отгадайте загадку:

Он пишет красками пейзаж,

он и портрет напишет ваш,

У него мольберт, треножник,

Вот берет он карандаш,

И сразу ясно всем что он... (художник)

Кто такие художники?

- А по каким словам из загадки, вы догадались, что это художник?

- А какие еще инструменты необходимы художнику? (палитра, холст, кисти, краски и т.д.)

- Можем ли мы назвать себя настоящими художниками, и почему?

- Конечно же, вас тоже можно назвать художниками, ведь вы рисуете картинки. Когда-то, даже самые знаменитые художники учились рисовать, а потом, когда у них собиралось много картин они, устраивали выставку, на которую могли прийти все желающие и полюбоваться картинами. А кто знает, как называется место, где выставляют картины?

- Что такое художественная или картинная  галерея? (это специальное помещение, в котором экспонируются (выставляются) картины).

- Как вы думаете, а в нашей группе есть картинная галерея?

- Как вы думаете, сколько времени настоящий художник может писать картину?

- А как вы считаете, какого размера могут быть картины?

- Вы знаете ребята, давным-давно жил великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов. (Показ портрета) За свою жизнь он написал очень много картин, и многие из них хранятся и выставляются в Третьяковской галере. Картины у Виктора Васнецова очень большие, некоторые из них размером с нашу стену, а еще у него есть картина «Богатыри», или ее еще называют «Три богатыря», она самая большая размер этой картины почти 3 метра высоты, а длина 4,5 метра и писал он ее 18 лет. Вот вам сейчас кому-то 4, а кому-то 5 лет, это много или мало? А теперь представьте, что если бы он начал писать свою картину когда вы родились, то закончил бы ее писать, тогда когда вы бы закончили школу. Виктор Михайлович очень старался, и если у него было плохое настроение, или у него что то не получалось, то он оставлял эту картину и писал другую, а потом снова возвращался к картине «Богатыри» и продолжал ее писать. И так 18 лет.

- А вы любите сказки?

- Как вы думаете, взрослые могут любить сказки? И почему?

- Виктор Михайлович Васнецов очень любил русские народные сказки, он вообще любил все русское и поэтому он рисовал сказки, но не всю сказку, а только один самый главный сюжет, который, по его мнению, передавал все чувства и настроение сказки.

- Сегодня ребята мы с вами отправимся в художественную галерею, в которой вы увидите фотографии или как говорят художники «Репродукции картин Виктора Михайловича Васнецова». Потому, что настоящие картины хранятся где? (В картинной галерее).

- Послушайте задание: вам нужно не просто полюбоваться всеми картинами, а  постараться почувствовать то, что хотел сказать нам великий художник.

- Вы помните, как нужно вести себя в картиной галерее? (мы должны молча рассматривать картины, что бы не мешать другим).

- Итак, я приглашаю вас на выставку картин Виктора Михайловича Васнецова в картинную галерею.

Дети проходят в муз зал, где выставлены на мольбертах репродукции картин Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке», играет тихая музыка «Птицы в лесу», на интерактивной доске портрет В.М. Васнецова.

Дети рассматривают картины, педагог задает наводящие вопросы по сюжету картины (кто изображен на картине; что они делают, кто автор картины; какое настроение у героев; почему они так думают; какие цвета использовал художник; какое настроение возникает у детей, когда они смотрят на картину).

- Ребята, сейчас я вам открою тайну: все картины умеют говорить, и они с удовольствием рассказывают свои истории тем, кто может слушать. Подойдите к той картине, которая понравилась вам больше всех, и послушайте ее историю. Но учтите, у картин много историй и каждый услышит свою, а потом вы расскажите нам то, что услышали. Договорились?

Дети еще раз подходят к понравившейся им картине рассматривают.

- Ну, кто хочет рассказать какую историю, ему рассказала картина?

Дети садятся на ковер. На доске изображается фотография той картины, о которой рассказывают дети.

Рассказы детей.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, кто нарисовал эти картины? (Васнецов В.М.), а как они называются? («Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на сером Волке»).

- А сейчас ребята, мы с вами тоже попробуем как В.М. Васнецов нарисовать вашу любимую русскую народную сказку. Пойдемте в группу и продолжим уже там.

Дети возвращаются в группу.

- Закройте глаза и подумайте, что бы вы хотели нарисовать? Какие инструменты вам для этого нужны? А теперь берите все необходимое для рисования.

Дети выбирают средства для рисования (краски, гуашь, карандаши, мелки), выбирают удобное место для творчества.

- Еще раз представьте себе героев вашей любимой сказки и приступайте к работе.

По окончании дети рассказывают о своей работе и помещают ее на выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...

Проект «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, долгосрочный.Продолжительность проекта: сентябрь 2018 – март 2020.Участники проекта: воспитатель: Лео...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пересказ рассказа «Воробей» по И.В.Тургеневу.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пересказ рассказа «Воробей» по И.В.Тургеневу....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста  посредством игр-драматизаций...

Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).

Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...