Проект «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Леонова Ирина Владимировна

 

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, долгосрочный.

Продолжительность проекта: сентябрь 2018 – март 2020.

Участники проекта:

 

  • воспитатель: Леонова Ирина Владимировна,

 

  • музыкальный руководитель,

 

  • инструктор по физической культуре,

 

  • учитель-логопед;

 

  • дети старшего дошкольного возраста группы №6 «Капельки»- 5 -7 (8) лет,

 

  • родители (законные представители) воспитанников.

 

Проблема.

Я заметила, что у детей моей группы есть проблемы развития речи: односложные, состоящие лишь из простых предложений речь, так называемая «ситуативная» речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедная диалогическая речь; неспособность построить монолог (например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами); Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт ребенка, и по своей сущности, они вполне отвечают природе дошкольника; они близки его мышлению, представлению. Через сказку я интегрировано провожу непосредственно образовательную деятельность. Понимая, что предметно пространственная среда играет важную роль в развитии детей. Я постоянно пополняю ее новыми настольными играми, заполняю центр театрализации новыми видами театров (изготовленных совместно с родителями, сделала персонажей настольного театра из деревянных ложек, наполнила центр фигурками теневого театра. Так же пополняю центр развития речи разными настольными играми («Что лишнее?», «Узнай сказку по предмету», «Разрезные картинки», «Что сначала, что потом», «Подбери картинку» и т. д.). Добавляю атрибуты для игр в уголок ряженья; пополняю центр сюжетно ролевых игр.

 

Актуальность.

Именно в период дошкольного возраста создается благоприятные условия для развития устной речи, формируется фундамент для письменной формы речи для и последующего речевого развития ребенка.

Это значит, необходимо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. Представленный мною проект "Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» основан на интеграции следующих видов деятельности: познавательно-исследовательской, продуктивной - деятельности, коммуникативной деятельности, чтение художественной литературы и др.

 

Цель:

Создание системы работы, направленной на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством сказок.

 

Задачи:

для воспитателя:

 

-повысить личную педагогическую компетентность по теме «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством сказок;

 

-разработать Рабочий план реализации проекта;

 

-разработать и внедрить систему работы, направленную на развитие связной речи у детей старшей группы посредством сказок;

 

-пополнить Предметно-пространственную развивающую среду группы.

 

для воспитанников:

 

Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное; распознавать свои чувства и чувства других;

 

-развивать связную речь;

 

-расширять и активизировать словарный запас

 

-развивать желание детей участвовать в совместном сочинительстве, игровых действиях; групповую сплоченность, самооценку детей;

 

-воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь, бережное отношение к чужому труду;

 

-дать возможность ребенку выразить свое настроение, отношение к произведению разными способами.

 

для родителей (законных представителей):

 

-повышать грамотность родителей в вопросах развития связной речи детей;

 

-изготовить совместно с родителями различные виды театров;

 

-Развитие совместного творчества родителей и детей. В том числе изготовление совместно с родителями различных видов театров

 

-Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.

 

-Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

 

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

 

I. Подобрать и изучить нормативно-правовую базу, методическую литературу, Интернет-ресурсы по теме проекта.

 

II. 1. Произвести отбор методических разработок по теме проекта «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».

 

2. Применить имеющиеся методики диагностирования.

 

3. На основе имеющегося материала разработать свое анкетирование.

 

4. Провести анкетирование родителей (законных представителей).

 

5. Обработать и проанализировать полученные результаты.

 

III. Подобрать методики и технологии по внедрению:

 

1. Разработать перспективный план работы по реализации задач педагогического проекта.

 

2. Составить план мероприятий со специалистами ДОУ, воспитанниками группы и их родителями.

 

IV.Создание «Системы работы, направленной на развитие связной речи у детей в старшей группе посредством сказок».

 

V.Подобрать критерии оценки внедрения «Системы работы, направленной на развитие связной речи у детей старшей группы посредством сказок».

 

Этапы реализации проекта:

 

1 Подготовительный;

 

2. Основной;

 

3. Заключительный;

 

1 этап: Подготовительный

 

Свою работу над Педагогическим проектом я начала с изучения нормативно-правовых документов:

 

- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования;

 

- Закон об образовании;

 

- СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014)

 

Научно-методической литературу по теме «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»;

 

Интернет-ресурсов: Журнал «Современный детский сад» http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad; Журнал «Детский сад от А до Я» http://detsad-journal.narod.ru/ и т. д.

 

Перед началом работы над реализацией намеченной цели, мне необходимо было выявить уровень развития связной речи воспитанников и определить отношение родителей к запланированной реализации проекта, так как считала, что реализация данного проекта без поддержки родителей вызовет затруднение. Для этого после изучения методической литературы и материалов Интернет-ресурсов я подготовила вопросы и составила свою анкету для родителей. (см. Приложение № 3).

 

После проведения анкетирования и анализа результатов я поняла, что работу в данном направлении надо проводить в тесном взаимодействии с родителями

 

Для выявления уровня развития связной речи детей мною была проведена диагностика (см. Пункт 2.6). По результатам диагностического обследования было выявлено, что необходимо особое внимание в 2018-2020г учебном году обратить на работу в данном направлении.

 

Поэтому подготовила и провела родительское собрание, ознакомив родителей с темой, целью и задачами данного проекта, а также проинформировала родителей о необходимости их активного участия в совместной деятельности с детьми и специалистами ДОУ.

 

В рамках направления взаимодействия со специалистами ДОУ во время «Круглого стола» с участием специалистов, состоялся анализ проблемы, обсуждение целей и задач проекта. Мною было предложено проведение интегрированной непосредственно-образовательной деятельности, а затем были выбраны темы для разработки и проведения НОД по теме Педагогического проекта.

 

Особое внимание мною было обращено на пополнение предметно-пространственной среды информационными и дидактическими материалами,

 

Так как необходимо было вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

 

Кроме того была проведена экскурсия в Городскую детскую библиотеку.

 

Чтение художественной литературы.

 

Для активного участия родителей в осуществлении проекта начала ненавязчиво вовлекать родителей (законных представителей) в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

 

На подготовительном этапе я подготовила необходимый материал: презентации, консультации, материалы для создания картотек: дидактических игр, загадок и пословиц.

 

Также мною был оформлен родительский уголок информационными материалами по теме проекта.

 

2. Основной этап.

 

Сентябрь 2018 г – февраль 2020г

 

При реализации практического материала Педагогического проекта по данной теме свою работу я планировала во взаимодействии со специалистами ДОУ, совместной деятельности с воспитанниками (во время НОД, во время режимных моментов) и совместной работы с родителями.

 

Для этого мною был составлен Рабочий план реализации проекта. Особое внимание было уделено введению детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания с опорой на их личный опыт, чтобы заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддержать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Тактично рассматривала все предложенные детьми варианты решения проблемы. Соблюдала принципы последовательности и регулярности в работе над проектом, в ходе работы создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход, развивать творческий интерес и фантазию детей.

 

Во время данного этапа продолжала пополнять предметно-развивающую среду в группе, изготавливала атрибуты к тематической непосредственно-образовательной деятельности и совместной работе с детьми в ходе режимных моментов.

 

Родители моих воспитанников активно участвовали в поиске информации, иллюстраций и детской литературы по теме проекта, читали дома сказки и другую литературу по темам НОД.

 

Совместно с детьми выполняли творческие работы.

 

На данном этапе были проведены открытые показы интегрированной непосредственно-образовательной деятельности со специалистами ДОУ. (см. Приложение №2, рабочий план реализации проекта см. пункт 2.3) Экскурсии; Беседы; Чтение художественной литературы. Рисование, лепка, аппликация. Выставки детских работ; Выставки коллективных коллажей;

 

3 этап Заключительный Февраль - март 2020

 

• Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. Подготовка к презентации проекта.

 

• Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

 

• Мониторинг детей

 

• Анкетирование родителей

 

• Проведение родительского собрания с целью знакомства родителей с результатами работы по проектной деятельности.

 

• Оформление продуктов проектной деятельности:

 

• Педагогический проект «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

 

• Картотека загадок о сказочных героях.

 

• Картотека пословиц и поговорок.

 

• Картотека дидактических игр.

 

• Картотека подвижных игр.

 

• Выставки коллективных и индивидуальных детских работ.

 

• Показ спектакля.

 

Рабочий план реализации проекта

 

Сентябрь

 

2018г • Изучение литературы по теме, подбор материала, составление плана работы.

 

• Родительское собрание, ознакомление родителей с постановкой цели и задач проекта «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей в старшей группе посредством сказок» знакомство родителей с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.

 

• Подбор литературы для родителей, оформление уголка, консультации.

 

• Пополнение оснащённости группы, информационным материалом.

 

• Анкетирование родителей.

 

Октябрь

 

2018г • «Какие бывают театры?». Расширение представлений детей о видах театра (кукольный, пальчиковый, на фланелеграфе).

 

• Проведение интегрированной НОД музыкального «Красавица осень».

 

• Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках.

 

• «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», «Собери картинку» по сказкам, «Пазлы», «Лото».

 

• Чтение и театрализация сказок В. Сутеева: «Под грибом»; «Кто сказал Мяу» и др. Рассматривание иллюстраций.

 

• Выставка книг автора В. Сутеева.

 

• Консультации для родителей.

 

• Экскурсия в библиотеку.

 

Ноябрь

 

2018г • Открытый показ интегрированной НОД с использованием ИКТ «Путешествие в сказку».

 

(по сказке «Теремок»).

 

• Игра - имитация «Пойми меня», «Изобрази героя сказки».

 

• Разработка и проведение НОД рисование с применением обрывной аппликации "По щучьему велению".

 

• Игра драматизация по сказке «Репка».

 

• Разучивание песен из мультфильмов, сказок.

 

• Выставка книг «Русские народные сказки».

 

• Консультации для родителей «Воспитание сказкой».

 

• Оформление родительского уголка на тему «Русские народные сказки».

 

• «Сказки нашего детства» - семейное чтение.

 

Декабрь

 

2018г • Разработка и проведение НОД лепка сказочных персонажей из русской народной сказки "Колобок": заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

 

• Знакомство с творчеством художника иллюстратора Е. Рачева. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

 

• Интегрированная НОД с использованием ИКТ «Путешествие колобка домой».

 

• Театрализация сказок с помощью настольного театра.

 

• Словесные игры: «Слова наоборот». «Кто из героев сказал эти слова?».

 

• Разучивание пословиц и поговорок о сказочных героях.

 

• Выпуск буклета для родителей «Герои сказок».

 

• Чтение сказок К. Чуковского.

 

• Отгадывание загадок о сказочных героях.

 

• Открытый показ новогодней сказки «Королевство кривых зеркал».

 

• Совместное изготовление костюмов и декораций к спектаклю.

 

• Выставка работ «Хоровод сказочных героев».

 

• Выставка книг автора К. Чуковского.

 

Январь

 

2019г • НОД по аппликации «Медведь».

 

• Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Бременские музыканты», «Гадкий утенок».

 

• Сюжетно - ролевые игры.

 

• Проведение дидактических игр во время организованной образовательной деятельности и в режимные моменты.

 

• Беседа «По страницам сказок».

 

• Выпуск памяток, буклетов для родителей «По дорогам сказок».

 

• Конструирование «Теремок»; театрализация сказки теремок «Теремок на новый лад».

 

• Консультация для родителей «Традиции семейного чтения».

 

• Чтение сказок в саду и дома по выбору детей.

 

• Выставка книг «Мои любимые сказки»

 

• Подвижные игры: Горелки; «Два мороза»; хороводные игры и т. д

 

Февраль 2019г • Составление творческих рассказов: «Если бы я попал в сказку».

 

• Консультация родителем «Домашний кукольный театр, как средство научить ребенка общению».

 

• Загадывание загадок о сказочных героях.

 

• Чтение русских народных и авторских сказок в ходе организованной образовательной деятельности и в режимных моментах. Семейное чтение, театрализация сказок.

 

• Рассматривание иллюстраций И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, Е. Рачева.

 

• Оформление родительского уголка «Радость встречи с книгой».

 

• Снимаем мультфильм по сказкам.

 

• Выставка книг «о природе».

 

Март 2019г • Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; рисование сказочных героев; предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме.

 

• Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме) и совместное обсуждение.

 

• Выпуск буклетов для родителей «Как правильно читать детям книгу и пересказывать прочитанное».

 

• Теневой театр.

 

• Викторина «Покажи нам тень, а мы угадаем её».

 

• Рассказывание с использованием мнемо-таблиц.

 

• Театрализация русских народных сказок («Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», а также сказок по выбору детей).

 

• Выставка книг «Русские народные сказки».

 

Апрель 2019г • Развитие словаря детей.

 

• Рассказывание сказок придуманных вместе с родителями.

 

• Дидактические и настольно печатные игры: «Загадки из сундучка» упражняться в умении излагать последовательность событий в сказке, «Что лишнее?», «Узнай сказку по предмету», «Разрезные картинки», «Что сначала, что потом», «Подбери картинку». «Чудесный мешочек», «Узнай сказку по картинке».

 

• Подвижная игра «Волки и ягнята».

 

• «Книга сказок» - совместная работа родителей и детей. Выставка в уголке книги.

 

• Беседа «Режиссёр и другие профессии».

 

• Изготовление билетов и афиши к спектаклю.

 

• Открытый показ спектакля «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в детском саду для младших групп № 9, 12, 5.

 

• Консультация родителей по теме проекта.

 

Май 2019г • Рассматривание иллюстраций И. Я. Билибина.

 

• Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Мороз Иванович».

 

• Спортивное развлечение «По дороге к Мухе - цокотухе».

 

• Театрализация сказки «Муха - цокотуха»

 

• Беседа «Артист он кто?».

 

• Настольно печатные игры.

 

• Разгадывание загадок по теме сказки.

 

• Консультация для родителей «Море сказок, как выбрать лучшее».

 

• Выставка книг К. Чуковского.

 

Июнь 2019г • Пазлы по теме сказки, «лото»; настольно - печатные игры.

 

• Индивидуальная работа с родителями.

 

• Чтение сказок А. С. Пушкина.

 

• Выставка книг по произведениям А. С. Пушкина.

 

• Конкурс рисунков по произведениям А. С. Пушкина.

 

• Беседа пойдем в театр.

 

• Виртуальная экскурсия сказки «Третьяковской галерее».

 

• Подвижные игры «Хитрая лиса».

 

Июль 2019г • Развитие словаря детей.

 

• Чтение сказок. (Сказки-мультфильмы В. Сутеев Кто сказал Мяу).

 

• Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; рисование сказочных героев;

 

• Подвижные игра «У медведя, во бору».

 

• Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках.

 

• Беседа «Сказка ложь да в ней намёк.».

 

• Настольный театр из «Стаканчиков» по сказке В. Сутеева «Кто сказал Мяу?».

 

• Индивидуальная работа с родителями Василисы А. «Веселые слоги».

 

Август 2019г • Проведение дидактических игр во время организованной образовательной деятельности и в режимные моменты.

 

• Рассматривание иллюстраций В. М. Васнецова.

 

• Рисование на асфальте мелками, по сказке «Три поросенка».

 

• Мультдискотека под песни из мультфильмов.

 

• Подвижная игра «Палочка выручалочка».

 

• Беседа с детьми о характере сказочных героев.

 

• Игра назови ласково сказочного героя.

 

• Проведение НОД по лепке «Три поросенка».

 

Сентябрь 2019г

 

• Родительское собрание.

 

• Составление творческих рассказов. «Кем из героев сказки я хотел бы быть».

 

• Подвижные игры «Гуси - лебеди».

 

• Чтение сказки В. Катаев «Цветик семицветик».

 

• Театрализация сказки «Дюймовочка».

 

• Кукольный театр «Три поросенка на новый лад».

 

• Оформление книжного уголка «В руки книгу я возьму».

 

• Обогащение словаря детей.

 

• Дидактическая игра доскажи словечко.

 

• Чтение и театрализация сказки «Царевна лягушка».

 

• Промежуточная диагностика.

 

Октябрь 2019г • Чтение русских народных и авторских сказок в ходе организованной образовательной деятельности и в режимных моментах. («Никита Кожемяка», «Докучные сказки»).

 

• Консультация родителей по теме проекта.

 

• Беседа о русском народном творчестве.

 

• Дидактическая игра «Из какой сказки герой».

 

• «Сочини сказку про.».

 

• Ручной труд: «Поделки из природного материала».

 

• Консультация для родителей. «Воспитание будущего читателя».

 

• Музыкальное развлечение «Осенняя гостья».

 

• Выставка книг А. Афанасьева.

 

Ноябрь 2019г • Составление рассказов по сказке «У страха глаза велики».

 

• Изготовление масок и атрибутов для театральной деятельности.

 

• Театрализация сказки «У страха глаза велики».

 

• Рассматривание иллюстраций Е. Рачева

 

• Разработка и проведение НОД по аппликации «Герои сказок».

 

• Дидактическая игра «Опиши сказку».

 

• Консультация и оформление стенда передвижки для родителей «Учите вместе с нами».

 

Декабрь 2019г • Конкурс рисунков «Дед мороз».

 

• Составление творческих рассказов «Придумай конец сказки».

 

• Дидактическая игра «Назови автора сказки».

 

• Конструирование игрушек из конусов «Дед мороз и Снегурочка».

 

• Письмо «Деду Морозу».

 

• Изготовление костюмов совместно с родителями.

 

• Театрализация «Новогоднее путешествие».

 

• Беседа «Ах, этот новый год».

 

Январь 2020 г • Беседа «В руку книгу я беру».

 

• Сказки раскраски.

 

• Игра драматизация «Лисичка сестричка и волк».

 

• Рассказывание сказки по цепочке.

 

• «В гости к дедушке Корнею» (игра путешествие по знакомым сказкам).

 

• Оформление папки передвижки «Воспитание сказкой».

 

• Аппликация НОД «Дом для поросят».

 

• Разучивание песен и танцев к музыкальному занятию «Сказка в гости нас зовет».

 

Февраль 2020 г • Беседа с детьми о характерах сказочных героев.

 

• «В гостях у бабушки Загадушки» (загадки).

 

• Просмотр мультфильмов сказок

 

• Музыкальное развлечение «Сказка в гости нас зовет».

 

• Изготовление книжек – малышек.

 

• Консультация для родителей «Вот и сказочке конец».

 

• Спортивное развлечение «Спортивные сказки».

 

• Акция подари книгу.

 

• Совместный конкурс рисунков родителей и детей «Все сказки хороши».

 

• Открытый НОД по финансовой грамотности «Финансовая школа».

 

• «Круглый стол» с учителями начальной школы.

 

Март 2020 г • Родительское собрание «Сказки наши сказки» (знакомство родителей с результатом проектной деятельности).

 

• Фотоотчет по проекту.

 

• Применение опыта в домашних условиях (домашнем спектакле).

 

• Оформление продуктов проектной деятельности:

 

• Педагогический проект «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»;

 

• Оформление мини музея – «Такой разный театр».

 

• Картотека пословиц и поговорок;

 

• Картотека загадок;

 

• Картотека подвижных игр;

 

• Оформление уголка выставки рисунков.

 

Дальнейшее развитие проекта:

Распространение педагогического проекта по теме: Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» среди педагогов ДОУ, пополнение картотеки игр, продолжить пополнение предметно пространственной образовательной среды по данному направлению; продолжать поддерживать живой интерес по данной теме с детьми и родителями.

 

Заключение:

После проделанной мною работы я вижу положительные показатели, практика показывает, что при постоянной работе со сказкой и использовании различных форм подачи материала: моделирование сказок, анализ, игру, сочинение, рассказывание. Постановка сказок, продуктивная деятельность по сказочной тематике, просмотр (в том числе виртуальный) спектаклей и мультфильмов по мотивам сказок, значительно повышает возможность развития связанной речи у детей. Так как все дети индивидуальны, то в каждом ребенке виден разный результат. У детей начинает, развивается образное мышление, дети становятся более эмоциональны, выразительнее рассказывают сказки, получают умение строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки, сочинять собственные, используя наглядные модели. Начинают сопереживать героем сказки, дают им оценку. Но передо мною стоит много задач, работа в этом направлении будет продолжена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, долгосрочный.

Продолжительность проекта: сентябрь 2018 – март 2020.

Участники проекта:

  • воспитатель: Леонова Ирина Владимировна,

  • музыкальный руководитель,

  • инструктор по физической культуре,

  • учитель-логопед;

  • дети старшего дошкольного возраста группы №6 «Капельки»- 5 -7 (8) лет,

  • родители (законные представители) воспитанников.

Проблема.

Я заметила, что у детей моей группы есть проблемы развития речи: односложные, состоящие лишь из простых предложений речь, так называемая «ситуативная» речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедная диалогическая речь; неспособность построить монолог (например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами); Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт ребенка, и по своей сущности, они вполне отвечают природе дошкольника; они близки его мышлению, представлению. Через сказку я интегрировано провожу непосредственно образовательную деятельность. Понимая, что предметно пространственная среда играет важную роль в развитии детей. Я постоянно пополняю ее новыми настольными играми, заполняю центр театрализации новыми видами театров (изготовленных совместно с родителями, сделала персонажей настольного театра из деревянных ложек, наполнила центр фигурками теневого театра. Так же пополняю центр развития речи разными настольными играми («Что лишнее?», «Узнай сказку по предмету», «Разрезные картинки», «Что сначала, что потом», «Подбери картинку» и т. д.). Добавляю атрибуты для игр в уголок ряженья; пополняю центр сюжетно ролевых игр.

Актуальность.

Именно в период дошкольного возраста создается благоприятные условия для развития устной речи, формируется фундамент для письменной формы речи для и последующего речевого развития ребенка.

Это значит, необходимо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. Представленный мною проект "Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» основан на интеграции следующих видов деятельности: познавательно-исследовательской, продуктивной - деятельности, коммуникативной деятельности, чтение художественной литературы и др.

Цель:

Создание системы работы, направленной на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством сказок.

Задачи:

для воспитателя:

-повысить личную педагогическую компетентность по теме «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством сказок;

-разработать Рабочий план реализации проекта;

-разработать и внедрить систему работы, направленную на развитие связной речи у детей старшей группы посредством сказок;

-пополнить Предметно-пространственную развивающую среду группы.

для воспитанников:

Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное; распознавать свои чувства и чувства других;

-развивать связную речь;

-расширять и активизировать словарный запас

-развивать желание детей участвовать в совместном сочинительстве, игровых действиях; групповую сплоченность, самооценку детей;

-воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь, бережное отношение к чужому труду;

-дать возможность ребенку выразить свое настроение, отношение к произведению разными способами.

для родителей (законных представителей):

-повышать грамотность родителей в вопросах развития связной речи детей;

-изготовить совместно с родителями различные виды театров;

-Развитие совместного творчества родителей и детей. В том числе изготовление совместно с родителями различных видов театров

-Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.

-Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

I. Подобрать и изучить нормативно-правовую базу, методическую литературу, Интернет-ресурсы по теме проекта.

II. 1. Произвести отбор методических разработок по теме проекта «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».

2. Применить имеющиеся методики диагностирования.

3. На основе имеющегося материала разработать свое анкетирование.

4. Провести анкетирование родителей (законных представителей).

5. Обработать и проанализировать полученные результаты.

III. Подобрать методики и технологии по внедрению:

1. Разработать перспективный план работы по реализации задач педагогического проекта.

2. Составить план мероприятий со специалистами ДОУ, воспитанниками группы и их родителями.

IV.Создание «Системы работы, направленной на развитие связной речи у детей в старшей группе посредством сказок».

V.Подобрать критерии оценки внедрения «Системы работы, направленной на развитие связной речи у детей старшей группы посредством сказок».

Этапы реализации проекта:

1 Подготовительный;

2. Основной;

3. Заключительный;

1 этап: Подготовительный

Свою работу над Педагогическим проектом я начала с изучения нормативно-правовых документов:

- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования;

- Закон об образовании;

- СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014)

Научно-методической литературу по теме «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»;

Интернет-ресурсов: Журнал «Современный детский сад» http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad; Журнал «Детский сад от А до Я» http://detsad-journal.narod.ru/ и т. д.

Перед началом работы над реализацией намеченной цели, мне необходимо было выявить уровень развития связной речи воспитанников и определить отношение родителей к запланированной реализации проекта, так как считала, что реализация данного проекта без поддержки родителей вызовет затруднение. Для этого после изучения методической литературы и материалов Интернет-ресурсов я подготовила вопросы и составила свою анкету для родителей. (см. Приложение № 3).

После проведения анкетирования и анализа результатов я поняла, что работу в данном направлении надо проводить в тесном взаимодействии с родителями

Для выявления уровня развития связной речи детей мною была проведена диагностика (см. Пункт 2.6). По результатам диагностического обследования было выявлено, что необходимо особое внимание в 2018-2020г учебном году обратить на работу в данном направлении.

Поэтому подготовила и провела родительское собрание, ознакомив родителей с темой, целью и задачами данного проекта, а также проинформировала родителей о необходимости их активного участия в совместной деятельности с детьми и специалистами ДОУ.

В рамках направления взаимодействия со специалистами ДОУ во время «Круглого стола» с участием специалистов, состоялся анализ проблемы, обсуждение целей и задач проекта. Мною было предложено проведение интегрированной непосредственно-образовательной деятельности, а затем были выбраны темы для разработки и проведения НОД по теме Педагогического проекта.

Особое внимание мною было обращено на пополнение предметно-пространственной среды информационными и дидактическими материалами,

Так как необходимо было вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

Кроме того была проведена экскурсия в Городскую детскую библиотеку.

Чтение художественной литературы.

Для активного участия родителей в осуществлении проекта начала ненавязчиво вовлекать родителей (законных представителей) в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

На подготовительном этапе я подготовила необходимый материал: презентации, консультации, материалы для создания картотек: дидактических игр, загадок и пословиц.

Также мною был оформлен родительский уголок информационными материалами по теме проекта.

2. Основной этап.

Сентябрь 2018 г – февраль 2020г

При реализации практического материала Педагогического проекта по данной теме свою работу я планировала во взаимодействии со специалистами ДОУ, совместной деятельности с воспитанниками (во время НОД, во время режимных моментов) и совместной работы с родителями.

Для этого мною был составлен Рабочий план реализации проекта. Особое внимание было уделено введению детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания с опорой на их личный опыт, чтобы заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддержать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Тактично рассматривала все предложенные детьми варианты решения проблемы. Соблюдала принципы последовательности и регулярности в работе над проектом, в ходе работы создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход, развивать творческий интерес и фантазию детей.

Во время данного этапа продолжала пополнять предметно-развивающую среду в группе, изготавливала атрибуты к тематической непосредственно-образовательной деятельности и совместной работе с детьми в ходе режимных моментов.

Родители моих воспитанников активно участвовали в поиске информации, иллюстраций и детской литературы по теме проекта, читали дома сказки и другую литературу по темам НОД.

Совместно с детьми выполняли творческие работы.

На данном этапе были проведены открытые показы интегрированной непосредственно-образовательной деятельности со специалистами ДОУ. (см. Приложение №2, рабочий план реализации проекта см. пункт 2.3) Экскурсии; Беседы; Чтение художественной литературы. Рисование, лепка, аппликация. Выставки детских работ; Выставки коллективных коллажей;

3 этап Заключительный Февраль - март 2020

• Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. Подготовка к презентации проекта.

• Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

• Мониторинг детей

• Анкетирование родителей

• Проведение родительского собрания с целью знакомства родителей с результатами работы по проектной деятельности.

• Оформление продуктов проектной деятельности:

• Педагогический проект «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

• Картотека загадок о сказочных героях.

• Картотека пословиц и поговорок.

• Картотека дидактических игр.

• Картотека подвижных игр.

• Выставки коллективных и индивидуальных детских работ.

• Показ спектакля.

Рабочий план реализации проекта

Сентябрь

2018г • Изучение литературы по теме, подбор материала, составление плана работы.

• Родительское собрание, ознакомление родителей с постановкой цели и задач проекта «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей в старшей группе посредством сказок» знакомство родителей с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.

• Подбор литературы для родителей, оформление уголка, консультации.

• Пополнение оснащённости группы, информационным материалом.

• Анкетирование родителей.

Октябрь

2018г • «Какие бывают театры?». Расширение представлений детей о видах театра (кукольный, пальчиковый, на фланелеграфе).

• Проведение интегрированной НОД музыкального «Красавица осень».

• Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках.

• «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», «Собери картинку» по сказкам, «Пазлы», «Лото».

• Чтение и театрализация сказок В. Сутеева: «Под грибом»; «Кто сказал Мяу» и др. Рассматривание иллюстраций.

• Выставка книг автора В. Сутеева.

• Консультации для родителей.

• Экскурсия в библиотеку.

Ноябрь

2018г • Открытый показ интегрированной НОД с использованием ИКТ «Путешествие в сказку».

(по сказке «Теремок»).

• Игра - имитация «Пойми меня», «Изобрази героя сказки».

• Разработка и проведение НОД рисование с применением обрывной аппликации "По щучьему велению".

• Игра драматизация по сказке «Репка».

• Разучивание песен из мультфильмов, сказок.

• Выставка книг «Русские народные сказки».

• Консультации для родителей «Воспитание сказкой».

• Оформление родительского уголка на тему «Русские народные сказки».

• «Сказки нашего детства» - семейное чтение.

Декабрь

2018г • Разработка и проведение НОД лепка сказочных персонажей из русской народной сказки "Колобок": заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

• Знакомство с творчеством художника иллюстратора Е. Рачева. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

• Интегрированная НОД с использованием ИКТ «Путешествие колобка домой».

• Театрализация сказок с помощью настольного театра.

• Словесные игры: «Слова наоборот». «Кто из героев сказал эти слова?».

• Разучивание пословиц и поговорок о сказочных героях.

• Выпуск буклета для родителей «Герои сказок».

• Чтение сказок К. Чуковского.

• Отгадывание загадок о сказочных героях.

• Открытый показ новогодней сказки «Королевство кривых зеркал».

• Совместное изготовление костюмов и декораций к спектаклю.

• Выставка работ «Хоровод сказочных героев».

• Выставка книг автора К. Чуковского.

Январь

2019г • НОД по аппликации «Медведь».

• Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Бременские музыканты», «Гадкий утенок».

• Сюжетно - ролевые игры.

• Проведение дидактических игр во время организованной образовательной деятельности и в режимные моменты.

• Беседа «По страницам сказок».

• Выпуск памяток, буклетов для родителей «По дорогам сказок».

• Конструирование «Теремок»; театрализация сказки теремок «Теремок на новый лад».

• Консультация для родителей «Традиции семейного чтения».

• Чтение сказок в саду и дома по выбору детей.

• Выставка книг «Мои любимые сказки»

• Подвижные игры: Горелки; «Два мороза»; хороводные игры и т. д

Февраль 2019г • Составление творческих рассказов: «Если бы я попал в сказку».

• Консультация родителем «Домашний кукольный театр, как средство научить ребенка общению».

• Загадывание загадок о сказочных героях.

• Чтение русских народных и авторских сказок в ходе организованной образовательной деятельности и в режимных моментах. Семейное чтение, театрализация сказок.

• Рассматривание иллюстраций И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, Е. Рачева.

• Оформление родительского уголка «Радость встречи с книгой».

• Снимаем мультфильм по сказкам.

• Выставка книг «о природе».

Март 2019г • Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; рисование сказочных героев; предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме.

• Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме) и совместное обсуждение.

• Выпуск буклетов для родителей «Как правильно читать детям книгу и пересказывать прочитанное».

• Теневой театр.

• Викторина «Покажи нам тень, а мы угадаем её».

• Рассказывание с использованием мнемо-таблиц.

• Театрализация русских народных сказок («Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», а также сказок по выбору детей).

• Выставка книг «Русские народные сказки».

Апрель 2019г • Развитие словаря детей.

• Рассказывание сказок придуманных вместе с родителями.

• Дидактические и настольно печатные игры: «Загадки из сундучка» упражняться в умении излагать последовательность событий в сказке, «Что лишнее?», «Узнай сказку по предмету», «Разрезные картинки», «Что сначала, что потом», «Подбери картинку». «Чудесный мешочек», «Узнай сказку по картинке».

• Подвижная игра «Волки и ягнята».

• «Книга сказок» - совместная работа родителей и детей. Выставка в уголке книги.

• Беседа «Режиссёр и другие профессии».

• Изготовление билетов и афиши к спектаклю.

• Открытый показ спектакля «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в детском саду для младших групп № 9, 12, 5.

• Консультация родителей по теме проекта.

Май 2019г • Рассматривание иллюстраций И. Я. Билибина.

• Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Мороз Иванович».

• Спортивное развлечение «По дороге к Мухе - цокотухе».

• Театрализация сказки «Муха - цокотуха»

• Беседа «Артист он кто?».

• Настольно печатные игры.

• Разгадывание загадок по теме сказки.

• Консультация для родителей «Море сказок, как выбрать лучшее».

• Выставка книг К. Чуковского.

Июнь 2019г • Пазлы по теме сказки, «лото»; настольно - печатные игры.

• Индивидуальная работа с родителями.

• Чтение сказок А. С. Пушкина.

• Выставка книг по произведениям А. С. Пушкина.

• Конкурс рисунков по произведениям А. С. Пушкина.

• Беседа пойдем в театр.

• Виртуальная экскурсия сказки «Третьяковской галерее».

• Подвижные игры «Хитрая лиса».

Июль 2019г • Развитие словаря детей.

• Чтение сказок. (Сказки-мультфильмы В. Сутеев Кто сказал Мяу).

• Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; рисование сказочных героев;

• Подвижные игра «У медведя, во бору».

• Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках.

• Беседа «Сказка ложь да в ней намёк.».

• Настольный театр из «Стаканчиков» по сказке В. Сутеева «Кто сказал Мяу?».

• Индивидуальная работа с родителями Василисы А. «Веселые слоги».

Август 2019г • Проведение дидактических игр во время организованной образовательной деятельности и в режимные моменты.

• Рассматривание иллюстраций В. М. Васнецова.

• Рисование на асфальте мелками, по сказке «Три поросенка».

• Мультдискотека под песни из мультфильмов.

• Подвижная игра «Палочка выручалочка».

• Беседа с детьми о характере сказочных героев.

• Игра назови ласково сказочного героя.

• Проведение НОД по лепке «Три поросенка».

Сентябрь 2019г

• Родительское собрание.

• Составление творческих рассказов. «Кем из героев сказки я хотел бы быть».

• Подвижные игры «Гуси - лебеди».

• Чтение сказки В. Катаев «Цветик семицветик».

• Театрализация сказки «Дюймовочка».

• Кукольный театр «Три поросенка на новый лад».

• Оформление книжного уголка «В руки книгу я возьму».

• Обогащение словаря детей.

• Дидактическая игра доскажи словечко.

• Чтение и театрализация сказки «Царевна лягушка».

• Промежуточная диагностика.

Октябрь 2019г • Чтение русских народных и авторских сказок в ходе организованной образовательной деятельности и в режимных моментах. («Никита Кожемяка», «Докучные сказки»).

• Консультация родителей по теме проекта.

• Беседа о русском народном творчестве.

• Дидактическая игра «Из какой сказки герой».

• «Сочини сказку про.».

• Ручной труд: «Поделки из природного материала».

• Консультация для родителей. «Воспитание будущего читателя».

• Музыкальное развлечение «Осенняя гостья».

• Выставка книг А. Афанасьева.

Ноябрь 2019г • Составление рассказов по сказке «У страха глаза велики».

• Изготовление масок и атрибутов для театральной деятельности.

• Театрализация сказки «У страха глаза велики».

• Рассматривание иллюстраций Е. Рачева

• Разработка и проведение НОД по аппликации «Герои сказок».

• Дидактическая игра «Опиши сказку».

• Консультация и оформление стенда передвижки для родителей «Учите вместе с нами».

Декабрь 2019г • Конкурс рисунков «Дед мороз».

• Составление творческих рассказов «Придумай конец сказки».

• Дидактическая игра «Назови автора сказки».

• Конструирование игрушек из конусов «Дед мороз и Снегурочка».

• Письмо «Деду Морозу».

• Изготовление костюмов совместно с родителями.

• Театрализация «Новогоднее путешествие».

• Беседа «Ах, этот новый год».

Январь 2020 г • Беседа «В руку книгу я беру».

• Сказки раскраски.

• Игра драматизация «Лисичка сестричка и волк».

• Рассказывание сказки по цепочке.

• «В гости к дедушке Корнею» (игра путешествие по знакомым сказкам).

• Оформление папки передвижки «Воспитание сказкой».

• Аппликация НОД «Дом для поросят».

• Разучивание песен и танцев к музыкальному занятию «Сказка в гости нас зовет».

Февраль 2020 г • Беседа с детьми о характерах сказочных героев.

• «В гостях у бабушки Загадушки» (загадки).

• Просмотр мультфильмов сказок

• Музыкальное развлечение «Сказка в гости нас зовет».

• Изготовление книжек – малышек.

• Консультация для родителей «Вот и сказочке конец».

• Спортивное развлечение «Спортивные сказки».

• Акция подари книгу.

• Совместный конкурс рисунков родителей и детей «Все сказки хороши».

• Открытый НОД по финансовой грамотности «Финансовая школа».

• «Круглый стол» с учителями начальной школы.

Март 2020 г • Родительское собрание «Сказки наши сказки» (знакомство родителей с результатом проектной деятельности).

• Фотоотчет по проекту.

• Применение опыта в домашних условиях (домашнем спектакле).

• Оформление продуктов проектной деятельности:

• Педагогический проект «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»;

• Оформление мини музея – «Такой разный театр».

• Картотека пословиц и поговорок;

• Картотека загадок;

• Картотека подвижных игр;

• Оформление уголка выставки рисунков.

Дальнейшее развитие проекта:

Распространение педагогического проекта по теме: Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» среди педагогов ДОУ, пополнение картотеки игр, продолжить пополнение предметно пространственной образовательной среды по данному направлению; продолжать поддерживать живой интерес по данной теме с детьми и родителями.

Заключение:

После проделанной мною работы я вижу положительные показатели, практика показывает, что при постоянной работе со сказкой и использовании различных форм подачи материала: моделирование сказок, анализ, игру, сочинение, рассказывание. Постановка сказок, продуктивная деятельность по сказочной тематике, просмотр (в том числе виртуальный) спектаклей и мультфильмов по мотивам сказок, значительно повышает возможность развития связанной речи у детей. Так как все дети индивидуальны, то в каждом ребенке виден разный результат. У детей начинает, развивается образное мышление, дети становятся более эмоциональны, выразительнее рассказывают сказки, получают умение строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки, сочинять собственные, используя наглядные модели. Начинают сопереживать героем сказки, дают им оценку. Но передо мною стоит много задач, работа в этом направлении будет продолжена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия. Познавательно-исследовательская деятельность, ориентирована ...

Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи для детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи для детей старшего дошкольного возраста....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста  посредством игр-драматизаций...

Консультация для педагогов «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Четкая и правильная речь — это залог результативного общения, решительности, благополучия.Как известно, формирование словаря у дошкольников это – комплексное взаимодействие с ребёнком, одн...

Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).

Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...