Совместный с родителями проект по развитию речи " Волшебство загадки"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Осипчук Вера Владимировна

В последнее время всё чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры. в чём может помочь изучение загадок, какмалой формы русского фольклора.

Загадка знакомит ребят с радостью мышления, направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки. побуждает глубже вникать в в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику и силу воображения.Загадки побуждают к наблюдению, размышлению. познанию. развивают речь, способствуют развитию психических процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Волшебство загадки»

                                

                         Подготовил и провёл: воспитатель средней     группы № 7 МАДОУ № 29 г. Новороссийска Осипчук В.В.

Тип проекта: информационно-творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (один месяц).

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Принцип построения: интегративный

Вступление:

Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: « вопрос или  задание, которое  требует разгадки».

Выделяют два основных признака  загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.

Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.

Во – вторых, основными языковыми особенностями  являются  яркость образов, их описательность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа.  Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения.  Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».

    Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.

Актуальность темы:

« Появление загадок относится к « древнейшему периоду периоду первых проблесков человеческого ума».

 В настоящее время загадки также широко используются в  общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной   и игровой деятельности  ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле,  способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление творческое воображение).

Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.  

Также загадка знакомит ребят с радостью мышления , направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков , развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой  в развитии  его мышления, в литературном развитии.

Цель: Исследование происхождения загадок и их видов.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность, любознательность через    знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
  • Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций.
  • Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.
  • Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников организовав мастерскую по изготовлению атрибутов для р.н.игр, картотеки загадок, поделок из пластилина и бросового материала, рисунков.

Содержание проекта:

1.Цикл мероприятий по теме: « История  происхождения загадки».

2. Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворение, образные сравнения).

3. Цикл мероприятий  по обучению составлению загадок.

4.Итоговая организованная деятельность  «Волшебница загадка».

Используемая литература:

- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П.Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957.

Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 1986.- № 9.

- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки – М., Просвещение, 1976.

Предполагаемые результаты:

Дети знают историю возникновения загадки.

- Различают виды загадок.

- Проявляют интерес к составлению загадок.

- Каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:

Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.

Продукт проектной деятельности:

- Рисунки детей, поделки из пластилина.

- Картотека  загадок.

- Копилка р.н. сказок, в которых присутствуют загадки.

- Детские книги загадок.

                                                                   Этапы реализации проекта:

1.Этап

Организационный

   

Определение цели, задач.

Изучение методической литературы.

2.Этап

Подготови-тельный

Составление плана проекта.

Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта).

Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы).

Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта. 

Выбор форм работы с родителями.

Выбор основных мероприятий.

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

3.Этап

Практический      

Составление консультаций, бесед, рекомендаций.

Творческие задания для родителей и детей.

Совместные мероприятия с детьми (3 цикла):

беседы, наблюдения, занятия с детьми, развлечения, чтение художественной литературы , игровая и художественно-продуктивная деятельность.

4.Этап

Заключитель-ный

Сбор полученного материала по проекту.

Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы).

Подготовка к представлению продукта проектной деятельности.


План работы по реализации проекта

Тема

цикла

       

 Содержание

Задачи

Взаимодействие

с

родителями

1.

« История  происхождения загадки».

Рассказ « История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».  

Д/и «Загадки и отгадки».

Разучивание загадок.

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Рассматривание книжных иллюстраций.

Развивать познавательную активность, любознательность через    знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.

Познакомить детей с понятием

« загадка».

Формировать интерес к народному творчеству (загадкам).

Поиск информации о происхождении загадки.

Консультации, беседы.

2.

«Знакомство с образными средствами в загадках».

НОД «Какие бывают загадки?».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.».

Р/и «Подбери рифму», «Сундучок»,

«Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи.

Разучивание загадок.

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Развлечение «Вечер загадок».

Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций, произведений живописи.

Показать значение и способы построения загадки, познакомить с языком загадки,

образными средствами

( рифмой, метафорами, олицетворением)

Формировать у детей образное воображение.

Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.)

Разучивание с детьми загадок.

Подборка детских книг загадок.

3.

Обучение составлению загадок.

Беседа «Как придумать загадку».

Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.».

Р/и «Подбери рифму», «Тайна».

Рассматривание произведений живописи.

 Изготовление картотеки загадок.

Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.

Развивать умения выделять главные признаки объекта, владеть речью.

Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.)

Разучивание с детьми загадок.

Помощь в создании картотеки  загадок.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие речи через загадки Пушкина

развитие речи через загадки Пушкина...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи "Веселые загадки".

Цель занятия: создатьусловия для речевого творчества детей через составление загадок....

Методическая разработка совместного педагогического проекта по развитию речи и формированию художественно – эстетического развития на тему «Приобщение детей к сказке» воспитателя МБДОУ Д/С N41 п. Приморский Есипко Антонины Александровны.

       Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Детская сказка - это перва...

"Использование тризтехнологий в развитии речи дошкольников. Загадки"

Здесь вы найдёте как использовать тризтехнологии в сочинительстве загадок....

Конспект занятия по развитию речи «Лесные загадки»

Конспект занятия по развитию речи «Лесные загадки»...

Конспект занятия по развитию речи «Лесные загадки»

Конспект занятия по развитию речи «Лесные загадки»...