Статья на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Кускова Наталия Викторовна

В статье проводится анализ инновационных технологий используемых в дошкольном образовании. Описывается опыт интеграции здоровье сберегающих, игровых технологий и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) при организации и проведении занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Кускова Н.В., воспитатель

МБДОУ «Буревестниковский детский сад»

пос. Буревестник, Богородский р-н, Нижегородская обл.

Аннотация. В статье проводится анализ инновационных технологий используемых в дошкольном образовании. Описывается опыт интеграции здоровье сберегающих, игровых технологий и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) при организации и проведении занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: инновационные технологии, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), дошкольное образование, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), здоровье сберегающие технологии, интегративные технологии.

Kuskova N.V., tutor

MBPEA « Burevestnikovsky kindergarten»

Village of Burevestnike, Bogorodsk district, Nizhny Novgorod region.

Abstract. In article the analysis of the innovative technologies used in preschool education is carried out. Experience of integration health of the preserving, game technologies and ICT (information and communication technologies) is described at the organization and teaching development of the speech with children of preschool age.

Key words: innovative technologies, teacher, pre-school educational institution (DOW), preschool education, information and communication technologies (ICT), health saving technologies, integrative technologies.

«Даже самое известное может выглядеть и быть новым, если Вы человек со своим мышлением, подходом. Ваш способ выражения и самому старому должен придавать характер новости».

В.Г. Белинский

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Это обусловлено сразу несколькими факторами:

  1. Дети с раннего возраста погружены в виртуальный мир компьютеров, гаджетов, электронных игрушек и все меньше общаются непосредственно друг с другом.
  2. В настоящее время мы наблюдаем снижение здоровья детей дошкольного возраста. Наличие соматических и психических нарушений отражается на скорости и качестве развития познавательных процессов в целом и речи в частности.
  3. Ставки логопедов присутствуют только в специализированных детских садах или детских садах с логопедическими группами, а потребность существует и у детей, посещающих обычные дошкольные учреждения (далее ДОУ).

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает, что это очень ответственная и трудоёмкая работа, требующая определённой подготовки, системы и терпения со стороны педагога к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Реализовать это на практике помогают инновационные образовательные технологии.

Инновации [лат.innovatio – обновление] - это введение чего-л. нового; нововведенная вещь; модернизация; реформа. [3. С. 422]

Образовательные технология – это система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования. [12]

В настоящее время мы можем использовать в своей работе широкий спектр инновационных образовательных технологий, среди которых:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др.

Проанализировав теоретическую информацию по каждой из перечисленных технологий, я пришла к выводу, о необходимости использования интегрированного подхода.

Интегрированный подход – соединения знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняющих друг друга, для решения несколько задач развития [8. С.5].

Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия[8, С.11].

В своей работе я сделала упор на здоровье сберегающие, игровые и информационно-коммуникационные технологии.

Мною был разработан план – конструктор, который можно адаптировать под каждую возрастную группу, как количеством, так и продолжительностью занятий учитывая возрастные особенности детей и требования СанПиНа.

Занятие включает в себя следующие этапы:

  1. Пальчиковая гимнастика,
  2. Дыхательная гимнастика,
  3. Артикуляционная гимнастика,
  4. Логоритмика,
  5. Дидактическая игра.
  6. Презентация, мультфильм или компьютерная игра

Последний «интерактивный этап» можно включать в занятие по развитию речи для детей начиная со второй младшей группы.

Данная последовательность не является случайной, а построена по принципу усложнения каждого последующего этапа, а также смены вида деятельности, для поддержания концентрации внимания и заинтересованности детей.

Интегрированный подход заключается в использовании в программе основ здоровье сберегающих технологий – как совокупности приемов, программ, методов организации процесса образования, направленного на сохранение и  укрепление здоровья детей [9, С. 5]. К данным технологиям я отношу все виды гимнастики и логоритмику – соединяющие в себе две образовательные области: логопедию и физическую культуру, которые на равных дополняют друг друга. Упражнения подбираются таким образом, чтобы задействовать все группы мышц, суставы и дыхательную систему. В качестве музыкального сопровождения мы часто используем материал Екатерины Железновой.

Дети быстро запоминают стихи и сопровождающие их движения, могут длительное время с удовольствием выполнять упражнения, сохраняя концентрацию внимания и доделывая упражнения до конца.

Вторым неотъемлемым инновационном элементом программы является построение всего процесса как увлекательной игры. Таким образом, мы используем игровые технологии в занятиях по развитию речи.

Игра – это ведущий вид деятельности для дошкольника.

Ведущая деятельность - это та деятельность, которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии [5. С.27]. В процессе игры происходят основные изменения в отдельных психических процессах (внимании, памяти, мышлении), а также развивается личность ребенка в целом.

Мы всегда должны помнить, что в дошкольном возрасте лучшее занятие – это то, которое организовано так, чтобы ребенок не догадывался, что он учится.

Если ребенок играет, то у нас нет необходимости формировать его мотивацию, контролировать его, - все проходит максимально естественно и непосредственно. При этом мы имеем возможность реализовать

несколько видов образовательных задач, научить ребенка:

  1. Сравнивать и выбирать предметы по признакам.
  2. Классифицировать и распределять предметы или картинки.
  3. Определять предмет по признаку/ам.
  4. Упражнять внимание и память.

Задачи выполняются через действия, которые определяют и организуют поведение детей. Оно непосредственно привлекает интерес ребенка и определяет его эмоциональное отношение к игре.

Деятельность в дидактической игре всегда строго связана с темой занятия и правилами.  Однако только в случае, если игра будет интересной, ребенок охотно подчинится правилам. Это возможно достичь, когда правила соответствуют  возрастным особенностям и компенсируются занимательной деятельностью.

Третьим компонентом интеграции является использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ).

ИКТ - это совокупности технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие) [1, с.5].

Дети с рождения находятся в среде наполненной электронными игрушками. Компьютер, планшет, телефон с множеством игровых приложений - всё это занимает значимое место в досуговой деятельности дошкольников, оказывает существенное влияние на формирование их психофизических качеств и развитие личности.

Практика показывает, что использование компьютерных игровых методик значительно повышает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Дети с удовольствием смотрят презентации, короткие видео ролики или мультфильмы, раскрывающие им тайны окружающего мира. Количество детей способных пересказать увиденное намного выше, при условии использования ИКТ технологий, чем при рассматривании статических картинок из книг и брошюр.

В рамках интегрированных занятий по развитию речи мы используем «распевки» с видеорядом или игровые «симуляторы» для артикуляционной гимнастики «Сдуй снежинку», «сдуй лист», «задуй свечу» и т.д.

Мотивация детей увеличивается, а длительность сохранения концентрации внимания и продолжительности выполнения задания увеличивается в 2 раза.

Таким образом, можно сделать вывод, что все используемые инновационные технологии взаимодополняют друг друга, помогают нам достичь следующих результатов:

  1. Разнообразить и индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс, создать мотивацию, развить высшие психические функции, в том числе навыки общения, интеллекта, и творческих способностей за счет использования ИКТ технологий;
  2. Укрепить общее здоровье, а так же целенаправленно через пальчиковую, артикуляционную, дыхательную виды гимнастики и логоритмику  способствовать развитию речи;
  3. Повысить привлекательность занятий, сформировать интерес к образовательной деятельности, организуя ее в виде игры;
  4. Реализовать социальный заказ от родителей: помочь стать их детям умными, сильными, здоровыми, всесторонне развитыми и гармоничными личностями;
  5. Повысить профессиональную компетентность педагогов (воспитателей), через поиск и воплощение творческого, нестандартного подхода к организации своей работы.

Литература:

  1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.
  2. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Из- дательство Юрайт ; МГППУ, 2011. — 460 с. — Серия : Основы наук
  3. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов., Издательство: Москва, ЭКСМО-Пресс 2006 г. – 1305 с.
  4. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. --М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил
  5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Психологические основы дошкольной игры. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. -576с.
  6. Логопедия. Основы теории и практики. Жукова Н.С. - М.: Эксмо, 2011. — 288 с
  7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  8. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Издательство: ТЦ Сфера, 2008 г., 128 с.
  9. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. М.: АРКТИ, 2008. — 288 с.
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304с.
  11. https://nsportal.ru
  12. https://slovar.cc/enc/ped/2137720.html
  13. http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112-1.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Консультация для воспитателей "использование инновационных технологий в организации сюжетно-ролевой игры"

Консультация для воспитателей "Иновационные технологии в организации сюжетно-ролевой игры"...

Презентация Интегрированный подход использования инновационных технологий для занятий по развитию речи

В презентации описывается интеграция инновационных технологий: здоровье сберегающей, игровой и ИКТ, используемых в занятиях по развитию речи....

Статья "Реализация принципа индивидуализации через использование инновационных технологий в речевом развитии детей"

В статье идет речь о реализации принципа индивидуализации  в речевом развитии детей, о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: ме...

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...

Современные подходы к организации занятий по развитию речи детей дошкольного возраста.

Сегодняшнее время требует от нас, педагогов, новых технологий в обучении воспитании и образовании детей. Введение новых образовательных стандартов ставит серьезные задачи, заставляет нас искать новые ...

Открытое занятия по развитию речи на тему «Использование игровых технологий В.В.Воскобовича в развитии речи детей в младшей группе»

Цель: поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение; стимулировать ребенка рассказывать знакомые стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки» с использованием игровых технол...