Весна. В гости к весне.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Панкова Татьяна Ильинична

Программное содержание: 
1. Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. 
2. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. 
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. 
4. Активизировать словарь по теме «Весна». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_vesne_otkr.zan-e.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшей группы

"Весна.В гости к  весне"

Воспитатель: Панкова Т.И.

Программное содержание: 
1. Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. 
2. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. 
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. 
4. Активизировать словарь по теме «Весна». 

Предварительная работа: разучивание стихотворения «К нам весна шагает» И. Токмаковой, наблюдения на прогулках, рассматривание картин и иллюстраций о весне. 

Оборудование: 
• «портреты»  весенних месяцев; 
•  картинки  животные – медведь, лиса, заяц, волк, белка; птицы – скворец, кукушка, ласточка, грач.


Методические приемы:  вопросы, рассматривание картинок, просмотр видеофильма, игры, чтение стихов, сюрпризный момент. 

Словарь: ослепительный свет, капель, проталина, скворечник, ранняя, названия детенышей животных и птиц.

НОД
Воспитатель  читает стихотворение-загадку: 
Светает рано по утрам, 
Проталины и тут и там. 
Ручей шумит как водопад. 
Скворцы к скворечнику летят. 
Звенят под крышами капели, 
Медведь со снежной встал постели. 
Всех солнышко теплом ласкает. 
Кто это время года знает?

Голубые, синие небо и ручьи

В синих лужах плещутся стайкой воробьи

На сугробах ломкие льдинки кружева

Первая проталина, первая трава.

- Как вы догадались, что это весна? О каких приметах говорится в стихотворении?  А какое время года сейчас? Почему вы так думаете? 
- Наступила весна. Давайте вспомним, какое время года было перед весной? Будет после? 
- Каждое время года состоит из трёх месяцев. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май). Какой сейчас месяц?

Послушайте музыку, чем пахнет весна?
- Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и поздняя весна. Как вы думаете, в каком месяце какая весна?

Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить к какому периоду весны они относятся.

Почему вы так думаете? (Дети подходят к столу, берут по очереди картинки, на которых изображена ранняя  весна, называют их и объясняют, почему они так думают). 

Первый весенний месяц – март.

-А как в народе называют месяц март?

-Март капельник.

-Март – протальник.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Желтая тарелка на небе висит

Желтая тарелка всем тепло дарит.

Ответы детей: солнце.

- Какое солнце весной: круглое, ласковое, яркое, золотое.

-Солнце светит ослепительно, его золотистые лучи греют лицо и руки.

- Что значит, светит ослепительно?

- Светит ярко, слепит.

- Что в марте начинается?

- В марте начинается таяние снега, капают сосульки, появляются первые проталины.

- От какого слова образовано слово проталины?

- От слова таять.

-Март – первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Солнце ослепительно светит, его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки. Небо синее, раскинулись пушистые облако. Появляются первые проталины. В полях журчат еще маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.

-Угадайте дети, что разбудит солнце весной?

Солнце – снег

Солнце проталины

Солнце – ручейки

Солнце – птицы, звери

(Дети рассказывают, какие изменения происходят весной с природой, животными).

-Назовите, какие приметы говорят о начале весны?

(Дети называют приметы, пословицы, поговорки о весне).

-Длинные сосульки, долгая весна

-В марте рано затаят, долго не растает

- Грач на горе, весна на дворе

-Придет март капельник – и зима заплачет

-Весна водой богата

-Как можно сказать о ручьях?

(Дети перечисляют: ручьи журчат, звенят, поют).

Игра «Снеговик»

-Дети, представьте, что мы с вами снеговики и стоим на солнечной поляне. Пришла весна, солнце припекает, снеговики начинают таять.

(Под веселую музыку капели дети изображают таяние снеговика)

 - Дети, отгадайте загадку:

В   шубе летом

А зимой  раздетый. (Лес)    

- На одной ножке покрутились и в лесу мы очутились.

- Прислушайтесь, что за звуки вы слышите? (Звуки, пение  птиц)

- Посмотрите, каких птиц вы узнали?

-А каких  птиц  называют вестниками весны?

(Дети называют птиц, которые прилетают весной: грач, кукушка, скворец ласточка, соловей)

- На одной ножке покрутились в самой чаще очутились.

- Вся природа и животные пробуждаются весной.

(Составление небольших описательных рассказов по картине).

- В жизни животных весной тоже происходят изменения. ( Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней. Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из тёплых стран, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают птенцов). 
- Весной появляются первые цветы, а какие вы должны узнать сами.

 Игра «Узнай и назови цветок». (На столе лежат картинки разных весенних цветов изображением вниз. Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок. Составляют о нем 2-3предложения). 
(Вспомнить с  детьми  названия первых весенних  цветов – первоцвет, мать-и-мачеха).Напомнить  детям о необходимости бережного отношения к цветам:  нельзя срывать, можно только любоваться красотой цветов, беречь природу.

Физкультминутка: 
Наши первые цветы распускают лепестки, 
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. 
Наши первые цветы закрывают лепестки. 
Тихо засыпают, головой качают. 
(Выполняют движения согласно тексту.) 

- Но не только цветы появляются весной. Посмотрите, кто это? (Воспитатель открывает салфетку – под ней насекомые (игрушки)). Детям задаются вопросы: 
• Каких насекомых мы уже видели на улице? 
• Какие скоро появятся? 
• Кто из насекомых приносит вред? 
• Какие насекомые приносят пользу? 
(Дети рассматривают насекомых и рассказывают о них). 

Игра «Назови детеныша»

-Дети звери выходят, ищут пропитание.

Игра «Чьи это следы» (Самостоятельно по карточкам определяют, чьи следы).

Сюрпризный момент:

Появляется воспитатель в костюме «Весны», приносит подарки (карточки с изображением силуэта бабочки, которые нужно раскрасить). Дети раскрашивают изображения бабочек, благодарят Весну. После того как дети раскрасят бабочек, кто-нибудь из детей рассказывает для Весны стихотворение «К нам весна шагает»: 

К нам весна шагает 
Быстрыми шагами, 
И сугробы тают,

Под ее ногами. 
Черные проталины,

На полях видны. 
Верно, очень теплые 
Ноги у весны. 
И. Токмакова

 

Весна благодарит детей и прощается с ними. 

Итог: когда мы пойдем на прогулку, то постараемся найти все приметы весны на участке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ.

Уважаемые родители!Началась очередная апрельская неделя.Лексическая тема на этой неделе "ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖМВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"Вашему вниманию предлагаются задания и уп...

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

Рекомендации для родителей подготовительной группы 3 неделя мая "Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая

Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...

«Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной». Рекомендации родителям (законным представителям) по лексической теме

Практический  материал родителям для совместных занятий и игр и общения с детьми в свободное время. Так в доступной и интересной форме, можно закрепить знания и умения ребёнка, по реализуемой тем...