Главные вкладки

    Мастер класс " Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны"
    материал по развитию речи (средняя группа) на тему

    Полухина Светлана Николаевна

    Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего тем что:

    1.     Открываются новые творческие и интеллектуальные возможности: позволяет ребенку почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

    2.     Учит формулировать идею (ключевую фразу).

    3.     Способствуют обогащению и актуализации словаря

    4.     Подготавливает к краткому пересказу.

    5.     Является диагностическим инструментом

    6.     Носит характер комплекстного воздействия: развивает речь, память, внимание, мышление.

    7.     Получается у всех

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл neskolko_shagov_k_razvitiyu_rechi_doshkolnika.docx21.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Уважаемые коллеги и члены жюри , тема моего мастер класса: « Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны»

    Свое выступление я хочу начать со слов Кузьмы Пруткова «Лучше скажи мало, но хорошо».

    Современная  жизнь диктует свои законы, речь людей становится деловой, лаконичной, лишенный образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус, и профессиональная карьера человека. Развитие речи – является актуальной темой в дошкольном возрасте.

    Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

    Психологи и педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе.

    Актуальность и целесообразность использования Синквейна объясняется прежде всего тем что:

    1. Открываются новые творческие и интеллектуальные возможности: позволяет ребенку почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
    2. Учит формулировать идею (ключевую фразу).
    3. Способствуют обогащению и актуализации словаря
    4. Подготавливает к краткому пересказу.
    5. Является диагностическим инструментом
    6. Носит характер комплекстного воздействия: развивает речь, память, внимание, мышление.
    7. Получается у всех

    Строчки синквейна похожи на японские лирические стихи хоку и танка.

    Где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?

    Синквейн — слово французское, в переводе означает «пять строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опираясьл на японские стихи разработала эту методику. Синквейн – это нерифмованное стихотворение.

    Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

    Правила составления синквейна:

    Не рифмованное стихотворение, содержит 5 строк. Его форма напоминает елочку

    1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
    2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
    3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов , описывающих действия предмета.
    4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна.
    5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним.

    Пример на слайде ребенок

    Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь некоторый словарный запас. Поэтому я начала работу с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

    Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

    А почему нельзя? Я думаю что  можно. Детям, которые не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами . О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

    Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять детям всегда весело, легко, а самое главное полезно!

    В чём же его эффективность и значимость?

    • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
    • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
    • Синквейн является игровым приемом.
    • Составление синквейна может использоватьсяся как заключительное задание по пройденному материалу.
    • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

    При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

    Я думаю, что нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

    А теперь я приглашаю 4 коллег

    1группа воспитатели тема зима занятие познание

    2 группа родители тема детский сад

    1 Работа с залом на тему женщины и что их волнует

    Дети, семья, фигура, красота, фигура, вес…..

    2 Тема масленица

    Масленица

    Яркая, разгульная

    Веселит, смешит бодрит

    Древний обряд, связанный с проводами зимы

    блины

    А закончить свое выступление я хочу следующими словами слайд


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Загадка как средство развития речи дошкольников"

    Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...

    Презентация к мастер-классу "Загадка как средство развития речи дошкольников"

    Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...

    Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

    Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая культура речи·...

    Мастер – класс «Загадка как средство развития речи дошкольников»

    данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

    МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

    Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

    Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны.

    ull;Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». •Сравнительно недавно педагоги стали использовать синквейн как метод развития речи....

    Консультация для педагогов "Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Синквейны"

    Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать в...