проект "Приобщение детей к сказке"
методическая разработка по развитию речи на тему

Виноградова Ирина Евгеньевна

Проект "Приобщение детей к сказке" разработан для детей развовозрастной группы и расчитан на 3 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №2 Г. ЛЫСКОВО

Проект "Приобщение детей к  сказке"

http://pozitano74.ru/assets/images/products/1181/image-z-(18).jpg

Выполнила:

                                                                         Воспитатель МБДОУ

                                                            детский сад № 2 г. Лысково

                        И.Е. Виноградова

       

                 г. Лысково

Актуальность проекта:


        В настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства детей имеется компьютер, подключение к сети Интернет. Все крупные литературные произведения  можно найти в экранизированном варианте. Причем, не всегда хорошего качества. Это приводит к обеднению словарного запаса детей, к неумению грамотно и последовательно анализировать имеющиеся тексты, составлять  рассуждения по каким-либо проблемам. Задача детского сада сводится к тому, чтобы помимо простого ознакомления дошкольников со сказками привить им любовь к различным литературным жанрам, научить анализировать поступки героев, уметь высказывать свое отношение к ним. Кроме того, изучение именно сказок позволяет отрабатывать все эти навыки в процессе, который большинство дошкольников воспринимают как игру, как легкое и приятное занятие. Постепенно эти чувства легкости, интереса, переносятся на другие виды литературных текстов.

       Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил. Причем во всех без исключения сказках зло всегда имеет большой арсенал средств, с помощью которых оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут все эти средства уничтожить и или полностью победить зло, или перевоспитать главного злодея сказки. Поэтому на таких текстах очень легко строить воспитательную работу с детьми по формированию чувства любви к Родине, толерантности, формировать навыки справедливости, добра, понимания в ходе совместных действий.

Цель проекта: Развитие творческой личности детей, знакомство с жанровыми особенностями, структурой, видами, сюжетами сказок, развитие интереса к литературе, театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Познакомить детей с особенностями и структурой сказок.
  • Формировать у детей интерес к чтению сказок.
  • Учить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность их языка.
  • Привлекать интерес к творчеству. На примере сказок показать, что добро побеждает зло.
  • Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театров.

Задачи обучения:

  • побуждать интерес к предполагаемой деятельности.
  • приобщать детей к процессу познания.        
  • формировать представление о сказках.
  • привлекать к воспроизведению образов.

Продукт детской деятельности:

  • создание кукол совместно с детьми и родителями.
  • дидактические игры - викторины по сказкам.
  • практическая мастерская: летим героев сказок.
  • показ  сказки «Теремок», «Репка».
  • драматизация сказки «Кот, петух и лиса», «Колобок».
  • выставка детских поделок  « В гостях у сказки».

Продолжительность проекта: 3 года.

Оборудование: художественная литература, пластилин, краски, бумага, материал, кукольный театр, пальчиковый театр, флданелеграф.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • слушание сказок.
  • рассматривание иллюстраций книг.
  • тематические занятия, беседы.

пересказ сказок.

В рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам:

  • «Гуси - лебеди»
  • «Маша и Медведь»
  • «Волк и семеро козлят»

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»:

  • игровая деятельность: конкурсы, викторины.
  • игры драматизации
  • использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.
  • вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • тематические занятия.
  • лепка героев сказок.
  • раскрашивание иллюстрации по сказкам.
  • работа с родителями: изготовление костюмов для героев сказок.
  • музыкальный концерт «В гостях у сказки»
  • разучивание песен из сказок: «Песня колобка», « Песня петушка»

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • образное имитирование героев сказок.
  • подвижная игра «У медведя во бору».
  • использование спортивного инвентаря: обруч - домик, скакалка - ручеек, мяч - волшебный клубок и т.д.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Знакомство и чтение сказок:

  • «Лисичка сестричка и волк»
  • «Зимовье»
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • «Лисичка со скалочкой»
  • «Петушок и бобовое зернышко»

Заключительный этап.

  • подведение итогов.
  • викторина «лучший знаток сказок»
  • драматизация сказки «Кот, петух и лиса».

F:\DCIM\138___03\IMG_4664.JPG

Мероприятия

Задачи

        Сентябрь 2015 г.

1.

Чтение художественной литературы.

Тема: « Лисичка со скалочкой»

1. Воспитывать эмоционально образное восприятия. 2. Учить понимать и оценивать характер и поступки героев. 3.Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.

2.

Игра - драматизация « Теремок»

1. Учить драматизировать сказку. Развивать речь, интонационную выразительность.

3.

Развлечение « Курочка- ряба»

1. Побуждать к активному участию в развлечении. Развивать эмоциональную выразительность, речевые навыки.

4.

Подвижная игра « Хитрая лиса»

Привлекать к воспроизведению образов, развивать активность.

        Октябрь 2015 г.

1.

Чтение художественной литературы.

Тема: « Гуси -  лебеди»

1.Учить понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте, развивать творческие способности

2.

Художественное творчество

 ( рисование) по сказке « Гуси лебеди»

Учить предавать структуру сказки с помощью моделирования, развития творческого воображения

3.

Чтение художественной литературы Тема: « Два жадных медвежонка»

Учить понимать образное понимание сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, стимулировать желание придумывать новые детали, фрагмент к сказке.

4.

Литературная викторина « Сказки»

5.

Подвижные игры « Гуси лебеди», « У медведя во бору»

Привлекать к воспроизведению образов, развивать активность

Ноябрь 2015г.

1.

Пересказ сказки « Козлятки и волк»

2.

Чтение художественной литературы Тема: « Зимовье зверей»

Продолжать знакомить со сказками, учить понимать содержание, сопереживать героям. Воспитывать нравственные качества, взаимопомощь.

3.

Вечер загадок. Тема:  «Из какой это сказки»

Учить узнавать  персонажей сказки по характеру особенностям, определять , из какой сказки то- или иное выражение

Декабрь 2015г.

1.

Рассказ русской народной сказки. Тема: « Смоляной бычок»

Познакомить с новой сказкой, учит понимать её содержание. Воспитывать интерес и любовь к русской народной  сказки

2.

Художественное творчество (лепка)

Тема: « Бычок»

Побуждать лепить поделку по русской народной сказки, используя пластилин и подручный материал. Развивать творчество, воображение.

3.

Чтение художественной литературы Тема: « Федорено горе»

К.И. Чуковский

Познакомить с произведением Чуковского, учить понимать содержание, сопереживать героям, побуждать детей участвовать в беседе, развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать слова. Развивать мышление, чувство юмора. Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения

4.

Художественное творчество (лепка)

Тема: « Посуда для Федоры»

Формировать желание слепить посуду по сказки К.И. Чуковского, воспитывать нравственные качества.

Январь 2016 г.

1.

Рассказывание русской народной сказки « Лисичка сестричка  серый волк»

Познакомить с новой сказкой, учить понимать её содержание, характеризовать героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию распространенным предложением. Воспитывать интерес к книге и русской народной сказки.

2.

Показ сказки детям младшей группы с использованием кукольного театра « Курочка ряба»

Закреплять знания русской народной сказки, воспитывать эмоциональное восприятие, артистизм.

3.

Чтение сказки Чуковского « Айболит»

Продолжать воспитывать у детей  нравственные качества. Развивать интерес к сказкам К.И.Чуковского

4.

Художественное творчество (рисование) Тема: « Моя любимая сказка»

Побуждать детей изображать любимые эпизоды, персонажей из знакомых сказок, передавая характер и особенности

Февраль 2016 г.

1.

Разучивание ролей к сказки « Сказка о глупом мышонке»

Побуждать детей к запоминанию ролей, эмоционально-образному восприятию, желание показывать сказку.

2.

Драматизация сказки «Сказка о глупом мышонке»

Воспитывать артистизм, творчество, интерес к сказкам.

3.

Викторина « Приходи сказка»

Закрепить в памяти детей знакомые сказки, научить узнавать их по фрагментам, воспроизводить отрывки. Воспитывать любовь к сказки.

Март 2016 г.

1.

Чтение сказки « Как собака друга искала»

Познакомить с новой сказкой, воспитывать интерес к сказкам разных народов ( мордовская народная сказка). Формировать понятие « дружба»

2.

Пересказ сказки « Пузырь, соломинка и лапоть»

Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалог персонажей.

3.

Домашние задания детям « Расскажи любимою сказку»

  • « Пых»
  • «Колобок»
  • « Лиса и рак»

«Колосок»

Побуждать детей рассказывать свои любимые сказки, используя интонационно выразительные способы, воспитывать ответственность, самостоятельность

4.

Изготовление конусного театра совместно с детьми по сказки «Репка»

Воспитывать желание изготовить поделки к сказки.

Апрель 2016г.

1.

Рассказывание русской народной сказки « Лиса и гуси»

Познакомить с новой сказкой, научить понимать её скрытый замысел. Развивать       мышление, чувство юмора. Воспитывать интерес к сказки, желание слушать.

2.

Чтение русской народной сказки « Жихарка»

Учить воспринимать и осознавать образное содержание сказки, упражнять в подборе синонимов.

3.

Экскурсия в библиотеку

Воспитывать интерес и уважение к книге, желание узнавать больше о книге. Формировать умение узнавать сказочных и литературных героев, персонажей.

4.

Чтение  сказки « Телефон»

Май 2016 г.

1.

Рассказывание сказки Братьев Гримм « Заяц и ёж»

Познакомить с новой сказкой, учить правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Воспитывать интерес к сказкам разных народов.

2.

Викторина « Узнай сказку»

Закрепить в памяти детей сказки, учить узнавать их по цитатам, знать краткое содержание и главных героев. Воспитывать любовь к сказки.

3.

Выставка детских рисунков  « Мир сказок»

Сентябрь 2016г.

1.

Рассказывание русской народной сказки. Тема: « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Познакомить с новой русской народной сказкой, объяснить её содержание, обратить внимание на образную народную речь в сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к русской народной сказки.

2.

Чтение английской сказки «Три поросёнка»

Учить понимать эмоционально образное содержание сказке, её идею. Развивать образность речи, подводить детей к пониманию значению фразеологических оборотов.

3.

Пересказ русской народной сказки. Тема: « Заяц - хваста

Учит пересказывать сказку близко к тексту, развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к русско-  народному творчеству

4.

Домашнее задания пересказ русской народной сказки « У страха глаза велики»

Учить детей понимать эмоционально образное содержание произведения и передавать текст по памяти.

5.

Викторина « Что за прелесть эти сказки»

Закреплять в памяти детей знакомые сказки и узнавать их по фрагментам.

Октябрь 2016 г.

1.

Чтение русской народной сказки «Сивка- Бурка»

Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказки

2.

Чтение сказки К.И. Чуковского

« Мойдодыр»

Воспитывать любовь у художественной литературе ( сказкам).Закрепить в памяти сказки К.И. Чуковского.

3.

Викторина по сказкам К.И. Чуковского « У дедушки Корнея»

Вспомнить сказки К.И. Чуковского

Ноябрь 2016 г.

1.

 Рассказывание славацкой сказки « У солнышка в гостях»

Познакомить с новой сказкой, учить понимать содержание. Воспитывать интерес к сказкам

2.

Пересказ русской народной сказки

« Лиса  и рак»

Учить пересказывать короткие сказки интонационно, выразительно. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

3.

Рассказывание русской народной сказки « Хвосты»

Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительные средства  помогающие раскрывать содержание, обогащать словарь эпитетами, сравнениями.

4.

Знакомство с творчеством  А.С. Пушкина заучивание стихотворения

 « У лукоморья дуб зеленый»

Познакомить с творчеством А.С. Пушкина. Подвести к пониманию особенностей сказочной поэзии поэта. Вызвать эстетические чувства, воспитывать любовь к поэзии русского народного творчества.

Декабрь 2016г.

1.

Пересказ украинской сказки

« Рукавичка»

Учить пересказывать знакомые сказки, вести беседу по содержанию

, используя характерный словарь сказки.

2.

Чтение сказки « Мороз Иванович» В. Одоевский

Знакомить с новой сказкой, закреплять умение полно отвечать на вопросы по содержанию.

3.

Викторина « Путешествие в мир сказки»

Закрепить в памяти знакомые сказки и узнавать их по фрагментам.

4.

Чтение сказки Н. Павловой

« Зимняя пирушка»

Воспитывать желание быть добрым, заботливым, помогать всем.

5.

Художественное творчество по произведению « Зимняя пирушка»

Загадки про зверей.

Учить передавать в рисунке свои впечатления от услышанного, развивать воображение, мышление.

        Январь 2017г.

1.

Чтение русской народной сказки

« Крылатый, мохнатый, да масляный»

Учить понимать характеры и поступки героев. Ввести в речь фразеологизмы ( «душа в душе», «водой не разопьёшся»). Учить

2.

Литературная викторина

Закреплять знания детей о прочитанном произведении, выявить  представления о жанре, особенности сказок, рассказов, стихов.

3.

Чтение сказки Д. Радари « Большая морковка» сопоставит анализ с русской народной сказки «Репка»

Учить чувствовать и понимать сходство и различие в постановке сюжетов в идеях двух сказок, учить придумывать разные варианты сказок.

4.

Чтение сказки Д. Радари « Дудочка

Учит понимать характер сказочных героев придумывать окончание сказки. Формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственном сочинение.

Февраль 2017г.

1.

Чтение русской народной  сказки

« Хаврошечка »

Учить чувствовать и понимать целесообразно использовать в произведение выразительно изобразительных средств, обогащать их речь , фразеологизм. Учит понимать переносное значение слов.

2.

Чтение сказки Ш. Перро « Фея»

Учить чувствовать и понимать характер образов сказки, сравнивать сказку с другими похожими произведениями, развивать умение придумывать различные варианты

3.

Чтение сказки Д. Радари « Хитрый Буратино»

Формировать образную речь. Учить понимать смысл произведения, образным выражением в тексте. Воспитывать интерес к сказки.

4.

Художественное творчество по сказке

« Узнай, из какой сказки?»

Побуждать детей изображать героев сказки Д. Радари, использовать знакомые приёмы и различные материалы

Март 2017 г.

1.

Чтение сказки народов севера

« Кукушка»,  « Айога»

Познакомить со сказкой народов севера. Учить понимать       мотивы поступков. Обогащать словарь: стойбище, нанайцы, ненцы, чум, тундра. Воспитывать интерес к сказкам народов России.

2.

Разучивание игры народов севера

« Хитро»

Воспитывать интерес к играм народов севера

3.

Игра- драматизация по сказки « Айога»

Учить детей разыгрывать сценку из сказки « Айога», развивать артистизм, интонационную выразительность.

        Апрель 2017г.

1.

Чтение сказок « Солнце, мороз, ветер», « Камень , ручей, сосулька и солнце

Познакомить с новыми сказками, учить понимать смысл произведения, образным выражением в тексте. Воспитывать интерес к сказки и любовь к природе.

2.

Чтение русской народной  сказки  « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки( повторы, сказочные слова, образные выражения).

3.

Чтение главы из книги А. Милна « Вини-Пух и все- все- все.»

Вызвать радостное настроение от встреч с любимыми  сказочными персонажами.

4.

Творческое задание по сказке « Вини-Пух»

Побуждать детей отобразить свои впечатления по сказки « Вини-Пух»

Май 2017г.

1.

Викторина « Герои сказок А.С. Пушкина и К.И. Чуковского в гостях у ребят»

Закрепить знания произведений Пушкина и Чуковского. Воспитывать любовь и эстетический вкус средствами художественной литературы.

2.

« КВН» ( викторина по сказкам)

Закрепить знания литературных произведений разных жанров. Продолжать учить быстро определить автора произведения и название сказки, узнавать по фрагментам.

3.

Литературная викторина «Наши любимые книги»

Закрепить знания детей о прочитанном в учебном году литературных произведений, о жанрах, особенностях произведения.

Сентябрь 2017г.

1.

Рассказывание русской народной сказки « Царевна- Лягушка»

« К»

Закрепить знания о жанрах: композиционных, языковых особенностях  русских народных сказок.

2.

Рассказывание русской народной сказки « Сивка- Бурка»

Учить эмоционально воспроизвести образное содержание сказки

3.

Художественное творчество « Как Иван царевич встретился с царевной лягушкой»

Побуждать детей отображать в лепке впечатления от знакомой русской народной сказки

Октябрь 2017г.

1.

Чтение туркменской сказки « Падчерица» сопоставление с русской народной сказкой « Хаврошечка»

Учить замечать сходство и различия в построение сюжета, идеи  характере героев обеих сказок.

2.

Домашнее задание  ( творческое) по сказке « Падчерица»

Побуждать детей отобразить на листе три эпизода из сказки (начало, середина, конец)

3.

Чтение сказки «Про зайца - длинные уши» М.- Сибиряк

Формировать целостное восприятие художественного текста, закреплять знания об особенностях разных литературных жанров.

4.

Рассказывание украинской сказки

« Хроменькая уточка»

Познакомить с украинской народной сказкой, подвести к пониманию и осознанию художественных образов.

Ноябрь 2017г.

1.

Беседа о творчестве А.С. Пушкина чтение сказки « Сказка о рыбаке  и рыбке»

Углублять и расширять знания о творчестве А.С. Пушкина. Воспитывать умение эмоциональное воспроизведение, образное содержание сказки.

2.

Чтение сказки « Сказка о царе Салтане»

Формировать умение понимать образный язык сказки Пушкина . Воспитывать интерес к творчеству Пушкина.

3.

Викторина по произведениям А.С. Пушкина « В гостях у бабушки Арины»

Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок.

Развивать эстетические чувства средствами музыки и поэзии

Декабрь 2017 г.

1.

Рассказывание русской народной сказки « Снегурочка»

Развивать способность к целостному воспроизведению сказки в единстве её содержание и художественной формы

2.

Рассказывание сказки « Мороз Иванович» И. Одоевский

Доставить удовольствие от прослушанного произведения, учить оценивать поступки героев.

3.

Творческое рассказывание « Новая сказка»

Учить сочинять короткие рассказы. Использовать выразительные средства языка. Развивать мышление, память, воображение.

4.

Викторина « Сказочница Матрена»

Повторять знакомые сказки, совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать интерес и любовь к сказки.

Январь 2018г.

1.

Просмотр мультфильма про « Лунтика»

Доставить удовольствие от просмотра мультфильма, развивать интерес к новым персонажам.

2.

Творческое рассказывания « Новые приключения Лунтика»

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. Упражнять в составлении предложений , учить делить слова на слоги.

3.

Пересказ русской народной сказки

 « Лиса и волк»

Продолжать учить пересказывать сказку близко к тексту. Закреплять умение  рассматривать от лица героя. Развивать память.

Февраль 2018г.

1.

Пересказ литературного произведения « Ветер и солнце» К.Д. Ушинский

Продолжать учить и понимать содержание. Совершенствовать фонематический слух. Продолжать учить делить слова на слоги

2.

Мой любимый мультфильм

Развивать  умение составлять из личного опыта. Продолжать учить строить предложения по опорным словам. Развивать мышление, воображение.

3.

Викторина по сказкам

Закрепить знания сказки в памяти детей узнавать их по фрагментам, иллюстрациям. Совершенствовать навыки выразительности речи.

Март 2018 г.

1.

Чтение сказки  « Двенадцать  месяцев» С. Маршак

Познакомить с новой сказкой, воспитывать чувство сострадания и сочувствие к героям сказки.

2.

Пересказ сказки « Медведь и солнце» Н. Сладков

Познакомить с новым произведением, воспитывать чувство юмора

3.

Показать русскую народную сказку

« Заюшкина избушка» с использованием настольного театра

Продолжать учить показывать сказку передавать интонционно, выразительно героев. Развивать память, артистизм.

Апрель 2018 г.

1.

Беседа о русском народном  творчестве

Рассказывание сказки С. Аксакова

« Аленький цветочек»

Систематизировать и углублять знания детей о русском народном творчестве, языковых  особенностях русских сказок.

2.

Чтение сказки Г.Х. Андерсена « Гадкий утенок»

Уточнить знания детей о творчестве сказочника Андерсона. Формировать внимание к поэтическим образам.

3.

 Художественное творчество по  сказкам С. Аксакова « Аленький цветочек»

Побуждать изображать в творчестве знакомые , любимые образы, использовать знакомые приемы.

Май 2018г.

1.

Чтение сказки В. Катаева « Цветик семицветик»

Подвести к пониманию нравственного смысла сказки к мотивированию оценке поступков и характеру главной  героини.

2.

Художественное творчество по  сказкам « Цветик семицветик»

 ( рисование)

Формировать желание изображать в своем творчестве знакомые образы из сказки.

3.

Экскурсия в библиотеку

Познакомить детей с библиотекой, дать представления о библиотеке.

4.

Итоговая литературная викторина

« Лучший знаток сказок»

Закреплять, систематизировать знания детей о литературном произведении за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...

Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту

Первыми книгами для наших детей являются сказки. Через сказки ребенка знакомят с окружающим миром, формируют характер, прививают жизненные ценности. Мы доносим до ребенка нужную информацию или правило...

Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки».

Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки»....

Конспект по развитию читательских умений. Тема: «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик – семицветик».

Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и...

Конспект занятия по ознакомлению детей со сказками для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам».

Формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок....

«Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»

Выбирать надо яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в любом возрасте...