Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию «Волшебные слова»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Алексеева Ирина Владимировна

Развитие нравственных представлений, чувств посредством расширения и углубления знаний детей "о добрых словах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Торопецкого района

                                                                    Детский сад №3

                                              Конспект НОД

                                    в подготовительной группе

                                      по речевому развитию

                                            «Волшебные слова»

                                                                                 Разработала:

                                                                                 Воспитатель: Алексеева И.В.

                                                        Торопец, 2017

Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления  знаний детей о «добрых словах».

Задачи:

Образовательные:

  1. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;  
  2. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками;
  3. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Добрые слова»;
  4.  Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи,  вызвать стремление употреблять их;
  5. Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией;
  6. Закрепить знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию.

Развивающие:

  1. Развитие диалогической речи на основе общения с педагогом в процессе работы;
  2. Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия;
  3. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
  4. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  внимание к собственной речи;
  2. Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;
  3. Формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о доброте и дружбе.

Предварительная работа.

  1. Чтение В.Осеевой «Волшебное слово»
  2. Заучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах.
  3. В вечернее часы разучили песню «Дружба».

Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.  Я прошу вас присесть на свои места.

           Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим о вежливости, хороших и

            плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли

            вежливыми, чтобы семья была дружной.

         А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми?

        Дети: Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова;

         заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу;

уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не

грубить; стараться сделать приятное.

Воспитатель: Молодцы!

А сейчас  вы послушайте и скажите, о каких вежливых словах в нем говориться?

Добрые слова.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день,

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я в след

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой спешивших к чаю.

Воспитатель: Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении?

Дети: - «С добрым утром!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»

Воспитатель: - Добрых, вежливых слов очень много, их еще называют

«волшебными».

Ребята, не только дети, но и взрослые хотят, чтобы все их друзья, соседи и

даже незнакомые всегда относились к ним вежливо. С вежливым человеком

хочется дружить, а с грубияном, невоспитанным человеком, конечно же, нет.

А сейчас мы с вами посмотрим инсценировку рассказа В. Осеевой

«Волшебное слово». Посмотрите, какая история произошла с мальчиком

Павликом, который не знал вежливых слов.

Вопросы:

Как надо обращается с просьбой?

(вежливо)

Каким Павлик был до встречи со стариком?

(капризным, грубым)

Как старик помог мальчику?

(подсказал доброе слово, научил не кричать)Какое слово подсказал старик?

(пожалуйста)

Каким стал мальчик?

(вежливым, не грубил, добрым)

как взрослые отвечали на вежливые просьбы Павлика

(не ругали, не прогоняли, улыбались)

Воспитатель: Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как

можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится

теплее, радостнее, светлее.

Физминутка

-Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

 -Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.

-Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста!

Воспитатель: Ребята,  какие слова – приветствия вы знаете: (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. )

- Когда вы говорите эти слова?

- Кто не забывает говорить их?

-  Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»?

- Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.

Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Есть такая наука Этимология, которая изучает значение и происхождение слов. Обращаясь к этимологическому словарю читаю: «Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое как исполненное благодарности пожелание.

В таких часто употребляемых словах отдельные их части постоянно сливаются, а неударные (заударные) звуки слабеют и отмирают, как кончики ветки, куда уже не поступает сок. Отмерло и конечное «Г». Но слово это и без «Г» не потеряло своей красоты, оно доброе и светлое. СПАСИБО,

- Какие слова  благодарности говорите вы?

- Кто не забывает говорить эти слова?

Слова - пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

- Когда вы говорите эти слова?

- Какие из этих слов говорите вы?

- Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи»

Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

- Когда мы говорим эти слова-извинения?

- Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку)

Давайте поиграем в игру, продолжи фразу.

Я начинаю, вы хором продолжаете. Попробуем? Тогда я начинаю.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит…. (добрый день)

Когда нас старшие бранят за шалости. Мы говорим (простите нас

пожалуйста).Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки про волшебные слова.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо)

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

И ему на всю дубравуВоробьи кричали: «…»

(Браво)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…»

(Пожалуйста)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие еще вежливые слова вы

знаете?

Дети: - Здравствуйте, доброе утро, спасибо, пожалуйста…

Воспитатель: А теперь, попробуйте придумать предложения с вежливыми

словами. Будьте внимательны, вежливые слова у вас между собой не должны

повторяться.

Воспитатель: Молодцы! У вас получились очень хорошие предложения.

Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть

«волшебные слова».

Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста! Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

покружитесь, пожалуйста;

Попрыгайте,

Тихо сядьте, пожалуйста!

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: - А как вы думаете, к кому надо обращаться вежливо?

Дети: - Ко всем, и к маме, и к папе, к воспитателю…

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас знает пословицы или поговорки о

вежливых словах?

Дети: Да!

Добрые слова дороже богатства.

Ласковое слово лечит.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

Ласковое слово — что весенний день.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Вежливость из раба сделала князя, плохой нрав из князя сделал раба.

На добрый привет - добрый ответ.

Учись доброму - дурное на ум не пойдет.

Про доброе дело - говори смело.

Худо жить без ласкового слова.

Не к месту печальна, не к добру весела. Воспитатель: Ребята, но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо,

чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда

вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во

всем быть полезным людям.

Итог:

В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы

сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?

Дети: О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о

волшебных словах.

Воспитатель: А, какие правила добрых и вежливых поступков вы

запомнили?

Дети:

- Здоровайся при встрече.

- Не груби, даже если сердит.

- Проявляй доброжелательность.

- Будь вежлив и воспитан.

- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.

- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе. Познавательно-речевое развитие с использованием социоигровой технологии.

Использование социоигровой технологии в познавательно-речевом развитии старших дошкольников  дает возможность целенаправленно развивать как речь, так и познавательные способности, способствует ст...

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию. Тема: «Работа по сюжетной картине»

Цель: 1. Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей.2. Углубить  знания детей о зимних развлечениях.3. Совершенствовать грамматическ...

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию...

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию на тему «Моя семья»

Конспект занятия в подготовительной группепо речевому развитию на тему  «Моя семья»...

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию "Насекомые"

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию...

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Волшебная книга сказок»

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Волшебная книга сказок» Цель: умение составлять творческие рассказы с использованием картинок Задачи: - совершенствовать диалогическую речь; ...