"Традиции чаепития"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Донгак Оксана Каадыр-ооловна

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области: «Познавательное развитие

на тему: «Традиции чаепития»

для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_chay.docx336.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Челээш» комбинированного вида

        

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области: «Познавательное развитие

на тему: «Традиции чаепития»

для детей старшей группы

 

Составила воспитатель

группы оздоравливающей

направленности

Донгак О.К.

Самагалтай-2017

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема: Традиции чаепития

Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет.

Форма НОД: занятие, деятельностный подход.

Форма организации: подгрупповая.

Цель:  углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей возникновения чая, чайными церемониями разных стран;
  • учить детей заваривать чай; (способам заваривания чая)
  • познакомить с правилами сервировки чайного стола.

Развивающие:

  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес;
  • продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к традициям чаепития в разных странах;
  • воспитывать умение применять полученные знания в повседневной жизни

Оборудование и материалы: презентация чайной церемонии, заварочный чайник, сахарница, салфетки чашки, блюдца, чайные ложки, вилки для лимона, разные виды чая, лимон, скатерть.

Музыкальные средства:  аудиозапись песни «Шайывыс», записи китайских мелодий.

Методические приемы: наглядный, словесный, практический, игровое действие, художественное слово.

Словарная работа: вечнозеленый кустарник, верхушки молодых побегов, чайная церемония, сервировка, заваривать.

Предварительная работа: беседа о чае, разучивание слов физминутки, слушание мелодий о чае

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Давайте расскажем стишок про солнышко и подарим свои улыбки друзьям, как наше солнышко.

Я держу в ладошках солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбайтесь это просто!

Лучик солнца – это Вам!!!

- Молодцы дети! Мне сегодня передали посылку и сказали открыть на занятии. Давайте узнаем, что же в этой посылке?   Отрываем посылку. Что это дети?

-Чай.

- Правильно, но что-то там еще есть. А,  это письмо, давайте я прочту, что там написано. Это приглашение  нам отправиться в путешествие вместе с чаем.

(Звучит китайская мелодия).

Сегодня мы отправимся в страны, где все любят пить чай. Но традиция чаепития у разных народов разные. Чай – китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодро. Так зародился обычай пить чай. Чай - это вечнозеленый кустарник, который растет высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов двумя-тремя листочками.

Показ слайда.

А теперь  мы с вами отправимся в путешествие на родину чая – Китай. Чай в Китае начали разводить две с половиной тысяч лет назад. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте 16 лет. Во дворце этот ароматный напиток пили во-время торжественных церемоний. В Китае любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашки с крышкой.

А сейчас перенесемся в Японию, где тоже очень любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

Следующая страна, в которую мы отправимся это Англия. В этой стране часто бывает дождливая и пасмурная погода, поэтому англичане не представляют свою жизнь без чая. В Англии чай пьют в основном в публичных местах, в так называемых «чайных садах». Они пьют чай три раза в день, строго в определенное время: утром - за завтраком, в 13 часов за ланчом, и обязательно вечером, ровно 17 часов.

Дальше мы продолжим свое путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился 360 лет назад в виде подарка от монгольского правителя русскому царю. Особым размахом чаевничали купцы за чайными столами. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар.

А сейчас дети мы научимся заваривать чай. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал.  Заваривать чай мы будем в заварочном чайнике, который хорошо держит тепло. Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить две-три ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5-7 мин. По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток?

- Идет пар.

- Будем очень осторожными и внимательными, так как кипяток очень опасен. Что может произойти?

- Можно получить ожог.

- Поэтому  желательно чай самим не наливать.

- Посмотрите, в какой цвет окрашивается вода?

-Что происходит с листочками?.....

По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов.

- А сейчас подойдут ко мне Севилья и Айдан. Опустите, пожалуйста, пакетик чая в один из чашек. Что происходить посмотрите? Какая вода в чашке осторожно потрогайте (в чашках теплая и холодная вода). В какой воде чай быстро заварится.

- Теперь посмотрите на эти чаи. Чем они отличаются?

- По цвету (в чайных стаканах чай с молоком, зеленый, красный чаи).

- Молодцы, бывают чаи черный, зеленый, красный, желтый, фруктовый.

-Если положить в чай лимон, что случится? (Лимон осветляет чай.)

- Умницы. Теперь давайте споем песню «Шайывыс». Беседа о пользе чая со слов песни.

- В чае много витаминов: «А» - важен для зрения, «В» - полезен для нервной системы, снимает усталость, «С» - повышает и укрепляет иммунитет.

-А какие пословицы вы знаете про чай.

- Сейчас, давайте дети сделаем физминутку

Эртен унген хунну уткуй

Эскен шайым устун чажып

Энме тик чок ковей чонга

Эки созум йорээп тур мен.

- Вы уже много узнали о чае, чайных церемониях, и я предлагаю всем вместе научиться, как накрывать стол к чаю. Обязательным атрибутом праздничного стола является белая скатерть. В центр стола ставим чайник, салфетки, сахарницу, заварник, угощение. Перед сидящим ставим чашку с блюдцем. Чайную ложку кладем справа, выпуклой стороной вниз. Тканевую салфетку кладем слева от блюдца с чашкой.

Правила поведения за столом во время чаепития:

  • получив чашку, помните, что сахар берут из сахарницы общей ложкой. Не забудьте вернуть ложку в сахарницу, не опуская ее в свою чашку;
  • Размешав сахар своей ложкой, выньте ее и положите на блюдце;
  • Для лимона кладется специальная вилочка;
  • Печенье, конфеты берут из вазы или блюдца рукой
  • После чаепития промокните губы бумажной салфеткой, тканевую салфетку с колен положите на стол рядом со своим местом;
  • Поблагодарите хозяев.

Итог.

Наше путешествие подошло к концу. О каких странах мы говорили? Где находится родина чая? Что вы узнали нового? Сегодня вы сможете с мамой заваривать чай и накрывать стол к чаепитию. Спасибо вам, за хорошую работу на занятии. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие "Традиции чаепития"

Задачи: -углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития; -развивать внимание и память, логическое мышление и воображение; -формировать навыки исс...

НОД в подготовительной группе "Традиции чаепития у разных народов"

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,  социализация, физкультура, музыка, чтение художественной литературы.Виды детской деятельности: коммуникативная, позн...

Традиции чаепития разных народов

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе детского сада...

Конспект образовательной деятельности "Гостеприимная республика Коми: традиции чаепития"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Традиции чаепития».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Традиции чаепития»....

Конспект занятия по кубановедению в старшей группе по теме: "Традиции чаепития у разных народов мира."

Воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей,их культуре.Дать представления о традициях чаепития разных национальностей.Закреплять знания о родной странеАктивизировать в речи прилагат...

Традиции чаепития у разных народов

Цели:—  закреплять знания о названии страны, в которой они жи­вут, и других стран;—  объяснить понятие «традиция»;—  воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, инте­рес и ув...