Занятие по обучению грамоте в старшей группе. "Звук А".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Медведева Елена Владимировна

Цели: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий);  умение делить слова на слоги; составлять предложения, опираясь на слова, предложенные  воспитателем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_a.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в старшей группе..

Цели: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий);

            умение делить слова на слоги; составлять предложения, опираясь на слова,  

            предложенные  воспитателем.

1. Перед вами дом и  этот дом не простой, а волшебный, в нем поселились буквы. У каждой буквы есть свое окошечко, своя квартира.

- На самом верхнем этаже живут очень интересные жильцы: они носят красные кафтаны и красные сарафаны, у них очень громкий голос, они голосистые. Эти жильцы каждое утро просыпаются, открывают настежь свои окошки и начинают громко-прегромко петь. За то, что у этих жильцов громкий голос, их  назвали  гласными.

                    Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный

2. Немножко ниже этажом живут другие жильцы: они носят синие кафтаны и синие сарафаны. Они немножко обижены на жильцов, живущих этажом выше. Им тоже хочется жить в удобных, светлых и теплых квартирах. И они даже захотели поссориться с красными жильцами и выселить их из их квартир. Но когда их попросили спеть так же громко и долго, как это делали красные жильцы, они не смогли. Оказалось, что они умеют только рычать, мычать, свистеть, шипеть, пыхтеть, сопеть, шуршать и никогда не смогут петь так, как поют гласные.

И синие жильцы согласились с тем, что они должны жить этажом ниже, чем гласные.  

За это их назвали согласными.

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

- Ребята, а вы знаете, почему мы говорим иногда «буква», а иногда «звук»? Чем отличаются эти понятия?

- Буква - это то, что мы с вами видим, пишем или читаем (показывает). Вот это все буквы.

- Звук мы произносим.

3.- Я вам загадаю загадку.

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живет

Кур крадет (Лиса).

- Я предлагаю разобрать слово «Лиса»

- Но в начале вспомним, какие бывают звуки?

(Согласные, гласные).

- А  какие бывают согласные звуки?

(Твердые, мягкие)

-Какими фишками мы обозначаем твердые согласные  звуки?                  

                      (Синими).

- Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?

 (Зелеными).

- Какими фишками мы обозначаем гласные  звуки?

 (красными).

4. Воспит. Посмотрите на картинку. Кто нарисован на   картинке?  «Лиса»

- Что обозначают клеточки.

- Сколько звуков в слове «Лиса»  (Четыре звука).

- Какой первый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе.  (Ль)

- Какой он? (Согласный, мягкий)

- Какой фишкой обозначим? (Зеленой)

- Что мешает во рту, когда мы  произносим этот звук  (Ль). –   Язык.

- Какой второй звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (И)

- Какой он? (Гласный)

- Какой фишкой обозначим? (Красной)

Когда произносим гласный звук (И) , нам  что – нибудь мешает?  (Нет ничего не мешает).

- А сейчас поищем третий звук. Какой  третий  звук в слове «Лиса».

Произнесем вместе.  (С)

- Какой он? (Согласный, твердый)

- Какой фишкой обозначим? (Синей)

- Что мешает во рту, когда мы  произносим звук (С). –  язык, зубы.

- Какой четвертый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (А)

- Какой он? (Гласный)

- Какой фишкой обозначим? (Красной)

Когда произносим гласный звук (А) , нам  что – нибудь мешает?  (Нет ничего не мешает).

- Сколько звуков в слове «Лиса». (Четыре звука).

- Сколько слогов в слове «Лиса». (Два слога)

- Какой первый слог (ЛИ).

- Какой второй  слог (Са).

- Сколько гласных звуков в слове «Лиса» (Два гласных звука). Назовите их. (И, А)

- Сколько согласных звуков в слове «Лиса» (Два согласных звука).  Назовите  их. (Ль, С)

5 . Физминутка

Я несчастная лиса,

Мне вцепилась в хвост оса,

Я. Бедняжка, так вертелась,

Что на части разлетелась.

Мы тебе, лиса поможем

Мы из букв тебя вновь сложим.

6.  - Какое  слово мы с вами разобрали? (Лиса).

- Давайте с этим словом составим предложение.

- Из чего состоят предложения?     (из слов).

Короткие слова и длинные слова

7. Ребята, я совсем забыла. По дороге в детский сад  я  встретила почтальона Печкина он дал мне письмо от Незнайки. Что же там, давайте посмотрим.

Незнайка сочинил небольшое стихотворение, но что то он перепутал , нескладно получилось  у него стихотворение. Просит помощи. Послушайте, что Незнайка сочинил.

Молоко нальем в батон

По траве ползет  бидон

В печке выпекли бутон

А в саду расцвел питон.

- Железный, пустой – бидон

- Ароматный, розовый, нежный – бутон  

                          (Роза (Бутон) –не распустившая Роза.

- Свежий ,ароматный – батон.

- Длинный, пестрый – Питон.

                                 Змея (Питон)

Молоко нальем в бидон.

По траве ползет питон.

В печке выпекли батон.

А в саду расцвел бутон.

8. Перед вами три корзинки. Вам нужно выбрать картинки и распределить по корзинкам.

 В желтую корзинку -  картинки с одним слогом,

В голубую корзинку -  картинки, где есть два слога.

В оранжевую корзинку – картинки, где есть три слога.

Итог. Какое слово разбирали?

С каким словом составляли предложения?

Кому помогли ?.

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Тема: Звук [а], буква А.

Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:

 - давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);

 - познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

 - познакомить с отличием звука от буквы;

 - учить выделять звук из ряда гласных звуков;

 - закрепить знания детей фруктов;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

 - развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать умение слушать друг друга.

Демонстрационный материал: кукла, картинка с изображением плачущей девочкой, замок принцессы Гласы, символ звука [а] – красный большой кружок, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Коноваленко «Пишем и читаем»), красные карандаши.

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

 - Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет фрукт.

Артикуляционная гимнастика.

 - А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

 - «Улыбка» – «трубочка»

 - «Лопаточка»

 - «Иголочка»

 - «Лопаточка» – «Иголочка»

 - Молодцы. Отложите зеркала в сторону.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

 - Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание:

Послушайте и назовите первый звук в словах:

автобус, антенна, арбуз, акробат.

 - Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

 - Посмотрите на картинку: девочка плачет. Какой звук она произносит, когда плачет? (звук [а])

 - Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].

2. Уточнение артикуляции звука.

 - Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.

 - Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.

3. Игра «Поймай звук»

 - Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

4. Игра «Длинный – короткий»

Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

5. Пальчиковая гимнастика.

- Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Мы делили апельсин.                          Разламывают воображаемый апельсин.

Много нас,                                            Показывают 10 пальцев.

А он один.                                            Показывают один палец.

Эта долька – для ежа.                         Загибают по одному пальчику,

Эта долька — для стрижа.                 начиная с большого на левой руке.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.                       Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда!!!                Сжимают кулаки и прижимают к груди.

Разбегайтесь – кто куда!                  «Бегут»  пальцами по столу.

6. Работа на раздаточных листах.

 - Ребята, Аня принесла для вас листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].

- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].

7. Знакомство с буквой А.

 - Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

 - Найдите букву А на своем листочке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

 - Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом.

 - Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.

 - Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

 - Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

III. Итог занятия.

 - Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (кукла Аня)

 - Назовите первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а])

 - Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].

 - А с какой буквой мы познакомились?

 - Каким цветом обозначается звук [а]?

 - Что понравилось больше всего?

 - Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

 - Давайте попрощаемся с куклой Аней.

 - Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Звуки Н-Нь

конспект по обучению граммоте в старшей группе Звуки Н-Нь...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.

Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков  «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Звук, слог, слово, предложение»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Звук, слог, слово, предложение»...