Календарное планирование по разделу "Развитие речи" (средняя группа)
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) по теме

Косинова Ирина Владимировна

В материале представлено календарное планирование по разделу "Развитие речи" в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc796.75 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное планирование по разделу «Развитие речи» (средняя группа)

Разработала воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 92» г. Воркуты

Косинова Ирина Владимировна

СЕНТЯБРЬ

Тема

Программное

содержание

Краткий ход

Предварительная работа

Сопутствующие формы работы

Развивающая среда

1.

Составление рассказа об игрушках.

  • Обучить навыкам составления рассказа об игрушках, включая описание их внешнего вида.
  • Ввести в активную речь слова, обозначающие действия (глаголы).

Развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

  • Фонематический слух: дать понятия звук, звучит, слово.
  • Отработать правильное произношение звуков: [у],[а],[г],[к],[в],[с],[с'].
  1. Дети вместе с воспитателем рассматривают сначала кошку, а затем собаку и составляют о них рассказы.
  2. Д/и «Угадай по голосу».

3 . Д/и «Покатай в машине животных со звуком [с] в названии».

  • Чтение сказки Ш.Перро «Красная шапочка» [15,с.271].
  • Проговаривание чистоговорки: Ся-ся-ся, са-са-са - не пугай нас, оса! Сю-сю-сю, су-су-су - не заблудимся в лесу.
  • Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад» [14, с,375].
  • Разучивание потешки «Наш козёл» [7, с.47].
  • Д/и «Парные картинки»[13, с.96]; «Кто, что делает?» [6, с,35].
  • Словесная игра «Мыши» [16, с.78].
  • Проигрывание стихотворения С.Я.Маршака «Где обедал воробей?» [9, с.32].
  • Беседа с детьми о том, где они отдыхали летом.

Игрушки:

кошка,

собака,

машина,

слон,

лиса,

гусь,

лягушка.

2.

Составление рассказа по картине: «Кошка с котятами».

  • Обучить навыкам составления рассказа по картинке (при педагогической поддержке и без неё) на основе личного опыта (по аналогии с рассказом по содержанию картины).
  • Развивать умение соотносить названия животных и их детёнышей.
  • Актуализировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголы).
  1. Дети рассматривают картину. Педагог предлагает всем вместе рассказать про кошку и котят.
  2. Дети самостоятельно повторяют рассказ.
  3. Д/и «Чьи детки?»
  • Чтение сказки

Э. Блайтона «Знаменитый утёнок Тим».

  • Чтение стихотворения И.Бунина «Осенние листья по ветру кружат» [15. с.295].
  • Пальчиковая гимнастика (1 комплекс №1,2) [10, с.53].
  • Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» [16. с.77].
  • Д/и «Угадай - ка.» [11, с.122].
  • Рассматривание иллюстраций художников к детским книгам.
  • Игра «Волшебные превращения» [9, с.34].
  • Повторение потешки «Наш козёл».

Картина

«Кошка с

котятами»

Игрушки:

кошка и

котята,

собака и

щенята.

курица с

цыплятами,

утка с

утятами,

сорока

(картинка)

ОКТЯБРЬ

3.

Описание игрушки.

- Развивать умения соотносить названия животных и их детёнышей.

Правильно называть детёнышей

1. Воспитатель загадывает загадку о собаке и вместе с

  • Чтение сказки «Три поросёнка».
  • Чтение стихотворения

- Д/и «Страшный зверь» [11, с. 130]; «Какие слова

Картинки с предметами и

животных в единственном и множественном числах.

Учить связывать между собой предложения.

  • Называть предмет, его признаки и действия.
  • Актуализировать употребление в речи предлогов за, под, на, в.
  • Выполнять упражнения по укреплению артикуляционного аппарата.

Отрабатывать правильное произношение звуков [с],[с'] (изолированно) в словах и фразах.

детьми описывает её. Затем описывают лису.

  1. Игровое упражнение «Насос».
  2. Д/и «Прятки».

А.Майкова «Кроет уж лист золотой» [15, с.295].

  • Пальчиковая гимнастика (2 комплекс №3,4, 5) [10, с.53].
  • Мини - сценка по стихотворению Л.Корчагиной «Ёж» [9, с.37].

бывают?» [6, с.36]. - Словесная игра «Гуси» [16, с. 80]; «Доскажите словечко» [1, с.264].

животными. Игрушки: собака, лиса, белочка с бельчатами, слониха со слонятами, крольчиха с крольчатами, свинья с поросятами. Ширма, боль шой кубик.

4.

Описание игрушки.

  • Обучить описывать игрушку, называя её характерные признаки.

Развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, обогащать словарный запас.

  • Ввести понятие слово
  • Фонематический слух: отработать правильное произношение звука [с] в словах и фразах (подбирать слова со звуком [с]).
  1. Воспитатель загадывает загадку о кошке, дети отгадывают её и описывают кошку. Затем описывают кошку.
  2. Проговаривание чистоговорок со звуком [С], [с'].
  • Чтение сказки «Привередница» [15. с.256].
  • Разучивание потешек про корову и бычка [7, с.48].
  • Ролевой театр: сказка В.Сутеевой «Под грибом» [9, с.38].
  • Д/и «Ты кто?» [11, с.141].
  • Повторение чистоговорки (Занятие №1).
  • Словесная игра «Кто в домике живёт?» [16. с.79].

Игрушки:

кошка,

собака.

5.

Составление рассказа об игрушках.

  • Обучить навыкам составления рассказа, используя набор игрушек.

Развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные во множественном числе.

Различать интонации, правильно пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

  • Актуализировать употребление в речи слов, обозначающих признаки и действия предметов (игрушек).
  • Фонематический слух: отработать
  1. Рассказ воспитателя о Тане, котёнке и собачке.
  2. Повторные рассказы детей, с помощью воспитателя.
  3. Д/ и «Где спрятался звук [з]?»
  • Чтение стихотворений К.Ушинского «Бодливая корова», Б.Заходера «Кискино горе».
  • Разучивание стихотворения А.Барто «Резиновая Зина»
  • Кукольный театр: «Лесная история» [12, с.57].
  • Д/и «Чего не стало?» [11, с. 123]; «Назовите разные слова» [6, с.36].
  • Игра «Подарки» [16. с.83].

Игрушки:

кукла,

котёнок,

собака,

блюдце.

правильное произношение звука [з] (изолированно).

6.

Пересказ сказки: «Пузырь, соломинка и лапоть».

  • Обучить навыкам пересказа короткой сказки, выразительно передавая диалог действующих лиц.
  • Развивать речевые умения: правильно называть детёнышей животных, пользоваться формой глаголов в повелительном наклонении.
  1. Воспитатель рассказывает детям сказку.
  2. Предложить детям пересказать сказку.
  3. Игровое упражнение «Пузырь».
  4. Д/и «Попроси вежливо».
  • Чтение рассказа Ю.Дмитриева «Что такое лес?»
  • Чтение потешки «Ножки, ножки, где вы были?» [15. с.219].
  • Разучивание стихотворения Ю.Тувима «Овощи» [15. с. 145].
  • Пальчиковая гимнастика «Игра - потешка» [10, с.53].
  • Д/и «Поручения» [11, с. 132].
  • Словесная игра «Так бывает или нет?» [16. с.82].
  • Отгадывание загадок [1. с. 120].

Сказка

«Пузырь,

соломинка

и лапоть».

Игрушки:

собака,

зайчиха,

крокодил,

бегемот, по

два

детёныша

Счётная

лесенка.

НОЯБРЬ

7.

Составление диалога.

Развивать диалогическую речь, фонематический слух.

Речевые умения: научить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

  • Принимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса.
  • Подбирать точные сравнения.
  • Актуализировать употребление в речи слов, обозначающих признаки и действия предметов.
  1. Воспитатель берёт козлёнка, а ребёнку даёт зайчонка и начинает вести диалог.

2.Постепено        в диалог включаются все дети поочерёдно.

3.Д/и «Зоя и зайка».

  • Чтение потешки «Зайчишка - трусишка» [15, с.219].
  • Чтение сказки «Жихарка» [15, с.240].
  • Проговаривание чистоговорок и стихотворений со звуками [с], [з].
  • Проигрывание мини - сценки «Ёж - чистюля» [9, с.40].
  • Д/и «Что делает Буратино?» [11, с. 143]; «Назовите разные слова» [6, с.36].
  • Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» [16, с.77].
  • Повторение стихотворения Ю.Тувима «Овощи»

Игрушки:

козлёнок,

зайчонок,

коза,

корова.

8.

Описание предмета.

  • Научить описывать предмет, не называя его.
  • Задавать вопросы и отвечать на них.

Развивать диалогическую речь, фонематический слух.

Речевые умения: активировать употребление в речи глаголов

  1. Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку».
  2. Игра «Ветерок».
  3. Д/и «Отгадай, кто это?»
  • Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Стёпа».
  • Заучивание

стихотворения С.Чёрного «Кто?» [8, с, 145].

  • Пальчиковая
  • Д/и «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» [11, с. 124]. '
  • Театр на фланелеграфе:

Ширма,

Петрушка.

Игрушки:

мяч, кукла,

матрёшка,

барабан,

машина,

согласовывать существительные и прилагательные в роде, образовывать слова с уменьшительно ласкательным значением. - Развивать фонематический слух: отработать правильное произношение звука [ш] (изолированно, в словах и фразах), регулировать темп и силу голоса, подбирать слова, сходные по звучанию.

описывают мишку.

  1. Игровое упражнение «Надуй шарик».
  2. Д/и «Подбери похожие слова».
  • Драматизация сказки «Три поросёнка.
  • Разучивание скороговорки: Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь - не спишь».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

слово звонкое или тихое?» [6, с.37]. - Повторение потешки «Во поле рябинушка».

Картинки, в названиях которых есть звук [Ш].

9.

Описание кукол.

  • Научить при описании кукол сравнивать их, высказываясь законченными предложениями, пользоваться в речи прилагательными, словами с противоположным значением.
  • Закрепить знания об обобщённом понятии мебель.
  • Развивать выразительность речи.
  1. Дети рассматривают двух кукол, описывают их и сравнивают между собой.
  2. Воспитатель предлагает нарисовать мебель для кукол.
  3. Игра «Заводная кукла».
  4. Д/и «Повтори стихотворение».
  • Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка» [15, с.395].
  • Заучивание стихотворения А.Барто «Ёлка» [15, с.318].
  • Ролевой театр: сказка «Лиса и журавль» [9, с.42].
  • Пальчиковая гимнастика (2 комплекс, №3,4,5) [10, с.54].
  • Д/и «Магазин посуды» [11, с. 133].
  • Словесная игра «Каравай» [16,

с. 83]; «Доскажите словечко» [1, с.344].

  • Игры с разрезными картинками.

Две куклы -

большая и

маленькая

(у одной

длинные

тёмные

волосы, у

другой

короткие

светлые).

Цветные

карандаши,

бумага.

10.

Описание

зимней

одежды.

Научить описывать предметы зимней одежды.

  • Закрепить знания об обобщённом понятии одежда, о предметах зимней одежды.

Развивать речевые умения: использовать в речи сложноподчинённые предложения.

  • Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.
  • Фонематический слух: отработать навыки правильного произношения звука ж (изолированно, в словах и фразах), подбирать слова с заданным звуком.
  1. Дети рассматривают предметы одежды и описывают их с помощью воспитателя.
  2. Игра «Жуки».
  3. Д/и «Отгадай загадку».
  • Чтение сказки «Лисичка
  • сестричка и волк» [7, с.216].
  • Разучивание скороговорки: Жук жуку жужжал: «Жу - Жу,

Я с ежом давно дружу».

  • Пальчиковая гимнастика «Игра - потешка» [10, с.54].
  • Инсценировка стихотворения А.Тараскиной «Воробей» [9, с.44].
  • Д/и «Таня весёлая и грустная» [11,

с Л 44]; «Слова произносятся друг за другом» [6, с.37].

  • Повторение стихотворения А.Барто «Ёлка» [15, с.318].
  • Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» [7, с. 54].

Кукла,

зимняя

одежда.

Картинки:

жук, ёжик,

медвежонок.

(обозначение действия) и прилагательных (обозначение признаков предметов). - Образовывать названия детёнышей животных в именительном и косвенном падежах.

гимнастика (2 комплекс, № 1,2) [10, с.53]. - Словесная игра «Каравай» [16, с.83].

сказка «Кто как от дождя спасается» [12, с.49]. - Игры с разрезными картинками.

корова, утёнок, султанчики

11.

Составление рассказа о мебели.

Обучить навыкам составления рассказа на основе личного опыта, на тему, предложенную воспитателем, о предметах, входящих в понятие мебель.

  • Закрепить знания об обобщённом понятии мебель.
  • Развивать речевые умения: понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посредине, около, у, сбоку, перед.
  • Активировать употребление в речи сложноподчинённых предложений.
  1. Дети рассматривают предметы мебели и описывают их вместе с воспитателем. Расставляют мебель в кукольной комнате.
  2. Игровое упражнение «Мячики».
  3. Д/и «Расскажи, что на картинке?»
  • Чтение рассказа Ю.Пермяка «Торопливый ножик».
  • Чтение стихотворения Д.Хармса «Игра».
  • Игра «Путешествие на воздушном шаре» [9, с.40].
  • Упражнение в вежливом обращении друг к другу.
  • Д/и «Ослик в гостях у

медвежонка» [11, с. 133]; «Верни слова» [6, с.36].

  • Повторение стихотворения

С.Чёрного «Кто?» [8, с. 145].

Фланелеграф, геометричес кие формы из бумаги для констру ирования кукольной мебели, кукла. Картинки с изображении- ем мебели.

12.

Составление рассказа по картине: «Собака со щенятами».

Обучить навыкам составления небольшого связного рассказа по картине на основе личного опыта (по аналогии с рассказом по картине).

Развивать речевое умение образовывать формы существительного в родительном падеже. - Активизировать употребление в речи глаголов.

  1. Дети рассматривают картину и описывают её с помощью воспитателя.
  2. Самостоятельное повторение рассказа.
  3. Д/и «Отгадай загадку».
  • Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» [7, с.210].
  • Заучивание потешки «Во поле рябинушка» [15, с.214].

-Инсценировка сказки «Лиса и заяц».

  • Литературный калейдоскоп (прослушивание новых и знакомых стихотворений).
  • Д/и «Кто что слышит?» [16, с.65]; «Почтальон приносит письма» [13, с.90]; «Кто играет с Таней?» [11, с.143].
  • Повторение потешек и попевок о домашних животных [7, с.52].

Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, сорока (картинка).

ДЕКАБРЬ

13.

Составление

Обучить навыкам составления

1. Воспитатель

- Чтение сказки «Зимовье

- Д/и «Узнай, что

Большой

описательного

короткого описательного рассказа об

загадывает загадку о

зверей» [7, с.213].

изменилось»[16,

Плюшевый

рассказа об

игрушке.

мишке, дети

- Загадывание загадок [1,

с.66]; «Кафетерий»

Медведь,

игрушках.

Развивать речевые умения:

отгадывают и

с. 347].

[11, с. 1251; «Это

Кукла.

14.

Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».

Обучить навыкам пересказа небольшого рассказа, впервые прочитанного на занятии, выразительно передавая диалог действующих лиц.

Развивать речевые умения: образовывать форму существительных в родительном падеже множественного числа. - Развивать фонематический слух.

  1. Воспитатель читает рассказ «Поезд».
  2. Дети пересказывают его содержание.
  3. Игра «Поезд».
  4. Д/и «Чего не хватает Мише?»
  • Чтение рассказа Е.Чарушина «Что за зверь?»
  • Чтение стихотворения Н.Некрасова «Не ветер бушует над бором».
  • Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с. 264].

Д/и «Почтальон приносит письма» [13, с.90]; «Ателье» [11, с. 125].

  • Народная игра «Гуси» [16, с. 80].
  • Знакомство с праздником Новый год. Разучивание колядки

«Щедровочка» [7, с.54].

Картинки: валенки, варежки, носки,

пальто,шуба, шарф, шапка. Картина «Саша и снеговик». Рассказ Я. Тайца «Поезд».

ЯНВАРЬ

15.

Составление рассказа по описанию набора игрушек.

Обучить навыкам составления коротких рассказов по описанию набора игрушек.

  • Актуализировать использование в речи предлогов в, на, под, между, используя соответствующую интонацию (вопросительную, повествовательную).

Развивать речевое умение: образовывать названия детёнышей животных при помощи суффиксов - онок, -енок.

  • Фонематический слух: правильное произношение звука [ж] (в словах и фразах).
  1. Воспитатель показывает куклу Женю и от его имени рассказывает историю, вовлекая в разговор детей.
  2. Игра «Жуки».
  3. Д/и Найди предмет со звуком [ж]».
  • Чтение сказки «Как собака друга искала» [15, с.266].
  • Чтение стихотворения З.Александровой «Птичья ёлка» [15, с.318].
  • Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» [7,

с.55].

  • Д/и «Разведчики» [13, с.92]; «Чаепитие» [11,

с. 134]; «Подскажи последнее словечко» [6, с.38].

  • Игра «Продолжи фразу и покажи» [9, с.45].

Кукла -

мальчик.

Игрушки:

2 ёлки,

ежиха и

ежата.

Картинки:

жук, жираф,

ножницы,

флажок,

собака,

кубик, лейка,

ведро.

16.

Составление рассказа по картине: «Таня не боится мороза».

Обучить навыкам составления небольшого рассказа (из 2-3 предложений), отражающего содержания картины. - Развивать речевые умения: подбирать определения к словам снег, зима, снежинки.

  1. Дети вместе с воспитателем рассматривают картину и составляют рассказ.
  2. Самостоятельный рассказ детей по картине.
  • Чтение стихотворения К.Чуковского «Телефон».
  • Заучивание стихотворения Е.Благининой «Красавица какая» [8, с. 146].
  • Д/и «Найди ручку» [11, с. 144].
  • Ролевой театр: сказка «Кошкин дом» [9, с.46].
  • Словесная игра «Какое время

Картина «Таня не боится мороза». Снежинки на ниточке.

- Фонематический слух: выделять звуки в слове, подбирать слова с заданным звуком.

3. Д/и «Отгадай загадку».

- Пальчиковая гимнастика «Цветок» [10, с. 54].

года?»[16, с. 86].

17.

Отгадывание загадок.

Обучить навыкам составления короткого рассказа об игрушках (при педагогической поддержке).

Помочь овладеть навыками выявления опорных в смысловом значении слов в заданиях, приводящих к нахождению отгадок, используя сложноподчинённые и простые распространённые предложения.

  • Развивать фонематический слух: отработать правильное произношение звука К] в словах и фразах, называть слова с заданным звуком.
  • Развивать диалогическую речь.
  1. Воспитатель загадывает загадки о животных, дети отгадывают их и составляют о них короткие рассказы.
  2. Игра «Поезд».
  3. Д/ и «Похвалялись звери».
  • Чтение сказки С.Козлова «Зимняя сказка».
  • Театр на фланелеграфе: сказка «Маша и медведь»
  • Загадывание загадок.
  • Д/и «Петрушкины команды» [11,

с. 126]; «Какое слово потерялось?» [6, с.38]

  • Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» [7, с.56].

Игрушки: ёлочки, волк, белочка, зайчик.

ФЕВРАЛЬ

18.

Описание внешнего вида

человека.

  • Научить описывать внешний вид человека и его одежду (цвет, отделку).

Развивать речевые умения: образовывать формы единственного и множественного числа от глагола хотеть, формы повелительного наклонения от глаголов рисовать, танцевать и д р.

  • Выполнять упражнения по развитию речевого дыхания.
  1. Д/и «Отгадай моего друга».
  2. Игровое        упражнение «Петрушка. Повтори за мной!»
  3. Дети повторяют стихотворение о Петрушке за педагогом.
  • Чтение сказки «Лиса и козёл» [7, с.216].
  • Заучивание стихотворения К.Чуковского «Растёт она вниз головою» [8, с. 140].
  • Пальчиковая гимнастика «Коза и козлёнок» [10, с. 54].
  • Д/и «Найди своего товарища»[13, с.90]; «Зайчик» [11, с.135].
  • Драматизация сказки «Три поросёнка»
  • Игра «Аюшки» [7, с.51].
  • Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с.331].

Петрушка.

19.

Составление рассказа о предметах.

Обучить навыкам составления рассказа о предметах и действиях с предметами.

- Закреплять знания об обобщённом понятии посуда, предметах посуды, их назначении.

  1. Д/и «Помоги Тане накрыть на стол».
  2. Д/и «Назови ласково».
  3. Проговаривание чистоговорки со звуком
  • Чтение стихотворения А.Берга «Рыбка» [15, с.416]; А.Фета «Мама, глянь - ка из окошка».
  • Проговаривание чистоговорок со звуком

- Д/и «Разбери посуду» [13, с.92]; «Смешинка» [11, с. 137]; «Где вы слышали эти слова?» [6, с.38].

Хлеб и хлебница, сахар и сахарница, салфетки и салфетница,

- Развивать фонематический слух: отработать правильное произношение звука [ч'], отчётливо называть слова с заданным звуком.

М-

м.

- Игра Доктор Айболит» [9, с. 47].

конфеты и конфетница.

20.

Пересказ произведения Е.Чарушина «Курочка».

  • Обучить навыкам пересказа текста произведения

Е.Чарушина «Курочка», сравнивать курицу и цыплёнка (на картинках ).

  • Развивать речевые умения: подбирать определения и антонимы (слова с противоположным значением), согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.
  • Фонематический слух: подбирать слова, сходные по звучанию.
  1. Воспитатель загадывает загадку о курочке, дети отгадывают её и описывают курочку.
  2. Игра «Цыплята».
  3. Чтение рассказа воспитателем, обсуждение с детьми.
  4. Самостоятельный пересказ рассказа детьми.
  • Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе»
  • Мини - сценка по стихотворению В.И.Мирясовой «Таня и мячик» [9, с.48].
  • Беседа «Наша армия родная» [1, с.47].
  • Д/и «Громкая и тихая музыка» [13, с.90]; «Вы хотите? - Мы хотим!» [11,

с. 126].

  • Словесная игра «Кто

внимательный?» [1, с.352].

Картинки: курица и цыплята.

21.

Описание предмета.

Научить описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя его существенные признаки.

  • Развивать фонематический слух: слышать звук [щ'] в словах
  • Упражнять в умении соотносить предмет с действиями, которые он производит.
  1. Воспитатель рассказывает детям о зайчихе, которая потеряла зайчат и просит помочь их найти.
  2. Игра «Зайцы пилят доски».
  3. Дети повторяют стихотворение за воспитателем.
  • Чтение сказки бр.Гримм «Бременские музыканты»
  • Чтение стихотворения Л.Квитко «Бабушкины руки» [15, с.324].
  • Заучивание чистоговорок: Ща-ща-ща - мы несём домой леща.

Ащ-ащ-аш - мы наденем плащ.

  • Д\и «Огородники» [11, с. 135]; «Кто предложит сам?» [6, с.38].
  • Театр на фланелеграфе: сказка «Заюшкина избушка».
  • Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» [7, с.591.

Картинки с зайчатами, три щётки - зубная, для обуви и одежды.

МАРТ

22.

Составление

Обучить навыкам составления

1. Рассматривание

- Чтение были

- Д/и «Найди

Картина

рассказа по

рассказа по картине.

картины «Мать моет

Л.Н.Толстого «Мальчик

ножку» [11, с. 146].

«Мать моет

картине.

- Развивать речевое умение правильно

посуду», обсуждение

стерёг овец» [15. с.302].

- Знакомство с

посуду».

называть предметы посуды.

сюжета.

- Чтение стихотворения

театром теней.

Полка с

- Отработать правильное произношение

2. Самостоятельный

П.Образцова «Март».

- Беседа о маме с

посудой.

звука [щ'].

рассказ детей.

- Разучивание

включением

Картина

- Дать представление о том, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности.

  1. Игра «Дети пилят бревно».
  2. Д/и «Заблудился».

стихотворения:

Щука проглотила щётку.

Щётка ей щекочет глотку.

  • Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?
  • Беседа о празднике 8Марта [1, с.52].

пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Вот какая моя мама!» [7. с.59].

«Заблудился»

23.

Описание предметов.

Научить описывать предметы, игрушки.

  • Развивать речевые умения: правильно использовать слова, обозначающие пространственные отношения ближе - дальше, впереди - сзади.
  • Фонематический слух: отработать правильное произношение звуков [л], [л'], чёткую артикуляцию этих звуков в словах.
  • Учить интонационно выделять звук в слове, различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове.
  1. Д/и «Превращения».
  2. Д/и        «Угадай звук».
  3. Игра        «Сдувание снежинки».
  4. Дети подбирают слова со звуком [л] и [л'].
  • Чтение рассказа В.Бианки «Первая охота» [10, с. 104].
  • Чтение стихотворения Э.Успенского «Разгром».
  • Заучивание скороговорки:

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку заглянуть было лень, искала булавку весь день.

  • Д/и «Разведчики» [13. с.92]; «Зайка, сделай!» [11, с. 127]; «Кто на картинке?» [6, с.40].
  • Загадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций к детским книгам.

Игрушки: Петрушка, щенок, кубик, заяц. Предметы: ящик, щётки, клещи,ширма Фланелеграф: лиса, лук, колесо, лист.

24.

Описание овощей.

  • Закреплять знания об обобщённом понятии овощи.
  • Развивать речевые умения: правильно называть овощи, описывать их качества, цвет, форму.

Фонематический слух: находить сходно звучащие слова.

  1. Дети рассматривают овощи и рассказывают о них.
  2. Д/ и «Волшебный мешочек».
  3. Игра «Что растёт на огороде?».
  4. Д/и «Отгадай имя!»
  • Чтение глав из книги
  1. Милна        «Вини - Пух и все-все-все».
  • Чтение стихотворения
  1. Берестова        «Песенка весенних минут».
  • Пальчиковая гимнастика «Дружба» [ 10, с.54].
  • Пальчиковый театр: сказка «Кто сказал «мяу»?»
  • Д/и «Подбери пару» [13. с.90]; «День рождения Пуха» [11, с. 130]; «Слова забыли своё место» [6, с.39].
  • Повторение всех известных детям скороговорок и чистоговорок.

Картинки или муляжи: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, редис, репа, картофель, фрукты(2 -3) Картина «Брат и сестра».

25.

Описание игрушки.

Научить описывать игрушку, правильно пользоваться вопросительными и утвердительными интонациями, выделять голосом

1. Воспитатель ставит на столе несколько игрушек, просит детей описать их, определяя

  • Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным».
  • Чтение сказки

- Д/и «Зайкина гимнастика» [11. с. 127]; «Что мог бы нарисовать

Игрушки: лошадь, лиса, телёнок. Картинки:

определённые слова (логическое ударение).

- Отработать правильное произношение звуков [л], [л' (изолированно, в словах и фразах).

пространстве иное расположение друг относительно друга.

  1. Повторение стихотворения А,Барто «Лошадка».
  2. Игра «Кто первый?»

Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». - Знакомство с потешным фольклором: дразнилками, скороговорками [7. с.62].

художник?» [6, с.40].

  • Словесная игра «Мыши» [16. с.88].
  • Игра «Бояре, а мы к вам пришли!» [9, с.571.

слон, лев, верблюд, олень, лось, телёнок, лиса, волк, лошадь.

АПРЕЛЬ

26.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»

Обучить навыкам пересказа прочитанного текста.

  • Развивать фонематический слух: самостоятельно подбирать слова с определёнными звуками - [с], [ш].
  • Речевое умение: правильно называть предметы посуды.
  1. Чтение воспитателем рассказа «Помощники».
  2. Пересказ текста детьми.
  3. Д/и «Магазин».
  4. Рассказ о Саше и снеговике.
  • Чтение сказки Д.Родари «Собака, которая не умела лаять» [3, с.71].
  • Чтение стихотворения Г.Кружкова «Р-р-р-ры!» [5, с.101].
  • Театр на фланелеграфе: сказка «Заяц и ёж».
  • Д/и «Магазин» [13, с. 92]; «Почему так называют?» [11,

с. 146].

  • Рассматривание иллюстраций к детским книгам.
  • Игры с воображаемыми предметами [9, с.55].

Посуда: 2 сахарницы, 2 хлебницы, 2

салфетницы (разные по форме, размеру, материалу), блюдо для печенья, 2 сухарницы, 2 солонки. Картина «Саша и снеговик».

27.

Описание игрушки.

Продолжать учить описывать игрушку.

Развивать речевое умение: образование форм от глагола хотеть (хочу - хочет, хотим - хотят). - Фонематический слух: закреплять правильное произношение звуков [л], [л']. Определять и называть первый звук в словах, называть слова с этим звуком.

  1. Д/и «Зоопарк»
  2. Разучивание чистоговорки.
  3. Д/и «Назови первую букву».
  • Чтение сказки К.Чуковского «Муха- Цокотуха»
  • Чтение стихотворения И.Токмаковой «Ива» [15, с. 159].
  • Инсценировка сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» [9, С.55].

Д/и «Опять слова забыли своё место» [6, с.39]; «Слова - звучат!» [6, с.39]. - Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Заучивание заклички о весне[7, с.60].

Картинки или

игрушки:

лошадь,

волк,

лиса, белка,

козлёнок,

коза, ослик,

жеребёнок,

котёнок,

собака.

Картина с

мамой и

девочкой.

Ёлка, шарик,

пирамидка,

неваляшка,

матрёшка,

собачка,

грибок.

Фишки или

мелкие

игрушки.

28.

Составление рассказа по картине «Куры».

Обучить навыкам составление короткого описательного рассказа по картине.

-Развивать речевые умения: подбирать соответствующие слова, сравнивая петуха и курицу, курицу и цыплят.

Фонематический слух: самостоятельно подбирать слова, сходные по звучанию.

  1. Дети рассматривают картину «Куры», обсуждают её содержание, составляют короткие рассказы о петухе, курочке и цыплятах.
  2. Чтение рассказа К,Д,Ушинского «Петушок с семьёй», ответы на вопросы по картинкам.
  3. Д/и        «Звуковые часы».
  • Чтение рассказа

Н.Носова «Затейники».

  • Заучивание

стихотворения С.Вангели «Подснежники» [15. с.364].

  • Театр на фланелеграфе: сказка «Жихарка».
  • Пальчиковая гимнастика «Ты кто?» [10.с.55].
  • Д/и «Кто больше?» [1, с. 168]; «Подбери другие слова»[11, с.146].
  • Словесная игра «Доскажите словечко» [1. с. 168].
  • Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц [7, с.63].

Картина: «Куры». Звуковые часы.

29.

Описание предметов.

Научить описывать предметы, подбирая подходящие по смыслу слова.

  • Закреплять знания об обобщённых понятиях: овощи, одежда, мебель.

Развивать речевые умения: образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

  • Фонематический слух: отработать правильное произношение

звуков [р],[р']5 подбирать слова с этими звуками.

  1. Д/и «Закончи предложение».
  2. Д/и «Угадай по голосу»
  3. Воспитатель выставляет героев скажи «Теремок» и просит описать зверюшку и выделить первый звук.
  • Чтение сказки Д.Биссег «Про мальчика, который рычал на тигров» [2, с.61].
  • Заучивание чистоговорок: Ра-ра-ра - весь мусор уберём с утра, Ро-ро-ро - весь мусор соберём в ведро. Ре-ре-ре - метём усердно во дворе,

Ри-ри-ри - двор убрали - раз, два, три!

  • Д/и «Узнай, что изменилось» [16,

с. 66]; «Прятки» [11, с. 128]; «На что похоже?» [6. с.41].

  • Инсценировка сказки

К.Чуковского «Муха - Цокотуха» [9, с.58].

Картина с

тигром.

Игрушки -

персонажи

сказки

«Теремок».

Фишки ИЛИ

мелкие

игрушки.

МАЙ

30.

Описание игрушки.

  • Научить описывать игрушку, выделяя её характерные признаки.
  • Развивать речевые умения в образовании форм существительных родительного падежа множественного числа.
  • Фонематический слух: узнавать слова, в которых не хватает одного последнего звука.
  • Закреплять знания о том, что слова состоят из разных звуков.
  1. Д/и «Магазин».
  2. Игра «Чего не стало?»
  3. Д/и «Кто пробрался в избушку?»
  • Чтение рассказа М.Пришвина «Ребята и утята».
  • Чтение потешки «Ласточка» [15, с.222].
  • Театр бибабо: сказка «Великан и мышь» (по А.Форнденбергу) [9,

с. 60].

  • Д/и «Магазин» [13. с.92]; «Бабушка Маланья» [11,

с. 136];

«Здравствуйте, я - Петрушка!» [6, с.41].

  • Словесная игра «Мыши» [16, с.78].
  • Беседа с детьми о празднике 9 Мая [11, с.62].

Игрушки:

кукла,

матрёшка,

фишка,

пирамиды,

ленточки,

шарики,

лошадки,

колечки,

башенки

(по два

экземпляра)

Картина

«Избушка

на курьих

ножках».

31.

Описание предмета.

Научить описывать предмет, его внешний вид, признаки.

  • Отрабатывать правильное произношение.

Развивать речевые умения: согласовывать существительные, прилагательные и местоимения в роде.

  • Фонематический слух: слышать звуки [р]>[р'] в словах, подбирать слова с этими звуками.
  1. Д/и «Чудесный мешочек».
  2. Игра «Кто, как говорит?»
  3. Дети договаривают чистоговорку.
  • Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный!»
  • Чтение сказки «Собака, которая не умела лаять» [3, с.71].
  • Театрализованная игра «Весёлые превращения» [9, с.61].
  • Д/и «Новая квартира» [1, с.245]; «Какая, какой, какое?» [И,с. 149]; «Загадочный круг» [6, с.42].
  • Загадывание загадок.
  • Словесная игра «Доскажите словечко» [1, с.246].

Мешочек с предметами (морковь, огурец, яблоко, апельсин, яйцо, лимон) Игрушки и предметы с буквой [р]

32.

Описание предмета.

Научить описывать внешний вид предметов, их характерные признаки.

  • Развивать речевые умения: правильно называть детёнышей животных.
  • Фонематический слух: самостоятельно находить слова, сходные по звучанию.
  • Закреплять знания о том, что звуки в
  1. Д/и «Что изменилось?»
  2. Игра «Заблудился».
  3. Д/и «Звуковые часы».
  • Чтение «Сказки о жадине» И.Зиедониса [2, с.63].
  • Заучивание стихотворения Г.К.Кружкова «Р-р-р-ры» [5, с.101].
  • Д/и «Разведчики» [13, с.92]; «Полетушки» [11, с.137].
  • Проговаривание чистоговорок и скороговорок.

Игрушки:

медвежонок,

лисёнок,

бельчонок,

цыплёнок.

щенок,

слонёнок,


словах произносятся в определённой последовательности.

  • Мини сценка «Хозяйка и кот» [9, с.62].

жеребёнок,

ягнёнок.

Счётная

лесенка.

Картина

«Заблудился»

Звуковые

часы.

  • Пальчиковые игры.

- Литературный калейдоскоп (по известным детям стихотворениям, сказкам, рассказам, потешкам).

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Алёшина,        Н.В.Патриотическое воспитание дошкольников: метод, пособие / Н.В.Алёшина. - М.: ЦГЛ, 2004.
  2. Дошкольное воспитание: журн. - 1994. - № 1.
  3. Дошкольное воспитание: журн. - 1994. - № 2.
  4. Дошкольное        воспитание: журн. - 1994. - № 4.
  5. Дошкольное        воспитание: журн. - 1994. - № 8.
  6. Тумакова,        Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Г.А.Тумакова. - М.: Просвещение, 1991.
  7. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб. - метод, пособие / О.Л.Князева, М.Д.Миханёва. - СПб.: Детство - Пресс, 1998.
  8. Литература        и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей / сост. Л.Ю.Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992.
  9. Петрова.        Т.И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова. - М.: Школьная Пресса, 2000.

10.План - программа воспитательно - образовательной работы в детском саду / сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.АМихайловой. - СПб.: Акцидент, 1997.

  1. Придумай        слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О.С.Ушакова и др.; под ред. О.С.Ушаковой. - М.: Изд. - во «Институт психотерапии», 2001.
  2. Развлечения        в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя / сост. Л.С.Фурмина, А.Е.Шибицкая , Л.В.Пантелеева. - М.: Просвещение, 1975.
  3. Удальцова,        Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И.Удалыдова. - Минск: Народная асвета, 1976.
  4. Хрестоматия        для дошкольников. 2-4 года / сост. М.Т.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, М.П.Бабурова. - М.: АСТ, 1999.
  5. Хрестоматия        для маленьких / сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987.
  6. Швайко,        Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С.Швайко. - М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование воспитательно - образовательной работы (подготовительная группа) по теме "Транспорт

Документ представляет собой календарное планирование педагогического процесса с учетом принципа интеграции по теме "Транспорт". Представляет особый интерес для педагогов и воспитателей ДОУ в подготови...

календарное планирование подвижных игр на все группы

Календарное планирование подвижных игр на год во всех группах....

перспективное планирование по развитию речи средняя группа

комплексно-тематическое планирование по развитию речи в средней группе...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ,(средняя группа)

Перспективное планирование на год по развитию речи по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа....

Перспективное планирование по развитию речи. средняя группа

Перспективное планирование по развитию речи. средняя группа...

Перспективно-тематическое планирование по развитию речи средняя группа

Планирование по развитию речи О.С. Ушаковой для детей 4 -5 года...

Перспективное планирование по развитию речи средняя группа

Перспективное планирование по развитию речи средняя группа...