Развитие диалогической речи у детей старшего возраста
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Развитие диалогической речи у детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2016samoobr.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема  «Развитие диалогической речи детей подготовительной группы.»
  2. Работа над темой начата в сентябре 2015 г. И проводилась в течении года.

3.  Цель развития связной речи: развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

     Задачи развития связной речи: формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучение соединению предложений разными способами связи; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания; обучение построению высказываний разных типов- описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений; использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

4.

а).Чтение и рассказывание художественного произведения, заучивание наизусть, составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям), обобщающая беседа.

б.Драматизация и рассказывание сказок посредством театрализованной деятельности.


Дата

Тема

Сентябрь

01.09.2015

Скоро в школу

08.09.2015

Дети идут в школу (сюжетный рассказ)

15.09.2015

К. Ушинский «Четыре желания»

22.09.2015

Явления природы (рассказ по сюжетным картинам)

29.09.2015

Осень, осень в гости просим

Октябрь

06.10.2015

В. Бианки» Купание медвежат»

13.10.2015

Золотая осень (рассказ по картине- пейзажу)

20.10.2015

Русская народ. сказка «Крылатый ,мохнатый да масляный»

27.10.2015

Моя семья

Ноябрь

03.11.2015

Мой первый день в детском саду

10.11.2015

Лиса с лисятами(сюжетный рассказ по картине)

17.11.2015

Сказка « Как ёжик выручил зайца»

24.11.2015

Какие бывают предметы

Декабрь

01.12.2015

Е.Пермяк «Первая рыбка»

08.12.2015

Зимний вечер (описательный рассказ)

15.12.2015

Зимний вечер (сравнительно- описательный рассказ)

22.12.2015

Зимушка-зима, зима снежная была

29.12.2015

Зимние забавы

Январь

12.01.2016

Сказка про храброго зайца

19.01.2016

Л.Воронкова « Елка»

26.01.2016

Сказка «У страха глаза велики»

Февраль

02.02.2016

Моя любимая игрушка

09.02.2016

Литературный калейдоскоп

16.02.2016

Сюжетный рассказ по картине «Богатыри»Васнецова В.М.

Март

01.03.2016

Моя мама ( рассказ из личного опыта)

15.03.2016

Веточка в вазе (творческое рассказывание)

22.03.2016

Сюжетный ( свободный) рассказ по серии картинок

29.03.2016

М. Пришвин» Золотой луг» (пересказ)


Апрель

05.04.2016

Весна (описательный рассказ по пейзажной картине)

12.04.2016

Л.Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку» (пересказ)

19.04.2016

Мой друг (рассказ из личного опыта)

26.04.2016

Мы сочиняем сказки (моя сказка)

Май

03.05.2016

Весна в городе Скороговора

10.05.2016

Кому сказки Пушкина не любы?

17.05.2016

Почему я хочу в школу? (рассказ из личного опыта)

24.05.2016

План работы  подготовительной группы

                                              (октябрь — май)

Октябрь

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

«Кончилось лето».

Цель:    Собрать   детей вместе    после    летних каникул,   порадоваться теплой встрече, активизировать слуховое восприятие, показать детям знакомую сказку в настольном театре

«Маша и медведь»

2 неделя

Беседа    с    детьми "Что такое театр".

Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров

Показ иллюстраций, фотографий и афиш театров.

Репетиция сценки к празднику осени «Овощи»

(художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

Рассказы детей о посещении театров.

3 неделя

Беседа-диалог.

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник. Воспитывать желание узнать новое.

Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?)

Отгадывание загадок (по тематике).

4 неделя

Знакомство с ширмой.

Показ театрализованного представления на празднике осени.

Рассказать об устройстве ширмы. Назначение театральной ширмы

.

Ноябрь

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Техника речи.

Учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи»

2 неделя

Удивительный мир кукол.

Рассказ о видах кукол. Показ способов действий с куклой. Развивать у детей интерес к творчеству.

Показ видов кукол.

3 неделя

Ритмопластика,

Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью, (мимика, жесты).

Гуси-лебеди» -показ сказки

4 неделя

Показ воспитателем сказки «Три поросенка

Декабрь

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Игры

Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем"

2 неделя

Начать работу над альбомом "Все о театре".

Подготовка к Новогоднему утреннику (распределение ролей).

Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).

3 неделя

Репетиция музыкального представления

Сказка «Царевна-Несмеяна», «Про Емелю»

Репетиция детей -актеров выступающих на новогоднем представлении.

4 неделя

Показ детьми музыкального представления

Январь

Тема

Цель

Репертуар

3 неделя

Ритмопластика.

Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

Игра «Покажи кто это»

4 неделя

Работа над альбомом "Все о театре".

Развивать эстетический вкус в оформлении альбома.

Совместная работа детей и родителей.

Февраль

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

 Сказка «Кот в сапогах»

Познакомить детей со сценарием постановки сказки. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

Чтение сказки.

Обсуждение и дополнение.

2 неделя

Отработка диалогов.

Развивать умение строить диалоги между героями. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность.

3 неделя

Распределение ролей.

Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности.

Беседа.

Показ.

Анализ выбранных ролей.

4 неделя

 Драматизация сказки детьми «Кот в сапогах»

Март

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Проект «Театр».

Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.

Рассматривание фотографий с изображением театра.

Театральный словарь: билет, программка, афиша, ложа.

2 неделя

Знакомство со сказкой «Буратино»

Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию.

Чтение сказки воспитателем.

Беседа.

3 неделя

Мастерская актера.

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты(ключик,цветы для пруда) к сказке. Воспитывать аккуратность в работе .

Индив. работа: работа с ножницами, развитие аккуратности, показ, объяснение, поощрение, помощь.

Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

развитие глазомера.

4 неделя

«День театра» (последняя неделя марта).

Рассказ воспитателя

Беседы о театре

Апрель

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Мастерская актера.

Продолжить работу в мастерской. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

Показ, объяснение, поощрение, помощь.

Индив. работа: работа с ножницами, развитие аккуратности, развитие глазомера (с другими детьми).

-

2 неделя

Работа с костюмами.

Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства.

Костюмы, маски к сказке «Буратино».

3 неделя

Репетиция сказки «Буратино».

Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность.

4 неделя

Изготовление декораций

Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену.

Показ, объяснение, помощь в решении проблемных  ситуациях.

Развивать воображение и веру в сценический замысел.

Май

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Чтение сказки «Красная Шапочка».

 Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Показать образы животных. Отработка диалогов, выразительность, интонация.

2 неделя

Показ сказки "Красная Шапочка"-настольный театр

3 неделя

Подготовка к выпускному вечеру

Репетиция театрализованного представления.

4 неделя

Выпускной

     

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.

3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232с.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.

5. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363с.

6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416с.

6. Изучаю опыт работы Лучко Татьяны Леонидовны.

Перспективное планирование театрализованной деятельности в подготовительной группе

Сентябрь

1. Учить согласовывать движения пальчиковой куклы с произносимым текстом.

2. Беседа «Профессия – художник-декоратор. Декорации. Афиша».

3. Словесное творчество: «Шкатулка со сказками» - сочинение сказок с помощью предметов – заменителей («Чего на свете не бывает?»).

4. Этюды и игры: «В магазине зеркал», «Вкусные конфеты», «Король Боровик не в духе», «Маленький скульптор», «Пылесос и пылинки».

5. Игры-драматизации ранее поставленных спектаклей с изменением окончаний сказок, работа над кукольным спектаклем по сказке Ш.Перро «Красная Шапочка».

Октябрь

1. Учить согласовывать движения перчаточной куклы с произносимым текстом.

2. Беседа «Профессия – рабочий по сцене».

3. Словесное творчество: решение проблемных ситуаций:

а) как спасти Колобка от Лисы;

б) как задержать Волка и спасти Красную Шапочку.

4. Этюды и игры: «Это я! Это моё!», «Любящие родители», «Гневная гиена», «Скульптурная группа».

5. Показ кукольного спектакля «Красная Шапочка», работа над драматизацией украинской народной сказки «Колосок».

Ноябрь

1. Учить заводить перчаточную куклу на сцену и уводить с неё.

2. Беседа «Профессия – режиссёр».

3. Словесное творчество: разыгрывание сценок-диалогов «Встреча», «Какая сегодня погода?», «Обида», «Утро весёлых человечков».

4. Этюды и игры: «Заколдованный ребёнок», «Встреча с другом», «Разъярённая медведица», «Смелый заяц».

5. Показ сказки-драматизации «Колосок», работа над кукольным спектаклем  по русской народной сказке «Бычок – смоляной бочок».

Декабрь

1. Учить использовать всё пространство сцены в работе с перчаточной куклой.

2. Беседа «Профессия – звукорежиссёр».

3. Словесное творчество: творческое задание: исполнить песенку для глупого мышонка от имени всех персонажей произведения С.Маршака «Сказка о глупом мышонке». Д/и «Узнай по интонации».

4. Этюды и игры: «Иди ко мне», «Негаданная радость», «Два сердитых мальчика», «Капитан».

5. Показ кукольного спектакля «Бычок – смоляной бочок» детям средней группы, работа над драматизацией русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

Январь

1. Учить, используя перчаточную куклу, играть роль в сцене.

2. Беседа «Профессия – осветитель».

3. Словесное творчество: д/и «Волк и семеро козлят». Разыгрывание сценок-импровизаций: «Буратино и Мальвина», «Буратино и говорящий сверчок», «Буратино и лиса Алиса с котом Базилио», и т.д..

4. Этюды и игры: «До свидания!», «Хорошее настроение», «Лисёнок боится», «Добрый мальчик».

5. Показ сказки-драматизации «Лисичка со скалочкой», подготовка кукольного спектакля по русской народной сказке «Ленивица и Рукодельница».

Февраль

1. Учить перемещать кукол настольного (или плоскостного) театра во время собственного рассказывания.

2. Беседа «Гардероб и гардеробщик. Антракт. Буфет в театре».

3. Словесное творчество: разыгрывание сценок-импровизаций: «Лиса и Журавль», «Лиса и её хвост», «Лиса и Волк», «Лиса и мужик».

4. Этюды и игры: «Разведчики», «Я – грозный боец», «Страх», «Часовой».

5. Показ кукольного спектакля «Ленивица и рукодельница» детям старшей группы», постановка сказки-драматизации  «Снегурочка».

Март

1. Помогать разыгрывать собственный сюжет, используя кукол настольного (или плоскостного) театра.

2. Беседа «Билетная касса. Билет на спектакль. Профессия – билетёр».

3. Словесное творчество: изменение конца сказки, введение новых героев в русскую народную сказку «Гуси – лебеди». Варианты:

а) «Гуси-лебеди подружились с девочкой»;

б) «Баба Яга, она же бабуся Ягуся, приглашена в дом девочки»;

в) «Спастись от погони девочке помогают Буратино, Царевна-лягушка, золотая рыбка и т.д..

4. Этюды и игры: «Я не знаю!», «Стрекоза замёрзла», «Ночные звуки», «Любящий сын».

5. Показ сказки-драматизации «Снегурочка», подготовка кукольных спектаклей по придуманным детьми сказкам.

Апрель

1. Помогать разыгрывать новый конец ранее сыгранных сказок с помощью перчаточных кукол.

2. Беседа «Театр (ввести понятия: фойе, партер, балкон, лоджия)».

3. Словесное творчество: сочинение собственных сказок с последующим обыгрыванием. Примерная тематика: «День рождения бабы Яги», «Мальвина приглашает бабу Ягу в гости».

4. Этюды и игры: «Каждый спит», «Северный полюс», «Гроза», «Внимательный мальчик», «Хочу всё!».

5. Проведение кукольных спектаклей по придуманным сказкам.

Май

1. Помогать разыгрывать придуманную самим сказку.

2. Беседа «Профессия – сценарист».

3. Викторина, КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» всё на тему: «Мы любим театр».

4. Игра-викторина «Узнай сказку по фрагменту спектакля».

5. Театрализованные игры.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" (презентация)

презентация к педагогическому проекту "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...

Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...

«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...

«Развитие диалогической речи у детей старшего и подготовительного возраста с ОНР через театрализованную деятельность»

Проблема изучения развития диалогической речи у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, воз...

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей. Тема: «Не играй с огнем». Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в старшей группе.

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей.Тема: «Не играй с огнем»....