«Развитие диалогической речи у детей старшего и подготовительного возраста с ОНР через театрализованную деятельность»
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Зудилкина Елена Ивановна
Проблема изучения развития диалогической речи у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Зудилкина Елена Ивановна. Я работаю в МБДОУ № 162, воспитателем  в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ОНР.

Хочу поделиться в Вами нашим педагогическим опытом по развитию диалогической речи у детей старшего и подготовительного возраста с общим недоразвитием речи через театрализованную деятельность.

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из главных задач, поскольку речь, является средством общения и орудием мышления.

С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность  во внимании сверстников, желание донести до партнера цели и содержания своих действий. Но дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в общении.

 У таких детей на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.

Данная тема актуальна в современной дошкольной коррекционной педагогики, ведь успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими диалогической речью. Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, поддерживать беседу, общаться со сверстниками и взрослыми- все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития связной речи, в частности диалогической.

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР будет проходить в процессе коррекционной работы эффективнее при условии использования творческой игры.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театрализованная деятельность является одним из видов творческой игры.

В работе по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через театрализованную деятельность мы поставили перед собой следующие задачи:

- Сформировать умение детей пользоваться диалогом как формой общения.

- Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик.

-Формировать у детей умение пользоваться  вопросительной и повествовательной интонацией, мимикой, жестами.

-Приобщать детей к литературным произведениям.

- Развивать речевые умения: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.

-воспитывать культуру поведения; контактность в отношении со сверстниками.

Театрализованная деятельность, несет в себе огромные образовательные и воспитательные возможности, и является  ненавязчивым педагогическим средством, в котором ребенок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Поэтому мы решили, что театрализованная деятельность является не заменимым средством в реализации   диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач мы провели следующие мероприятия:

-пополнили театрализованную среду в группе

(настольными , пальчиковыми  театрами , набором  кукол, масок для разыгрывания сценок, костюмами и другими театральными атрибутами)

-подобрали художественную литературу.

-игры – драматизации, игры-инсценировки в соответствии с данным возрастом детей.

Работа проводится в тесном контакте с родителями группы, а так же с специалистами детского сада. Со всеми специалистами совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы. Чтобы  все возможности детей были раскрыты , реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, музыкально-дидактические ,театрализованные и ритмические игры. Муз.руков. выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития, помогает в работе с родителями: готовит консультации по просьбе воспитателя, рекомендации, памятки.

Привлекаем родителей группы к изготовлению атрибутов: масок, костюмов, декораций  к инсценировкам сказок и театральным  постановкам. Мы с радостью приглашаем родителей на праздники и развлечения.

В своей деятельности мы используем информационно-коммуникативные технологии.

Мы просматриваем сказки, мультфильмы, познавательные презентации.

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует полному восприятию и лучшему запоминанию материала, учитывая  наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.

Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка.

Использование ИКТ является одним из эффективных способов развития творческих способностей и создание благополучного эмоционального фона.

Большая работа проводится по развитию речи , а так же по расширению и обогащению словарного запаса. Все осуществляется через различные игры  и упражнения, такие как :

Игры под музыку со словами и движениями

Мы знакомим детей с подвижными играми, в которых были не просто слова, но содержался короткий диалог между играющими, так же играли  в музыкальные игры, где развивали силу голоса, мелодичность, дыхание, умение согласовывать мелодию со словами, движениями, развивали чувство ритма.

Такие игры как «Автобус», «Пугало», «У жирафа пятнышки везде», «Ёлочки – пенёчки», «Золотые ворота», « Что нам осень принесла?», « Лавата», «Где был Иванушка», « У оленя дом большой»,  « Заинька», « Шёл весёлый Дед Мороз»,  новогодние хороводы.

Учимся задавать вопросы и отгадывать загадки.

Мы учим детей не просто отгадывать , но и задавать вопросы, что дети практически не умеют делать. Чтобы отгадать , какая на тебе маска, ребенок должен сформулировать вопрос,  и из ответов детей брать подсказку.

Загадки « Отгадай сказку».

Пантомимические этюды

Знакомим детей с языком движений, жестов, мимики и пантомимики. Настроением с помощью пантомимических этюдов.

Игры на развитие мимики, пантомимы используют все участники педагогического процесса. На логопедических занятиях разрабатываем мимические мышцы лица, проводится артикуляционная гимнастика. Знакомим с основными эмоциями. Этюды « Лисичка подслушивает», « Жадный пёс», « Страшный зверь», «Вкусные конфеты»(дети передают удовольствие, радость через мимику),  «Герои сказок оживают».

Знакомим с разными эмоциями, применяя такой пример, ка «Маленький учитель», где ребенок берет на себя роль взрослого, проводит сам игру. «Передай улыбку по кругу», « Определи эмоцию», « Изобрази настроение», «Зеркало», « Радуга настроений» или « Цветное настроение», «Я сегодня вот такой», « Разные приветствия»( поздоровайтесь так, как вы здороваетесь с другом в д/с, с воспитателем, с любимой бабушкой, с тем, на кого обиделись, с тем, кого рады видеть), «Мое настроение»( по картинкам солнышко – веселое, радостное настроение, солнышко за тучкой – настроение меняется, то грустное, то радостное, тучка с капельками – печальное, обидное настроение, туча с молниями – злое настроение), « Море волнуется»( фигура радости, страха…замри).

Можно обсудить различные эмоции с помощью стихов и сказок « Вот какая мама!» Е.Благинина: « Четыре желания» К.Ушинский – эмоции радости. « Гуси – лебеди», « Петушок и бобовое зёрнышко», «Краденое солнце» К.Чуковский – эмоции грусти и печали. «Сказка о царе Салтане» А.Пушкин, « Живая шляпа» Н.Носов, « Под грибком» В.Сутеев – эмоции удивления. «Что в углу» А. Кушнир «Счастливая ошибка» Г.Семенов – эмоции страха.

Составляем рассказ –описание, рассказ – сравнение по схеме.

Рассказывать по опорным схемам, сравнивать, учились выслушать друг друга, не перебивать. Своего рода рассказ-диалог.

Песни –инсценировки

С детьми инсценируем песни, тем самым развиваем силу голоса, мелодичность, слух. Например, песня « Весёлый огород», «Во кузнице»

Проводим работу по обогащению словарного запаса ,развиваем интерес к фольклору.

Играем в сказку

Разыгрываем короткие диалоги, дети учатся  говорить перед своими друзьями, развиваем выразительность речи, четкость произношения. Ребенок рассказывает и показывает сказку со своим другом. Дети с удовольствием играют в игры  - превращения, игры импровизации.

 По нашим наблюдениям дети начали активнее вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них.

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний.

Поэтому мы выступаем на родительских собраниях с сообщениями на темы: «Роль семьи в развитии диалогической речи дошкольников», о  « Играх которые способствуют развитию диалогической речи детей» и др.

В заключении хотелось сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным  ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать  персонажам, сопереживать разыгрываемые события.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР" (презентация)

презентация к педагогическому проекту "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...

Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...

«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре...

Развитие диалогической речи у детей старшего возраста

Развитие диалогической речи у детей старшего возраста...