проект "Речевой ручеек"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Иванова Наталья Антоновна

Проект направлен на развитие связной речи с помощью мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-rechevoy_rucheek.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образование « Бичурский район»

М Б Д О У – Д\С «Подснежник»

ПРОЕКТ

«Речевой ручеек»

 

                                                                                               

                                                                                          Составитель:

Воспитатель:

Иванова Н.А

                                               

Бичура 2015--2016г


Паспорт проекта:

Вид проекта :

Информационно – практико – ориентированный;

Тема: «Развитие связной речи с использованием мнемотехники»

Название проекта : «Речевой  ручеек»

долгосрочный (1 год), групповой, межпредметный

Участники проекта: 5-7лет, педагоги , родители.

Проблема 

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, плохое запоминание стихов

Цель проекта:

 Развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

Задачи:.

  •   Развивать  умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.
  • Упражнять в умении пересказывать наиболее   выразительные  и динамичные отрывки из сказок, короткие рассказы.
  •  воспитывать бережное отношение к окружающему миру;  порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности. и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.  
  • Обогащать словарь, грамматический строй речи.
  • Развивать речевую активность дошкоьников. 

Новизна проекта :

Использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Педагогическая целесообразность проекта При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Практическая ценность Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со средней группы детского сада

Проблема:

  • У детей плохо сформирована связная речь, дети затрудняются рассказывать  о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы.
  •  Недостаточно уделяется времени в ОД для развития связной речи.
  • Родители мало уделяют внимания на эту проблему. 

Ожидаемый результат реализации проекта:

- Появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении рассказов, заучивании стихотворений;

-пополнение и активизация словарного запаса детей;  

-развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;  

-умение договариваться и работать слажено;

-умение осуществлять поиск информации, иллюстраций,материалов необходимых для исследований по определенной тематике

Механизм реализации проекта:

Задачи:

Системы проектных мероприятий

1-этап: подготовительный

 Поисково-теоритический.Организационный

  1. Разработать цикл мероприятий по теме проекта.
  2. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.
  3. Подобрать художественную литературу.
  4. Подготовить картотеку игр и игровых упражнений.
  5. Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.  Сделать схемы и мнемотаблицы.
  6. Подготовить наглядный речевой материал: сюжетные картины, предметные картинки.
  7. Определить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. 

2-этап-основной

II этап. Внедренческий (2015-2017):

  -Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники.

  -Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.  Организация консультаций.

 III этап. Результативный (2015-2017).Заключительный.

  • Конспекты мероприятий
  • Оформить газету «Речевой ручеек»(Рассказы по сюжетным картинкам)
  • Фотовыставка «Как мы играем в детском саду»
  • Выставка рисунков и рассказов «предметы вокруг нас»
  • Оформление и пополнение  речевого уголка пособиями.
  • Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в конкурсах, фестивалях, семинарах, конференциях различного уровня;

Перспективный план работы в подготовительной группе

сентябрь

  1. Рассматривание мнемотаблицы.

Пересказ рассказа «Осень наступила»

по опорным картинкам

2 Работа с мнемотаблицей"Осень".

 3 Заучивание стихотворения "Подарки Осени"(мнемодорожка)

«Отгадай»

(отгадывание мнемозагадки);

игра"Составь мнемодорожку

октябрь

1.Пересказ рассказа «грибы».

2.Работа с мнемодорожкой"Деревья осенью"

3. Заучивание стихотворения «Подарки осени».  

Заучивание пальчиковой гимнастики"Ветер по лесу гулял. ";

Д/игра «Наведи порядок в картинках»;

 Упражнения "Рисуем слова"

ноябрь

1.Составление предложений об осени (мнемокарточки);

 2 Пересказ рассказа "";

 3 Составление описательных рассказов о игрушках.

Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок;

Д/игра «Сложи картинки по порядку»;

Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям».

декабрь

1.Работа с мнемотаблицей "Зима";

 2. Заучивание стихотворения "Декабрь" Маршака;

 3  Рисуем сказку (придумывают свою)

3.Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

 Рисуем сказку (придумывают свою)

Упражнение"Шпионы"(дети кодируют информацию);

Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок;

 Д/игра «Сложи картинки по порядку»;

Д/игра «Убери лишние картинки».

январь

1. Составление рассказа по картине"Зимние забавы"(учить использовать мнемодорожку);

Составление предложений о зиме по мнемодорожкам;

Дид. игра"Придумай сказку сам"(мнемокарточки) 

февраль

.

1. Составление рассказов по технике коллажа( по теме зима);

2. Заучивание наизусть стихотворения «Белка шалунишка». Д/игра «Угадай стихотворение».

Заучивание скороговорки по мнемотаблице.

март

1 Работа с мнемотаблицей "Весна";

2. Заучивание стихотворения о весне (вместе с родителями рисуют мнемодорожку к стиху) 3 Дид. игра "Угадай-ка"(воспитатель выкладывает знакомые стихи,сюжеты сказок,а дети узнают и воспроизводят тексты) 

Отгадывание мнемозагадки;

Дид. игра "Угадай-ка"(воспитатель выкладывает знакомые стихи,сюжеты сказок,а дети узнают и воспроизводят тексты)

апрель

1. Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице. 

2. Чтение стихотворения «Космонавт».;

3. Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

Заучивание пальчиковой гимнастики "На дворе апрель,с крыши капает капель. ";

Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок Д/игра «Какой картинки не хватает»;

Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям».

май

1 Заучивание стихотворений к выпускному о школе.

2 Итоговое совместное с родителями мероприятие:"Мнемотехника-это здорово"

Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям».

-




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Волшебный ручеек"

Творческий отчет для родителей...

СИСТЕМА СЦЕНАРИЕВ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ "РУЧЕЕК РАДОСТИ"

1) Представленная система разрабатывалась на основе личностно-ориентированного подхода, составлена по принципу интеграции образовательных областей. Методическая разработка решает ряд комплексных задач...

подвижная игра Перекинь мяч через обруч. По типу игры в Ручеек.

Игра развивает умение владеть мячом. Игра интересна тем, что может быть бесконечной, пока не надоест.  Учит взаимодействию всей команды....

образовательная программа по ритмике "Ручеек"

Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он потеряет половину своей ценности...

Конспект комплексного занятия для средней группы "Весенний ручеек"

Учить детей видеть и понимать красоту природы в разное время года. Способствовать процессу устранения имеющихся у детей речевых дефектов; развивать память и внимание дошкольника. Побуждать интер...

Сценарий детского поэтического фестиваля "Ручеек"

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отноше...