Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шикаленко Ольга Сергеевна

Конспект НОД

по развитию лексико-грамматических средств языка. Лексическая тема: «Домашние животные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiyae.docx54.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад «Калинка» г. Волгодонска

Конспект НОД

по развитию лексико-грамматических средств языка.

Лексическая тема: «Домашние животные».

Подготовительная (6-7лет) группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Учитель-логопед: Шикаленко Ольга Сергеевна

г. Волгодонск

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания детей о жизни домашних животных.

2. Формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии.

Задачи:

  • обогащение и активизация словаря детей;
  • развитие навыков согласования имен существительных с прилагательными и числительными;
  • развитие навыка словообразования (притяжательных прилагательных);
  • развитие навыка образования существительных со значением детёнышей животных;
  • развитие внимания, мышления, памяти.
  • Развитие мелкой, артикуляционной, общей моторики.
  • Развитие целенаправленной воздушной струи

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приёмы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.

Здоровьесберегающие технологии:

- психогимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- зрительная гимнастика;

- биоэнергопластика;

- су-джок терапия;

- самомассаж пальцев рук;

Материалы и оборудование:

Осенние деревья, перчатки для биоэнергоплпстики, шарики су-джок, пластиковые игрушки домашних животных, «сухой бассейн», дом игрушечный, маски животных, листы с заданием, карандаши, картинный материал с изображением домашних животных, компьютер, компьютерная презентация.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

  1. Организационный момент. Психогимнастика.

- Здравствуйте, дети. Давайте поприветствуем наших гостей.

Собрались все дети в круг:
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу  улыбнёмся.
Передайте улыбку по цепочке.

  1. Дыхательная гимнастика.

- Дети, а какое сейчас время года?

- Какие приметы осени вы знаете?

- Правильно, молодцы!

- И теперь мы с вами изобразим ветер, который сдувает листья с деревьев.

- Подойдите к столу и возьмите в руки дерево. Делаем вдох через нос, а выдох через рот. Щеки при этом не надуваем!

- Молодцы! Присаживайтесь за стол.

  1. Самомассаж пальцев рук.

Взять «сухой бассейн» и поднести его к каждому ребенку

- Дети, я сейчас к каждому подойду, а вы поочереди должны найти в фасоли один предмет и назвать его.

- А как мы назовем их одним словом, кто это?

- Правильно, а они какие дикие или домашние?

- Сегодня мы поговорим о домашних животных.

4. Биоэнергопластика.

- Когда шла к вам в группу,  я повстречала жителей далекой сказочной планеты Чучундрии. ( Показать корзинку с чучундрами) Они попросили их взять с собой. Им очень интересно, что происходит в нашем саду. Дети, а давайте их научим делать зарядку для язычка?!

Раздать каждому ребенку перчатку-чучундру. Дети надевают их на руки.

Показ действий. Выполнение артикуляционных упражнений: «Окошко», «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Качели», «Блинчик».

  1. Су-Джок терапия

- Дети, чучундры принесли с собой свои любимые игрушки, они хотят, чтобы вы тоже с ними поиграли.

Показать и включить музыкальную шкатулку, в которой лежат шарики су-джок. Раздать каждому ребенку по шарику.

Провести массаж рук, проговаривая стихотворение.

Шариком круги катаю

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем шар прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

  1. Чтение сказки « Кто самый важный?»

- Дети садитесь поудобнее и послушайте сказку внимательно. Когда вы услышите название домашнего животного, достаньте его из корзины и поставьте его к дому человек. (В это время поставить на стол дом и корзину с животными)

Чтение сказки « Кто самый важный?»

 В одной деревне жили-были бабушка с внучкой Катей. Рано утром Катя выглянула в окно и вот что она увидела и услышала. Возле будки сидела собака и беседовала со своим щенком.

- Я пойду на работу, а ты будь послушным и никуда не уходи.

- А какая у тебя работа? — залаял щенок.

- Самая важная, - ответила она.

- Я охраняю дом, хозяйку с внучкой и всех животных во дворе. Я - самое важное домашнее животное.

- Мур - мяу! Спешу не согласиться, - промяукала кошка, сидевшая на крыльце. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей и охраняю от них 
хозяйкины припасы.

- Му-у-у-у! Как бы не так, - промычала корова. Что бы вы делали без моего молока? Я - самое важное домашнее животное.

- Ме-е-е-е! А моё молоко и полезнее, и жирнее, - возразила коза. А, кроме того, я даю шерсть и тёплый пух.

- Ну, уж если говорить про пух, то мягче и теплее моего вам не найти, - 
забеспокоился кролик, сидящий в клетке. Я всех нужнее. Тут из конюшни 
вышел конь и заржал.

- Напрасно вы затеяли этот спор. Все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди кормят нас и ухаживают за нами.

И все животные дружно закивали головами, согласившись с конём. Вот так щенок узнал, что все домашние животные важны и нужны человеку. Обрадовалась Катя, что спор так хорошо закончился, и выбежала во двор, чтобы вместе со всеми повеселиться.

-А вы хотите к Кате присоединиться и тоже повеселиться?

Тогда мы с вами превратимся в животных!

  1. Физ.минутка «Домашние животные»

(раздать маски детям и надеть на голову. Пригласить выйти на ковер)

И крольчата, и ягнята,

И козлята и щенки                                                       (Собираются в круг)

Собрались на зарядку,

Чтобы силу обрести

Кошка вертит головой,                                             (вращение головой)

Ну и мы не отстаем.

Козлик ноги разминает                                            (ходьба на носочках)

На носочках он шагает

А потом телятки

Ходят все на пятках

Бегает собака на окрепших лапах                 (легкий бег по кругу)

Поросенок, жеребенок, ослик, и козленок, и щенок

тянут, тянут свои лапки и копытца в потолок!

  1. Компьютерная презентация «Домашние животные»

Основные направления коррекции и описание слайдов.

“Отгадай загадки”

Задачи:

•        Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

•        Отгадывание названий животных по их описанию.

•        Развитие чувства рифмы.

•        Развитие воображения, мышления.

Описание:

На слайдах загадки о домашних животных (кошка, собака, коза, корова, свинья, лошадь, кролик, овца, осёл, верблюд). Логопед читает загадку. Дети отгадывают. Появляется изображение угаданного животного.

“Четвёртый лишний”

Задачи:

  • Развитие логического мышления.
  • Развитие умения обобщать.
  • Развитие умения составлять сложные предложения.

Описание:

На слайдах изображения животных.

  • Свинья, коза, белка, овца.
  • Осёл, собака, корова, лошадь.

Логопед спрашивает, кто лишний, почему?

Дети отвечают сложными предложениями:

Лишняя белка, потому что это дикое животное.

Лишняя собака, потому что у неё нет копыт.

“Подбери признаки”

Задачи:

  • Активизация словаря признаков.
  • Развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными.
  • Развитие зрительного восприятия, внимания.

Описание:

На слайде изображение коровы и вопрос “Какая?”, изображение котёнка и вопрос “Какой?”.

Дети рассматривают животных и называют слова-признаки.

“Кто как голос подаёт?”

Задачи:

  • Развитие умения правильно образовывать и употреблять слова, обозначающие действия.
  • Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

Описание:

На слайде изображения животных. Дети слушают голоса животных и называют слова, обозначающие действия (мычит, ржёт, лает, хрюкает, мяукает, блеет).

“Назови детёнышей”. “Назови семейку”

Задачи:

  • Образование слов со значением детёнышей животных.
  • Уточнение и активизация словарного запаса.

Описание:

На слайдах изображение взрослых животных. Дети называют их детёнышей. Логопед: “У коровы и быка ...”

Ребёнок: “ Телёнок” И т.д.

На слайде появляется изображение детёныша.

“Кто чем питается?”

Задачи:

  • Уточнение и активизация словарного запаса.
  • Развитие умение образовывать существительные творительного падежа единственного числа.

Описание:

На слайде изображение животных: коровы, собаки, лошади, кролика.

Появляется изображение корма. Дети говорят, кто этим питается. (Корова питается травой. Лошадь питается овсом. Собака грызёт кость. Кролик питается морковкой.)

“Посчитай”

Задача:

  • Практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.

Описание:

На слайдах изображения котят и щенков. Дети считают, согласовывая числительные с существительными. (Один щенок, два щенка, ..., ..., пять щенков. Один котёнок, два котёнка, ..., ..., пять котят, ..., семь котят.) Появляются таблички с надписями “ 5 щенков”, “7 котят”.

“Чья морда? Чей хвост? Чьи уши?”

Задачи:

Образование притяжательных прилагательных от названий домашних животных.

Уточнение и активизация словарного запаса.

Описание:

На слайдах изображения животных за заборчиками. Дети угадывают и называют видимые части тела животных, употребляя притяжательные прилагательные. Заборчики исчезают, дети видят изображение всего животного. Появляются таблички: “Коровья морда”, “Лошадиная морда”, “Собачий хвост”, “Кошачий хвост”, “Кроличьи уши”, “Ослиные уши”.

- Умнички!

9. Зрительная гимнастика.

моргают глазами

  1.  «Нарисуй по точкам»

Дети, выберите любое животное и обведите его по точкам.

(раздать листы с заданием и карандаши)

  1. Итог НОД

Дети, вы меня сегодня очень порадовали. Каждый чем-то отличился. Что вам большего всего запомнилось? Что мы сегодня делали?

Молодцы! Вы много знаете о домашних животных, умеете слушать ответы своих друзей, вы были доброжелательны к друг другу. Поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

А я вам хочу подарить пальчиковые игрушки, которые я сделала специально для вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию лексика-грамматических средств языка

Животные жарких стран. Конспект занятия в подготовительной группе....

Конспект занятия по развитию лексика-грамматических средств языка

"Животные жарких стран". Подготовительная группа....

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1.  Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2.  Закреплять практическое употребление в ре...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме: «Овощи. Огород".

используемые современные технологии: проблемно-игровая технология, познавательная технология, здоровьесберегающая технология, мнемотехника.Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лек...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка

Конспект заняти по патриотическому воспитанию...