Главные вкладки

    Методика словарной работы в процессе ознакомления с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Бабак Юлия Анатольевнва

    В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

    Существуют определённые закономерности развития и формирования словарного запаса в онтогенезе. Появление элементов словесно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте сопровождается усвоением лексики с обобщённым и переносным значением, элементарной математической и лингвистической терминологии.

    Словарь ребёнка в дошкольном возрасте в наибольшей мере, по сравнению со школьным возрастом, зависит от социальных условий воспитания. Конкретный набор лексических единиц определяется характером осведомлённости ребёнка о различных сторонах окружающей его действительности и степени обученности  ребёнка. Ребёнок, воспитывающийся в социально неблагополучной обстановке, будет иметь сравнительно меньший словарный запас, чем его сверстник, которому родители уделяют много внимания. Кроме того, бытовая обстановка накладывает отпечаток на лексикон детей различных социальных групп. Дети города практически не ориентируются  в названиях домашних животных, их детёнышей, дети села – в названии видов транспорта.

    Принципы словарной работы:

    1. работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

    2. формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

    3. все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

    Задачи словарной работы:

    1. обогащение словаря - усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;

    2. уточнение словаря - словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);

    3. активизация словаря - перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

    4. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

    Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:

    -овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;

    -рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями как анализ, сравнение.

    -введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.

    Приёмы словарной работы:

    Называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.

    Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.

    Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.

    Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.

    Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовёт», игры на классификацию предметов.

    Загадки, сравнение предметов.

    Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.

    Методы словарной работы:

    Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий: осмотрах помещений ДОО, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка: создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.

    Показ картины, малой знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.

    Чтение художественных произведений.

    Рассматривание игрушек.

    Рассматривание картинок сюжетных и предметных. (приём - вопрос)

    Дидактические игры.

    Словарно-логические упражнения

    Методика работы над новым словом

    Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями: «Послушайте ещё раз это трудное слово».

    Словарная работа в детском саду

    Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.

    Вот некоторые из видов таких упражнений.

    1. Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки?

    Ответ детей 5—6 лет: большие, маленькие,

    мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные.

    Узнавание по эпитетам предмета. Воспитатель предлагает детям отгадать, что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают—береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

    2. Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.

    Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? — Солнце.

    Подбор объектов к действию. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? Высказывания детей 6—7 лет: «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева».

    3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? — хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т. п.

    4. Нюансы смысла слова: домик, дом, домище; крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы.

    Высказывания детей 6—7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Оля—еще маленькая и глупенькая девочка. Этот дом не большой, но и не маленький.».

    5. Вставление детьми пропущенных слов. Воспитатель читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала… (кто). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно… (что делала). Кошка поймала в саду… (кого). Шерсть у кошки… (какая, когти. (какие). Кошка лежала с котятами… (где). Котята играли мячиком... (как). Или: Дворник взял метлу; он будет…Пришел почтальон; он принес…

    Затем предложения составляют сами дети, а заканчивает педагог. «Мы сейчас будем лепить, надо принести… Я дежурная; мне надо вытереть  пыль;

    где наша...? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой… ».

    Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно не должно быть слишком элементарно и не должно затруднять детей. Если хорошо продумано содержание каждой фразы, предлагаются предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в занятиях могут принимать участие и самые маленькие.

    6. Распространение предложений. Педагог говорит: «Садовник поливает (что? где? когда? зачем). Дети идут (куда? зачем) и т. д.

    Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

    7. Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике). Воспитатель читает главное предложение, а дети добавляют придаточное.

    Предложения детей 5—6 лет: «Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в ясли, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет - хорошая погода.

    8. Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд—паровоз, платформы, вагоны; дерево— ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?

    9. Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их во фразы.

    10.Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. и. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы.

    11. Составление предложений с определенным словом. Детям дается слово; они должны составить предложение и включить в него это слово.

    12. Составление предложения с нескольким и данными словами. Упражнение, рекомендуемое Л. Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака залаяла, старик испугался»; «Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала».

    Следует добиваться, чтобы дети не повторялись в своих примерах, по возможности разнообразили и усложняли их.

    13. Отгадывание и составление загадок.

    14. Классификация предметов. К классификациям предметов и явлений по признакам, особенностям, видам можно подводить детей очень рано. В простейших формах соответствующие игры возможны уже с 3, 5 –4 лет.  В начале эти игры ведутся с иллюстративным материалом, главным образом с картинками. Разнообразные виды лото преследуют цели классификации предметов. С детьми 6—7 лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по классификации возможны и без иллюстрации.

    Очень много дают и соответствующие занятия-беседы.

    15. Заучивание и произношение скороговорок. Дети любят упражняться в тонкости артикуляции. Часто они сами, без всякого поощрения, помногу раз повторяют какое-нибудь трудно произносимое слово, стремясь преодолеть трудности и овладеть произношением. На предложение произнести ту или другую скороговорку они охотно соглашаются. Вначале им предлагают скороговорки короткие, нетрудные, вроде: «Коси, коса, пока роса». Дети произносят их медленно. В дальнейшем скороговорки подбираются с нарастающими трудностями: «На дворе—трава, на траве—дрова» и т. п. Дети приобретают навык произносить 'их быстрее, отчетливее, порою доходят до виртуозности; соревнуются в искусстве. Принуждать их к таким упражнениям, конечно, нельзя.

    Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.


    Список литературы:

    1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

    2.Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях.- М, 2003. - с.27-43.

    3.Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с.

    4.Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М: Просвещение, 1993. – 271 с.

    5.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 79 с.

    6.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.


    Приложение

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи и рисованию в старшей группе

    Тема: «Дом»

    Программное содержание:

    Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя.

    Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные предложения.

    Закрепить умение воплощать в рисунке свой замысел, изображая дом цветными карандашами, самостоятельно выбирая формат и расположение листа бумаги.

    Развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику.

    Словарь: общежитие, названия строительных профессий.

    Воспитывать у детей уважение к труду строителей, заботливое отношение к своему дому.

    Оборудование:

    Картинки, мелкий и крупный строительный материалы, схемы с изображением простых построек из строительного материала, листы бумаги разного формата, цветные карандаши.

    Ход занятия:

    Беседа

    Ребята, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Расскажите, где вы живете. (Несколько детей рассказывают. Воспитатель вызывает детей, живущих в различных местах: квартира, частный дом, общежитие). Кто-то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном небольшом доме, а кто-то живет в общежитии рядом со множеством соседей. Общежитие – общее житие, дом, в котором совместно проживают люди. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить.

    Расскажите, из чего состоит ваш дом? Что в нем есть? Сколько комнат? Как украшены ваши жилища? (Ответы детей).

    Как следует относиться к своему дому, чтобы в нем был порядок и уют? Как вы помогаете в этом взрослым? (Ответы детей)

    Дидактическое упражнение «Для того, чтобы»

    Дети повторяют за воспитателем начало предложения и заканчивают его самостоятельно.

    Крыша нужна дому для того, чтобы …

    Двери нужны дому для того, чтобы …

    Окна нужны дому для того, чтобы …

    Кухня нужна дому, для того, чтобы …

    Электричество нужно дому, для того чтобы …

    Мебель нужна дому для того, чтобы …

    Как вы думаете, легко ли построить дом? Почему вы так считаете? (Ответы детей).

    Прежде чем приступить к строительству дома, архитектор составляет план будущего дома. И потом строители будут строить дом строго по этому плану.

    Конструирование из строительного материала по схеме «Дом»

    - Сейчас каждый из вас получит план-схему будущего дома и вы попробуете построить дом точно по этому рисунку.

    Детям предлагаются простые схемы построения домика из мелкого строительного материала, по которым они конструируют.

    А как называют людей, которые строят дома? (Ответы детей). Строители. Есть много разных строительных профессий. Давайте вспомним их.

    Чем занимается каменщик? (Ответы детей)

    Правильно, каменщик кладет кирпичи, строит стены домов.

    Чем занимается плотник? (Ответы детей)

    Плотник делает из дерева двери, окна, пороги, деревянные лестницы.

    Чем занимается маляр? (Ответы детей)

    Маляр красит стены и белит потолки.

    Чем занимается электрик? (Ответы детей)

    Прокладывает провода, чинит электрические приборы.

    Чем занимается слесарь-водопроводчик? (Ответы детей)

    Чинит водопровод и канализацию.

    Чем занимается плиточник? (Ответы детей)

    Плиточник кладет керамическую плитку на стены.

    Чем занимается дизайнер?

    Дизайнер занимается оформлением квартиры, подбирает красивые цвета стен, штор, полов и других вещей в доме, занимается внешним видом комнат и дома.

    Динамическая пауза «Стройка»

    Дети делятся на команды и выстраиваются в шеренгу. Из рук в руки нужно передать от первого ребенка к последнему некоторое количество крупного строительного материала. Затем все члены команды приступают к постройке общего дома. По окончании игры дети рассказывают, что именно они построили и дается положительная оценка каждой постройки.

    Рисование «Дом моей мечты»

    Детям предлагается нарисовать дом таким, в каком им хотелось бы жить. Для рисования предлагаются цветные карандаши и листы бумаги разного формата.

    Составление творческих рассказов «Дом моей мечты»

    Расскажите о доме, который вы нарисовали, в котором вы хотели бы жить.

    План:

    1. Какого размера ваш дом?

    2. Каков он снаружи?

    3. Каков он внутри?

    4. Что есть необычного в вашем доме?

    5. Почему вы хотели бы жить в этом доме?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД (ознакомление с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста)."Где вода - там жизнь"

    1.    Познакомить детей со свойствами воды ( вкус , цвет, текучесть).2.    Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидко...

    Разработка непосредственно образовательной деятельности с учетом ФГОС по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшего дошкольного возраста «На планете Добрячки»

    Представляю Вашему вниманию одно из разработанных мной мероприятий по развитию эмоциональной и коммуникативной деятельности детей 5-6 лет. Выбор темы и работа в этом направлении связаны с  ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте "Зима. Зимние виды спорта"

    В данном материале представлена организация образовательной деятельности по ознакомлению детей с зимними видами спорта, а также закреплению знаний о зимнем времени года....

    Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения изучаем - всем помогаем".

    Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста в правилами дорожного движения....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...

    Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Что такое металл "

    Продолжить воспитывать у детей интерес к творчеству человека через знакомство с его деятельностью.Дать представление о металле как материале, познакомить с его свойствами и применениями....