Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения изучаем - всем помогаем".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Жукова Елена Юрьевна

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста в правилами дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_pdd_dlya_starshego_vozrasta_1.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное занятие с элементами ИКТ

 «Правила дорожного движения изучаем  – всем помогаем» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения,  учить практически, применять их в различных ситуациях.

Образовательные задачи:

     Закрепить знания детей:

  • об элементах дороги;
  • о правилах перехода проезжей части;
  • о видах светофоров и их сигналах;
  • о дорожных знаках и их группах.

Развивающие задачи:

     -  Повторить правила поведения на улице.

     -  Развивать логическое мышление, память, внимание, речь.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать общую культуру поведения на улице.
  • Воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.

Предварительная работа:

Беседы:

     -     « Сигнал светофора».

  •  «Красный, желтый, зеленый».
  •  «Дорожные знаки».
  •  «Правила перехода улиц и дорог».

Дидактические и подвижные игры, игры на подиуме:

  • «Собери светофор».
  • «Собери дорожный знак».
  •  «Что такое улица».

Чтение художественной литературы:

  • С. Волков «Про правила дорожного движения».
  • М. Дружинина «Наш друг светофор».
  • С. Михалков
  • Составление рассказов о дорожных ситуациях по сюжетным картинкам.
  • Просмотр мультфильмов и презентаций по правилам дорожного движения.

Материал к занятию:

  • Напольный макет улицы.
  • Дорожные знаки большого и среднего размера.
  • Кукла «живая рука» Инспектор Свистулькин.
  • Диск с музыкальным сопровождением.

Использование инновационных технологий:

     

  • Здоровье сберегающие технологии.
  • Логоритмика.
  • ИКТ (Электронная игра).

                                                  Ход занятия:

     Дети вместе с воспитателем входят в зал, садятся на стульчики. На столе лежит письмо. Воспитатель читает письмо.

Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад почтальон принес письмо от жеребенка  Фильки. Послушайте, что он пишет вам: «Привет, друзья! Давайте знакомиться! Я – жеребенок Филька. Правда, так меня называют только близкие друзья, а когда я вырасту, то имя чуть-чуть изменится и будет звучать гордо – Фиат. Люди говорят, что это марка автомашины. У меня веселый характер, я обожаю всякие игры, а еще больше люблю ежедневно узнавать что-то новое. Живу я в сказочной стране Магистралия, где есть большие зеленые лужайки, качели и карусели, а так же автотрассы, до которых правда путь неблизкий. Играть у нас очень интересно, но еще интереснее попасть на улицу, где ездят машины, ходят пешеходы. Я, конечно, любопытен, но опасаюсь за свои копыта и хвост, поскольку пока еще не знаю дорожной азбуки. На мой взгляд, транспорта на улицах слишком много, и перейти через дорогу самостоятельно я не смогу. Когда-то мама мне рассказывала, что есть дорожные знаки и светофор, которые помогают участникам дорожного движения, но как именно я не знаю. Дорожные знаки, похоже, висят на улицах не просто так. Они все такие красивые и разные. Мне так хочется узнать их название и что они обозначают, только вот кто бы мне в этом помог?».

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе поможем жеребенку Фильке узнать все о дорожных знаках. Мы постараемся вспомнить: какие бывают знаки, что они обозначают, на какие группы делятся. Затем нарисуем знаки, я помогу вам их подписать, и отправим все в страну Магистралию жеребенку Фильке.

Дети: Давайте!

Воспитатель: А кто нам поможет и проверит наши знания?  Ребята, у меня есть знакомый инспектор Свистулькин. Давайте-ка, я ему сейчас позвоню и попрошу о помощи.

(Воспитатель звонит по телефону и приглашает инспектора к детям).

Раздается стук в дверь, входит инспектор Свистулькин.

Инспектор: Здравствуйте! Я инспектор Свистулькин. Вы меня приглашали?

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемый инспектор. Мы нуждаемся в вашей помощи.

Инспектор: А что у вас произошло?

Воспитатель: Нашим детям пришло письмо из страны Магистралия от жеребенка Фильки. Он просит нас помочь ему научиться понимать язык дорожных знаков. Мы очень хотим ему в этом помочь!

Ребята уже начали изучать дорожную азбуку. Проверьте, пожалуйста, знания наших детей.

Инспектор: С большим удовольствием вам помогу.

                     Ребята, кто мне скажет сначала, что такое улица?

Ответы детей.

Инспектор: Улица – это дорога, вдоль которой стоят дома.

                      А как называют людей идущих по улице?

Ответы детей.

Инспектор: Правильно, пешеходы.

                      Где ходят пешеходы?

Ответы детей.

Инспектор: По тротуару, правильно. Давайте теперь превратимся в пешеходов и прогуляемся по вашей улице.

(Дети вместе с инспектором проходят к макету «Улица»)

 Кто из вас скажет, как должны вести себя пешеходы идя по тротуару?

Ответы детей.

Инспектор: Ходить по тротуару надо спокойным шагом, по правой стороне, чтобы не мешать тому, кто идет навстречу. Неприлично идти с друзьями и занимать весь тротуар, громко разговаривать, кричать или толкаться.

(Инспектор вместе с детьми проходит по тротуару).

Инспектор: Ребята, на вашей улице стоит очень много различных зданий: больница, магазин, столовая, детский сад. Как хотелось бы мне попасть туда! Но он на другой стороне улицы. Что делать, как быть?

Дети: Надо перейти улицу.

Инспектор: А где можно перейти проезжую часть улицы?

 

Дети: По пешеходному переходу.

Инспектор: А что такое пешеходный переход?

Дети: На дороге нарисованы широкие белые полосы, они похожи на зебру. Это пешеходный переход.

Воспитатель: Уважаемый инспектор. Наши дети знают стихотворение о          

                        пешеходном переходе. Ребята, кто прочитает стихотворение?

Чтение стихотворения «Пешеход».

                                      Пешеход! Пешеход!

                                      Помни ты про переход!

                                      Подземный, наземный,

                                      Похожий на зебру.

                                      Знай, что только переход

                                      От машин тебя спасет.

Инспектор: Молодцы, ребята.

                      А кто поможет пройти вам по пешеходному переходу?

Дети: Светофор.

 

Инспектор: Какие вы знаете виды светофоров?

Дети: Для пешеходов и водителей.

Инспектор: Ребята, сколько сигналов у светофора, который управляет транспортом, и что они обозначают?

Дети: Три сигнала: Красный – стой,

                                 желтый – приготовься,

                                 зеленый – можно ехать.

Инспектор: А сколько сигналов у светофора, который управляет движением                      пешеходов, и что обозначают эти сигналы?

Дети: Два сигнала: красный – стой,

                                  зеленый – иди.

Инспектор: Молодцы, ребята. Сигналы светофоров вы запомнили правильно.

                     Не забудьте, что их надо всегда строго соблюдать!

         А сейчас я хочу поиграть с вами и посмотрю, как вы сможете применить свои знания на улице. Когда я подниму красный круг – вы стоите. Когда подниму зеленый – вы переходите по пешеходному переходу.

 (Инспектор проводит с детьми игру «Сигналы светофора» под музыку).

Игра «Светофор»

     Инспектор показывает круги разного цвета. Красный – стоим, Зеленый – влево, вправо смотрим – идем.

После игры дети садятся на стульчики.

Инспектор: Ребята,  сегодня я к вам пришел не один, а со своими помощниками – дорожными знаками (показывает детям). 

      Кто мне скажет, а для чего нужны знаки?

Ответы детей.

Инспектор: Дорожные знаки нужны для того, чтобы улица могла «разговаривать» с водителями и пешеходами понятным им языком.

Воспитатель: Уважаемый инспектор. Наши дети уже начали изучать некоторые из них. Ребята, скажите, какой формы и какого цвета бывают дорожные знаки?

Дети: Круглой, квадратной, прямоугольной и треугольной формы.

           Красного и синего цвета.

Воспитатель: Вы правильно ответили, ребята.  А сейчас я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Узнай дорожный знак». Я буду вам показывать какой-нибудь знак, а вы должны назвать его и рассказать,  что он обозначает.

                                        Игра «Узнай дорожный знак»

     Воспитатель показывает детям разные дорожные знаки. Дети отвечают и читают стихи.

«Дети»

Это очень важный знак,

Он висит не просто так.

Будь внимателен, шофер!

Рядом садик, школьный двор.

«Пешеходный переход»

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

«Место стоянки»

Коль водитель вышел весь,

Ставит он машину здесь,

Чтоб, не нужная ему,

Не мешала никому.

«Пункт питания»

Коли вам нужна еда,

То, пожалуйста, сюда.

Эй, шофер, внимание!

Скоро пункт питания!

«Место остановки автобуса»

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

«Первая помощь»

Если кто сломает ногу,

Здесь врачи всегда помогут.

Помощь первую окажут,

Где лечиться дальше скажут.

«Въезд запрещен»

Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича.

«Дорожные работы»

Знак «дорожные работы»

Чинит здесь дорогу кто-то.

Скорость сбавить нужно будет,

Там ведь на дороге люди.

Инспектор: Молодцы, ребята! Я вижу, вы, можете различать знаки по форме и цвету. Но, что еще могут рассказать нам дорожные знаки?

Ответы детей.

Инспектор:  Знаки предупреждают об опасности на дорогах.

Они делятся на группы:

- Среди всех дорожных знаков самые строгие – запрещающие. Они имеют форму круга с красной каймой или красным фоном.

- Предупреждающие знаки  - треугольник с красной каймой.

- Предписывающие знаки - имеют форму круга, с синим фоном.

- Знаки сервиса - синий прямоугольник, в  котором находится белый квадрат.

Давайте мы поиграем с ними.

Соревнование «Дорожные знаки»

        Инспектор раскладывает знаки на ковре. Под музыку дети бегают  по залу. С окончанием музыки дети должны собраться у соответствующего знака.  В конце игры дети объясняют значение знаков.

Воспитатель: Ну, как, уважаемый инспектор Свистулькин, справились наши дети с заданием?

Инспектор: Молодцы, ребята! И знаки вы знаете прекрасно, и можете поделить их на группы. Но у меня в запасе есть последнее испытание для вас. Я знаю, что вы все любите играть в компьютерные игры и хочу посмотреть, сможете ли вы правильно расставить дорожные знаки на улице.

                 Компьютерная игра «Поставь дорожный знак»

 Дети смотрят на экран и отгадывают, какие знаки надо поставить в данной дорожной ситуации.

Инспектор: Вижу я ребята, вы хорошо усвоили правила дорожного движения. Со всеми моими заданиями вы справились на отлично. Теперь я уверен, что вы правильно расскажите жеребенку Фильке о дорожных знаках и их значении. А мне пора возвращаться на службу. До свидания!

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте нарисуем дорожные знаки жеребенку Фильке. А в свободное время вы расскажете мне об их значении, и я помогу вам их подписать. Затем мы отправим их в страну Магистралию.

Дети садятся за столы, обводят и раскрашивают дорожные знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД (ознакомление с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста)."Где вода - там жизнь"

1.    Познакомить детей со свойствами воды ( вкус , цвет, текучесть).2.    Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидко...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...

Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Что такое металл "

Продолжить воспитывать у детей интерес к творчеству человека через знакомство с его деятельностью.Дать представление о металле как материале, познакомить с его свойствами и применениями....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Золотой луг"

Программное содержание:Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.Познакомить с понятиями: промысел, идти в пя...