Конспект ОД по развитию речи "Дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Холенкова Светлана Николаевна

Конспект ОД по развитию речи для детей с ТНР на основе разработок Н.В. Нищевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dikie_zhivotnye.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по развитию речи

 «Дикие животные»

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, рысь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово, лежка; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой; менять, линять, спать, добывать, охотиться).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, модульное пособие «Дирижабль», лэпбук «Лесные жители».

Ход занятия

Организационный момент.

На столе стоит  большой контейнер с горохом или чечевицей. В контейнере спрятаны игрушки диких животных.

Воспитатель. Опустите в контейнер руку и найдите по одному предмету.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Что вы нашли?

Дети. Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка.

Воспитатель. Кто это такие?

Дети. Это дикие животные.

Воспитатель. Почему их так называют?

Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.

Воспитатель. На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой.

Упражнение «Где чей хвост?»

На магнитной доске закрепляем картинку со спрятанными животными, видны только хвосты.

Воспитатель. Определите чей хвост.

Дети по очереди называют.

Воспитатель. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание.

Игра с мячом «Большие и маленькие».

Воспитатель приглашает детей пройти на ковер, берет в руки мяч.

Воспитатель. А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и возвращать мяч мне.

Волк….Волчонок, волчата.

Лиса… Лисенок, лисята.

Медведь... Медвежонок, медвежата.

Заяц…. Зайчонок, зайчата и т.д.

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

Воспитатель приглашает детей пройти на ковер, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику.

У лисы в лесу глухом                 Дети загибают пальцы на руках — по

Есть нора —                                   одному пальцу на каждое двустишие.

надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,        Поочередно то хлопают в ладоши, то

Всем тепло, уютно в нем.        ударяют кулачками друг о друга.

В. Пальчинскайте

Упражнение «Подскажи словечко».

Воспитатель. Я хочу загадать вам загадки о животных из пособия «Загадки». Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко».

Предок всех собак, поверь,

Этот серый хищный зверь.

Знает в овцах, козах толк

Страшный, хищный, лютый ….(волк)

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там..

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…. (белочка)

Составление рассказов-описаний о диких животных но схеме.

Воспитатель помещает на магнитную доску схему рассказа о животном.

Воспитатель. Сейчас вы составите загадки-описания о тех животных, фигурки которых достали из контейнера. Вам поможет эта схема — картинка-подсказка. Сначала вы скажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет — в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера и цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее вспомните, как называются его детеныши, как оно подает голос, чем питается.

Дети. Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его детеныши — медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет муравейники.

Воспитатель хвалит ребенка за составленный рассказ. Ребенок ставит на стол фигурку медведя. Аналогично составляют рассказы остальные дети. На столе появляются фигурки волка, лисы, белки.

Игра «Кого не стало?»

Воспитатель. Посмотрите внимательно на фигурки животных. Закройте глаза, я уберу одну фигурку, а вы откроете глаза и скажете, кого не стало.

Дети закрывают глаза, логопед убирает фигурку волка.

Не стало волка.

Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.

Организация окончания занятия.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, в какие игры играли, какая игра показалась им самой интересной.

Воспитатель: Мы выполняли задания с нашего дирижабля. В нем еще много игр о лесных жителях в которые вы можете поиграть свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-занятие по развитию речи "Животные и их детёныши"

Задачи:Образовательные:- учить детей различать взрослых животных и их детёнышей;- способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко – тихо, тоненьким...

конспект нод по развитию речи "Животные Африки"

Тема: Путешествие в Африку.Цель: продолжать пополнять словарный запас по лексической теме животные жарких стран.Задачи:образовательные:-систематизировать и закрепить знания о животных жарких стр...

Конспект занятия по развитию речи "Животные жарких стран"

формирование лексико-грамматических средств языка и развитее связной речи по теме «Животные жарких стран»....

Конспект занятия по развитию речи "Животные жарких стран" (старшая группа)

В данной методической разработке представлен конспект занятия по развитию речи, а также мнемосхема по стихотворению "Где обедал воробей?"...

Конспект НОД (познавательное развитие) - Домашние животные

Конспект НОД (познавательное развитие) - Домашние животные...

Конспект НОД по развитию речи "Животный мир морей" в соответствии с ФГОС ДО

Занятие по развитию лексико- грамматических средств языка и связной речи у воспитанников с общим недоразвитием речи (второй год обучения, подготовительная группа)....