Конспект ОД по развитию речи "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Холенкова Светлана Николаевна

Конспект ОД по развитию речи для детей с ТНР на основе разработок Н.В. Нищевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semya.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД  по развитию речи

«Моя семья»

Коррекционно-образовательные цели. Формировать представления детей о семейном древе, семейных родственных связях в семье. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости. Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям. Воспитывать желание заботиться о близких. Вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

Оборудование. Магнитная доска, модульное пособие «Дирижабль», лэпбук «Семья», плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка.

Ход занятия.

Организационный момент.

«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».

Дети стоят в кругу.

Воспитатель. Скажите, а что такое семья?

Это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, говорят друг с другом ласково.

Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родня. Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут все вместе.

Расскажите о своей семье – сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы любите делать вместе? (высказывания детей).

Игра «Назови ласково»

Игра с мячом. Детям по очереди воспитатель бросает мяч.

Мама- мамочка, мамуля, мамуленька, мамулечка.

Папа-

Бабушка-

Дедушка-

Сын-

Дочь-

Внук-

Внучка-

Отгадывание загадок.

Воспитатель зачитывает карточки игрового пособия.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас друзья? Ваша дружная …. (семья)

Кто милее всех на свете?

Кого очень любят дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша ….. (мама)

Кто научит гвоздь забить, Даст машинку порулить,

И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете ребята, Ну конечно это - …. (папа)

Кто любить не устает, Пироги для нас печет

Вкусные оладушки - Это наша …  (бабушка)

Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки

Он теперь и стар и сед Мой родной, любимый …. (дед)

Воспитатель. Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как же назвать их одним словом? (ответы детей)

Правильно, семья!

Дидактическая игра «Подбери признаки».

Воспитатель. А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

Игра «Кто что умеет делать?»

Дети с подноса берут себе по карточку.

Воспитатель. Расскажите, кто чем любит заниматься.

Дети по очереди рассказывают по своим карточкам о разных членах семьи.

Пальчиковая игра «Дружная семейка».

Воспитатель. Наши пальчики, дружная маленькая семья. Поиграем с ними?

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

Игра «Семейное древо»

На магнитную доску размещает воспитатель карточку с семейным древом.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какое красивое дерево у нас. На этом дереве вместо листочков мы с вами наклеим фотографии.

Сейчас мы попробуем создать древо моей семьи. Это я.  У меня есть папа и мама. Ребята кем являются бабушка и дедушка для моей мамы? (ответы детей)

А мне кто будут мамины родители? (ответы детей)

Вот мы и рассмотрели дерево моей семьи.

Посмотрите сколько на дереве много листочков, это значит, что моя семья большая и дружная. А сейчас каждый из вас может составить своё древо.

Используя эту игру, вы сможете составить древо вашей семьи.

Чтение стихотворения

Воспитатель. Сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы внимательно послушайте и потом скажите, все ли герои являются членами одной семья?

Мама с папой - моя родня

Нет роднее родни у меня

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щетка,

Молоток настоящий  - братишке,

Мяч сестренке, конфета – Тишке.

А еще есть друг у меня

Друг Сережка мне тоже родня

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Воспитатель. Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? ( Ответы детей).

Воспитатель. Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, но животное не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.

Игра «Подарки»

Самое, приятное в нашей жизни – дарить подарки родственникам.

Воспитатель на двух столах раскладывает карточки с подарками для членов семьи. Дети разделяются на две команды.

Воспитатель. Попробуйте разобраться кому, что мы можем подарить.

Организация окончания занятия.

Воспитатель. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, в какие игры играли, какая игра показалась им самой интересной.

Воспитатель: Мы выполняли задания с нашего дирижабля. В нем еще много игр о семье, в которые вы можете поиграть свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Семья вместе - душа на месте"

Задачи. Обогащать представления детей о семье, родственных от­ношениях, роли семьи в жизни человека. Учить прочитывать эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать, про­яв...

Конспект занятия по развитию речи "Семья. Мамин день"

Конкспет занятия по развитию речи....

Конспект НОД. Речевое развитие. Тема: «Семья – это верные друзья».

Коспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Семья". Развитие речи....

Конспект по познавательному развитию моя семья

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Моя семья»для средней группы....

конспект по познавательному развитию "Моя семья соблюдает дорожный закон"

1     Уточнить и закрепить знания о правилах поведения пешеходов.2. Закрепить знания детей и взрослых о дорожных знаках, о назначении светофора, о его сигналах.3. Формировать у детей и ...

Конспект НОД по развитию речи « Семья и семейные традиции»

У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семья  – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей и в нашем селе тоже ...