Главные вкладки

    Работа со сказками с помощью специальных ТРИЗ методик.
    учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

    Степанова Анастасия Анатольевна

    Материал для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Метод “Каталог”

    Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

    Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

    Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки). Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

    Правила поиска ответа на вопрос:

    - Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?»

    - Воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например: «Жил-был... карандаш!») Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.

    - Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице.

    - Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

    Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:

    - «Собирать» сюжет в быстром темпе.

    - Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и др.).

    - Использовать приемы драматизации.

    - Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы “мозгового штурма”.

    Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера. Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.

    Коллаж из сказок 

    Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. «Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание…»Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

    Знакомые герои в новых обстоятельствах 

    Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Например: Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Или Сказка от стишка: - Не знахарка, не ведьма, не ворожка, но обо всем, что в Миске, знает Ложка. Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой.

    Спасательные ситуации в сказках 

    Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. «Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть...» Предложите свои варианты спасения котенка.

    Сказки по-новому

    Этот метод помогает по–новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка – «Крошечка - Хаврошечка». Сказка по–новому – «Хаврошечка злая и ленивая».

    Сказки о «живых» каплях и кляксах 

    Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что напоминает?». Далее можно перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы «живых» капель, клякс помогают сочинить сказку.

    Моделирование сказок 

    Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно–схематической модели. Например, показать какой–то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

    Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого–то еще, а черный он, потому что тот, кто живет в нем – злой...)

    На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор, и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

    Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».

    Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой — своей сказке. А есть — творческие задания, где принципиально НЕТ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, где есть только разные возможности, которые каждый автор — и взрослый, и ребенок — использует так, КАК ХОЧЕТ. С первых же своих творческих шагов дети должны почувствовать, что в СВОЕЙ СКАЗКЕ они могут делать все, что захотят, что они — АВТОРЫ созданных новых работ, новой реальности и АВТОРАМ в ТВОРЧЕСТВЕ МОЖНО ВСЁ!

    Работа со сказками с помощью специальных ТРИЗ методик.

    http://900igr.net/up/datas/166653/020.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: «Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений»

    С первых дней появления на свет вся жизнь человека направлена на познание окружающего мира – той среды, в которой мы живём, учимся, работаем, отдыхаем. Природа наделила человека зрением – бесценным да...

    Методические рекомендации на тему: Работа со сказкой по методике ТРИЗ с детьми младшего дошкольного возраста

    В данных методических рекомендациях рассматриваются нетрадиционные формы работы со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста.         Методические рекоменд...

    Конкурс. Перспективное планирование ТРИЗ технологий и игр в работе со сказкой.

    месяцназвание    Цель и содержаниеоктябрь«Знакомые герои в новых обстоятельствах»Ведущий предлагает детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример...

    Конкурс. Пособие по работе со сказкой с использованием ТРИЗ

    Название сказки Главный геройОтрицательный геройВторостепннный геройВолшебный предметМесто действия «Красная шапочка»      ?   «Золушка»...

    Картотека игр с помощью специального мячика

    Упражнения для развития тактильных ощущений...

    Методы и приёмы работы со сказкой по методике ТРИЗ.

    Рекомендации для применения в работе с дошкольниками....

    «Индивидуальная работа учителя – дефектолога. Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений»

    Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды. В связи с этим одной из важных задач моей коррекционной деятельности является помощ...