Главные вкладки

    Методические рекомендации на тему: Работа со сказкой по методике ТРИЗ с детьми младшего дошкольного возраста
    материал (младшая группа) на тему

    Столярова Марина Владимировна

    В данных методических рекомендациях рассматриваются нетрадиционные формы работы со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста.

             Методические рекомендации разработаны на основе опыта работы Столяровой М.В. «Развитие творческого мышления дошкольников  путём применения методики ТРИЗ» для воспитателей дошкольных учреждений с целью организации нетрадиционной работы со сказками в дошкольных учреждениях.  

    Настоящие методические рекомендации помогут организовать работу  со сказкой на занятиях по развитию речи, художественной литературе, а так же в повседневной деятельности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_triz.docx29.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    Тема: Работа со сказкой по методике ТРИЗ  с детьми младшего дошкольного возраста

    Современная жизнь предъявляет новые требования.  Перед педагогами остро стоит задача воспитания творческой личности, способной решать нестандартные задачи в различных областях деятельности. Именно по – этому в дошкольном образовании, одним из приоритетных направлений определено - развитие творческого потенциала детей.

    Применение  технологии ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни смогут найти выход из любой ситуации, стать  изобретателями, быть конкурентоспособными.  Технология ТРИЗ поможет развить у детей  такие качества, как оригинальность, гибкость, системность. Методика ТРИЗ даёт возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы.

    Одним из направлений работы по методике ТРИЗ является работа над составлением текстов сказочного содержания.  Сказка – это особый мир, который и учит и воспитывает и развивает одновременно. Сказка – это особый мир понятный детям. Через сказку мы знакомим детей с добром и злом, со страхом и победами. Сказка создаёт первые представления о морали. Сказка замечательна тем, что в ней детально излагается определённая схема действий, которая излагается последовательно. Это помогает ребёнку усвоить связь между причиной и последствиями. Сказка – ненавязчивый, интересный способ развития креативности ребёнка, умения мыслить нестандартно, находить пути решения сложных жизненных ситуаций.

    Нетрадиционный подход в работе со сказкой – это умение оригинально, необычно воспринимать сказку, творчески её преобразовывать, сочинять разные концовки, вводить разные оригинальные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Главная идея в работе со сказкой – всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей! Создавать в сказках новые ситуации, где бы герой исправился, добро побеждало, зло было бы наказано, но не жестоко, более человечно.

    В работе над сказкой нам помогает одна из важных составляющих РТВ –

    самостоятельное придумывание сказок. Сочинение сказок с использованием   типовых приемов фантазирования способствует развитию творческого потенциала каждого ребенка.

    Ожидаемый результат:

    1. Развитие умения  внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы по содержанию, заканчивать тест знакомой сказки.
    2. Развитие умения  пользоваться  пространственными моделями и схемами сказок.
    3. Развитие понимания того, что можно выходить за пределы знакомых сказок, изменяя их по своему желанию.
    4. Развитие понимания приёмов типового фантазирования.
    5. Развитие фантазии, стремления к творчеству.

    Работу над данной проблемой следует начинать с изучения материалов специализированной прессы и Интернета по применению методики ТРИЗ в дошкольных учреждениях. В обязательном порядке необходимо провести анализ соответствия программных требований с теми задачами, которые ставит методика ТРИЗ перед дошколятами.

    На следующем этапе работы необходимо   поставить  цель  и  чётко определить  задачи. В соответствии с поставленными задачами легко было разработать диагностический инструментарий для проведения мониторинга с детьми.  Целесообразно составить план работы на месяц для углублённой работы над одной сказкой из программного материала.  В план включается работа с детьми, охватывающая различные виды деятельности, а так же работа с родителями по данному вопросу.

    Целесообразно обновление предметно – развивающей среды в группе, т. к. она оказывает большое влияние на формирование творческих способностей детей. Можно обновить старые и изготовить новые атрибуты для театральной деятельности, создать библиотечка сказок. Хорошим подспорьем в работе может стать аудио проигрывающее устройство и аудио фонд сказок в художественном оформлении, песенок, музыки и т.д. Для ознакомления детей с приёмами типового фантазирования целесообразно изготовить пособие по книге И. Мурашковской «Когда я стану волшебником».

            Работа с детьми начинается с введения детей в мир сказки, обогащения их литературного опыта. Малыши знакомятся со сказкой, учатся слушать её.

    В младшей группе необходимо научить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, повторять текст. Необходимо научить заканчивать текст неоконченной знакомой сказки. Так же необходимо научить малышей определять главные места, в которых разворачиваются события.

    Знакомство детей со сказкой необходимо обставить сказочным образом. Можно представить детям красочный сундучок, который будет детям дарить сказки.  Для него желательно определить доступное для детей место в группе. Некоторое время предлагается подержать сундучок пустым, предлагая  детям периодически заглядывать в него, есть ли там подарок или нет. Для малышей станет огромным радостным сюрпризом, когда, наконец, появится сказка. Выбор представления сказки полностью завит от творчества воспитателя. Это могут быть фигурки настольного театра, красивая книга и.т. При рассматривании материала из сундучка можно детям предложить угадать, какая сказка пришла к ним в гости. После этого детям предлагается прослушать сказку. Самым лучшим вариантом будет прослушивание аудиозаписи. Положительная сторона таких сказок в том, что они в художественном исполнении и  с музыкой. После этого можно  рассмотреть иллюстрации, поиграть с фигурками героев сказки.  Более углублённому изучению сказки помогают следующие дидактические игры: «Что умеет делать герой сказки», «Покажи как…», «Назови по описанию», «Где», «Доскажи сказку».  Во время этих игр у детей пополнится словарный запас, дети научатся  определять главные места, в которых разворачиваются события, подробно описывать героев сказки, их действия.  

     Далее, совместно с детьми изготавливаются  заместители героев сказки (пространственные модели) с помощью геометрических фигур из разноцветного картона.  Дети помогают воспитателю  подобрать цвет, размер и форму. Если это Колобок, то естественно, что это маленький круг жёлтого цвета. Зайчик – серый прямоугольник не большого размера, а медведь – большой квадрат коричневого цвета. Это помогает развивать у детей фантазию, логику, умение разбираться в символах. После этого можно с  детьми разыграть сказку с помощью этих заместителей. Во время игры можно задать следующие вопросы:

    Кто из героев самый низкий? Кто самый высокий? Кто маленький, круглый жёлтого цвета? И т.д.

    После детальной проработки сказки можно перейти к следующему этапу - фантазированию. В начале, это может быть спасение героя, как в сказке о Колобке. Детям предлагается подумать, почему Лиса съела Колобка. И продумать варианты спасения. Первый вариант спасения предлагает воспитатель. На занятиях по рисованию можно предложить детям нарисовать дорожку для Колобка, заборчик. На аппликации  изготовить окошко со ставенками. На конструировании  сконструировать заборчик. Так же возможно «накормить» Лису. На занятиях лепки можно предложить изготовить угощения для Лисы.

    Следующим этапом является составление схем - раскадровок к сказке.  Это позволяет активизировать к пересказу сказок даже тех детей, которые обычно не проявляют интерес к этому виду деятельности.

    Таким образом, с помощью сказки можно решить много задач: этот и знакомство с математикой, окружающим миром, природой, и изобразительное искусство и развитие речи.  

    В младшем возрасте постепенно происходит знакомство детей с типовыми приёмами фантазирования, которые используются в мировой фантастической литературе. Их несколько: увеличение – уменьшение объекта; оживление – окаменение; дробление – объединение; убыстрение  - замедление времени.

    Знакомство с ними происходит с помощью волшебников, предложенных И. Мурашковской.  Детям интересно играть с ними. К малышам, в гости приходит какой – либо из волшебников. Воспитатель знакомит детей с ним и объясняет, что данный волшебник умеет делать. Например, волшебник Великан – Кроха умеет всё увеличивать и уменьшать. Можно провести с детьми такую игру: воспитатель произносит Кроха и дети должны присесть – стать маленькими, низкими.  Произносит Великан и дети должны встать на носочки – стать большими, высокими.  Дети с большим интересом и интересом включаются в эту увлекательную игру.  

    Таким образом, при работе со сказкой по методике ТРИЗ используются следующие  приемы и методы:

    – типовые приемы фантазирования;

    – дидактические игры;

    – творческие задания на преобразование объектов и их свойств;

    – решение проблемных ситуаций с помощью мозгового штурма;

    – метод фокальных объектов;

    – пространственные модели со схематическими изображениями.

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    • Альтшуллер Г.С. « Краски фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. Шанс на приключение.» Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1991.
    • Корзун А.В. «Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками». Минск, 2000.
    • Мурашковская И.Н. «Когда я стану волшебником». Рига, педагогический центр «Эксперимент», 1994.
    • Родари Д. «Грамматика фантазии». Введение в искусство придумывания историй. М., Прогресс,1978.
    • Шустерман З.Г. «Новые приключения Колобка или наука думать для больших и маленьких». М., Педагогика,1993.
    • Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. «Думаем, изобретаем, открываем мир»
    • Яценко А.В. «Джерельце творчості. ТРВЗ». Х. – Ранок,2011.
    • «Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ».  Сост. Гуткович И.Я., Костракова И.М., Сидорчук Т.А.. Ульяновск, 1994
    • http://trizinfo.by.ru/ 
    • http://www.altshuller.ru/triz/
    • http://www.trizland/ru/ 

    ПРИЛОЖЕНИЕ

     

    Примерный план работы со сказкой в младшей группе

    Сказка

    Мероприятие

    Цель

    Термин

    реализации

    КОЛОБОК

    Сюрпризный момент

     «Сундучок сказок»

    С помощью игрового момента познакомить детей с персонажами сказки

    Прослушивание сказки в аудиозаписи, рассматривание иллюстраций

    Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл, развивать умение следить за развитием действия.

    Беседа  по содержанию

    Учить отвечать на вопросы, развивать фразовую речь.

    Рассказ сказки воспитателем, с построением наглядной модели сказки, используя персонажи и их заместители

    Развивать умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

    Игра – имитация

     «Изобрази героев сказки»

    Развивать умение детей показывать героев сказки с помощью жестов, движения, мимики.

    Игра – интонация

    «Скажи как…»

    Развивать умение интонацией изображать героев сказки.

    Дидактическая игра

    «Что умеет делать»

    Развивать умение детей определять действия, которые умеет выполнять персонаж сказки.

    Самостоятельная художественная деятельность:

    Рисование «Дорожка для Колобка», «Заборчик для Колобка».

    Лепка «Бублики для зверей», «Угощение для Лисы».

    Конструирование «Забор для Колобка»

    Учить детей находить способы спасения персонажа. Развивать творческие способности.

    Дидактическая игра

    «Хорошо – плохо»

    Развивать умение детей находить противоречия в поступках героев.

    Волшебник Великан – Кроха посетил сказку «Колобок»

    Показать детям как действует приём увеличения – уменьшения. Развивать творческое мышление.

    Показ пальчикового театра

    Воспитывать умение слушать, смотреть сказки, сопереживать героям произведения, вызвать желание помочь Колобку спеть песенку

    Самостоятельные игры детей с персонажами сказки и их заместителями

    Способствовать желанию детей играть со знакомой сказкой, учить самостоятельно строить модель сказки.

    Работа с родителями:

    Консультация «Сказки, которые мы читаем детям»

    Познакомить родителей со сказками, которые рекомендуется читать младшим дошкольникам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Место мелкой моторики в работе по звуковой культуре речи с детьми младшего дошкольного возраста

    Место  мелкой моторики в работе по звуковой  культуре речи с детьмимладшего дошкольного возраста...

    Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.

    Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания....

    Модель организации физкультурно-оздоровительной работы воспитателя в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста

    Модель организации физкультурно-оздоровительной работы воспитателя в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста...

    Организация физкультурно-оздоровительной работы воспитателя в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста

    Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы, художественное слово. Продолжать повышать функциональные воз...

    Опыт работы. "Организация музыкально-дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста"

    Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение п...