Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Играем со звуками и буквами».
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Поздина Екатерина Николаевна

Конспект составлен в виде подробной технологической карты имеет авторский стихотворный текст в упражнениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООД по обучению грамоте  в старшей группе

 «Играем со звуками и буквами»

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Развитие познавательно-речевой компетенции у детей старшей группы посредством обучения грамоте.

Задачи: 1.Закреплять понятия: звук и буква, звуки согласные и гласные; дифференциацию твердых и мягких согласных звуков.

2. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов

3.Воспитание этически-ценных способов общения.

Оборудование: резиновые фигурки Фиксиков (4шт)  доска с липучками для итогового слова с наклейкой фиксики, мяч, черные  буквы на липучке УСПЕХ, игра с прищепками по количеству детей, стишок №4 на карточку, картинки на доску к этому стиху, карточки с красными гласными А, О, У, Э, Ы И на доску (половина А4), ромашка Воскобовича (ШАПКА), пазлы соответствующих букв по две, призы – наклейки Умник и умница на футболку.

ЭТАП

ЗАДАЧИ ЭТАПА

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Орг.момент

Организовать, заинтересовать и мотивировать к предстоящей деятельности.

 Сегодня весенний солнечный и радостный день. А вы знаете, почему у нас в группе посилилась радость?

Радость побежала по дорожке,

Радость распахнула все окошки,

Радость разбудила всех детей,

Радость пригласила к нам гостей.

У меня для вас есть интересные игровые задания, которые помогли мне придумать …(показать досочку для букв).за каждое верно выполненное задание вы получите букву, а когда из букв у вас получится слово, вы получите приз от фиксиков.

Согласны? Начинаем.

Повторяют стих вместе с педагогом.

Фиксики!

Да.

2

Упражнение «Назови первый звук своего имени»

Продолжать развивать умение определять первый звук в слове. Развивать фонематические процессы.

Ребята становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы будете называть первый звук своего имени. Если вы назвали звук правильно, то возвращаете мяч мне.

Молодцы, а вот и первая буква… Какая? Прикрепим её на досочку. И приступаем к следующему заданию.

Дети по очереди называют первый звук имени.

У!

3

Игра со звуковыми прищепками «Составь звуковую схему»

Развивать умение определять звуковой состав коротких слов и составлять к ним схему.

На столе стоит резиновая Симка.

На столе вы видите картинки, обозначающие слово и цветные прищепки. Что это?

Верно, для чего нам синие и зеленые прищепки, а красные прищепки? Попробуйте составить схемы…

Схему какого слова ты составил? (мак) верно, ребята? И т.д. обсуждает все схемы.

За это задание вы получаете вторую букву! Прикрепляют рядом с У.

Прищепки – это звуки согласные твердые синего цвета и мягкие зеленого цвета, красные прищепки обозначают гласные звуки.

Составляют схемы слов и обсуждают их.

С!

4

Упражнение «договори слово с правильным ударением»

рр

Фиксики прислали нам стишок, в котором не хватает слов, послушайте его и вставьте правильно слова.

Читает:

Верно все выполнили, вот  вам еще буква…

Садятся на стульчики и слушают стишок, по ходу договаривая слова, ставя верно ударение.

П!

5

Динамическая пауза

1.Способствовать снятию мыслительного, эмоционального напряжения.

2.Развивать способность действовать по образцу. Закреплять навыки ориентировки в пространстве.

Мы, наверное, засиделись?

Вы согласны, в самом деле?

Нужно нам скорее встать

И движения выполнять!

Вправо –влево повернулись,

Наклонились – разогнулись,

Чуть присели и быстро встали.

Улыбнулись, не упали

Вверх подпрыгнули, стоим…

Друг на друга поглядим.

Глубоко сейчас вздохнем

Снова  улыбнемся           И на места вернемся.

Выполняют движения по тексту вместе с педагогом.

6

Упражнение «Определи место гласного звука в слове»

1.Продолжать развивать умение находить место звука в словах, развивать память, внимание, мышление. Закрепление  зрительного образа  гласных.

У доски.

Ребята, я буду произносить определенный звук, а вы должны  определить "Где стоит нужный звук?" в начале слова, в середине или в конце. (переворачиваю по одной букве)

 "А" - Автобус, рукА

  • "О" - мОст, ОкнО
  • "И" - Игла, носкИ
  • "Э" – Экскаватор,  
  • "У" - Утка, рУка
  • "Ы" - мЫло. столЫ

Верно все выполнили, вот  вам еще буква…

Дети снова сели.

Глядя на буквы на доске, выполняют задание

Ответы

Е!

7

Ромашка Воскобовича и пазлы буквы.

Продолжать развивать умение читать слово по ромашке Воскобовича, развивать память, внимание, мышление. Закреплять умение собирать из пазлов нужную букву.

Осталось последнее задание. Нужно прочитать (сидя) слово по ромашке Воскобовича.  Ш А П К А

А теперь на столе соберите каждый свою букву из этого слова.

Какая буква у тебя получилась? А у тебя?

За правильное выполнение вы получаете последнюю букву Х

Итак, какое же слово у нас получилось?

Дети сначала читают слово по ромашке, а потом уходят за столы складывать буквы данного слова из пазлов.

УСПЕХ

8

Итог – рефлексия. Поощрительный приз от Нолика.

1. Развивать умение делать вывод, высказывать своё мнение.

2.Развивать адекватную самооценку.

Вы все сегодня успешные! Скажите, какое задание от фиксиков вам понравилось больше и почему?   За что вы могли бы себя похвалить?

Приз от фиксиков наклейки на футболку Умник и Умница.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»...

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....

03.02.2020 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: "Звук и буква Р."

Задачи:Обучающие:- закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- познакомить с буквой «Р»;- учить составлять слова по заданным буквам, составлять предложен...