"Уж небо осенью дышало..."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней…
Л.Н. Толстой
Конспект НОД посвящен любимому многими времени года - осени и его воплощению в поэзии, живописи и музыке. Цель НОД: активизация словаря детей по теме «Осень». Уточнение знаний об осени. Расширение кругозора детей: знакомство с русскими и иностранными художниками, музыкантами и поэтами XIX – XX вв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.6 КБ |
![]() | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
«Уж небо осенью дышало…»
(Осень в русской поэзии, музыке и живописи)
Захарова Элла Юрьевна,
воспитатель высшей категории,
Калининград, МАДОУ д/с №36
Цель: Активизация словаря детей по теме «Осень». Уточнение знаний об осени. Расширение кругозора детей: знакомство с русскими и иностранными художниками, музыкантами и поэтами XIX – XX вв.
Задачи:
- Упражнять детей в подборе синонимов к словам-определениям, активизировать в речи глаголы, прилагательные: яркая, пёстрая, хрустящая, печальная;
- Уточнять и обогащать словарь по теме «Осень»;
- Закреплять умение произносить тексты с разной интонацией, выразительно читать наизусть стихотворения;
- Учить работать в парах, развивать умение слушать друг друга, соблюдать очерёдность высказывания;
- Формировать умение сравнивать два похожих пейзажа;
- Развивать внимание, речевой слух;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, любовь к поэзии, музыке и живописи.
Материал: репродукции картин И. Левитана и В. Поленова; мнемотаблицы «Осень», «Осенние изменения в природе»; картинки с изображением птиц; конверт с заданиями и планом-маршрутом путешествия; листья; минипрезентация «Осень».
Музыкальный материал: пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).
Предварительная работа: наблюдение за погодными явлениями, заучивание наизусть стихотворений А. Пушкина, И. Бунина, Ф. Тютчева, О. Берггольц, С. Есенина, чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций и репродукций осенних пейзажей, обсуждение примет осени, разучивание пословиц, знакомство с народными названиями осенних месяцев, слушание музыки.
Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней…
Л.Н. Толстой
Ход НОД:
- Организационный момент
- «Билет получит тот, кто примету осени назовёт»;
- Д/и «Назови, какой лист» (если лист с дуба, то он (какой?) – дубовый…)
Ты, ковёр-самолёт,
Отправляйся-ка в полёт.
Ты неси нас над лесами,
Над полями и лугами…
В гости к Осени лети
И ребят с собой возьми!
- «Ранняя осень»
(звучит мелодия Чайковского «Времена года»: «Сентябрь»)
Характеристика сентября, народное название, приметы сентября,
стихотворения Ф.И. Тютчева и О. Берггольц.
- Д/и «Скажи наоборот».
В одном прекрасном королевстве жили четыре феи-волшебницы: Зима, Весна, Лето и Осень. Как вы догадались, каждая из них правила в строго отведенное только ей время. Наступила удивительная пора – пора волшебницы Осени. Созвала она художников, поэтов, музыкантов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» И каждый из них ответил по-своему.
Как вы думаете, что ответил художник? (нужны краски)
А поэт? (нужны красивые слова, сочетания слов, рифмы)
А композитор? (нужны музыкальные звуки).
«Хорошо!» - сказала Осень художникам. «Будут вам краски, а уж вы выбирайте сами…». А поэтам Осень ответила: «А вам самые красивые рифмы, а уж вы выбирайте! Ну а вам, музыканты много-много звуков, только вы выбирайте!» Ох, и непростую задачу задала Осень художникам, поэтам и музыкантам… Что же выбрали они для Осени?
На экране «Золотая осень» И. И. Левитана
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Посмотрите внимательно на картину русского художника И. И. Левитана «Золотая осень». Какая здесь осень? (Яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная). Задать вопросы о красках, о настроении, обсудить с детьми жанр (пейзаж).
А сейчас сложный вопрос: а можем ли мы услышать эту картину? Какие осенние звуки художник Левитан дает нам здесь услышать? Березки с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев тихо журчит прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Мы невольно слышим шелест листьев. (Ответы детей)
Золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Это осень бодрящая, жизнерадостная, сказочная!
Точно такая, как в стихотворении русского поэта И. Бунина “Осень”
И. Бунин «Осень»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют
А между клёнами синеют.
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
3. «Золотая осень»
(Чайковский П.И. «Октябрь. Осенняя песня»)
Приметы октября, народное название месяца, чтение стихотворений
И.Бунина, А.С. Пушкина.
(На мольберте репродукции картин Левитана и Поленова «Золотая
осень»).
Описание картины И. Левитана «Золотая осень» и В. Поленова «Золотая осень» по группам с применением ТРИЗ (рассматривание деталей картин
в «подзорные трубы», поиск выразительных средств, сравнений).
- Д/и «Подбери эпитет (красочное определение)»
- Логоритмическое упражнение «Ветер и листья»
4. «Поздняя осень»
(Чайковский П.И. «Ноябрь»)
Но вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд.
слайд-портрет А. С. Пушкина
Великий русский поэт, А. С. Пушкин очень любил Осень. Он говорил: «Осень…любимое моё время…пора моих литературных трудов».
Давайте, послушаем, какая Осень в стихах Пушкина?
Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча, еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. С. Пушкин)
Ребята, вы не почувствовали другое настроение? Не радость, восторг от буйства ярких красок звучат в этих строках, а что?
На третьем мольберте иллюстрации поздней осени: дождь, улетающие
птицы.
Какая осень на этой картине? (Печальная, хмурая, прощальная…)
- Массаж «Дождик».
- Д/и «Зимующие – перелётные» (разложи картинки);
- Д/и «Угадай по описанию» (метод наглядного моделирования).
Приметы ноября, народное название месяца.
Вот она, поздняя осень, увядающая. Природа словно притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомленной. Льют дожди, опадают листья, птицы улетают, сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи. Осень грустная, нежная, удивляющая.
Именно такая осень в звуках «Осенней песни» П. И. Чайковского. Великий русский композитор написал музыкальное произведение “Времена года”, в котором выразил свою любовь к русской природе.
Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой)
Ты, ковёр-самолёт,
Отправляйся вновь в полёт.
Ты неси нас над полями,
Над лесами и лугами,
Покружись, повертись,
Снова в группу возвратись!
В заключение подвести небольшой итог встречи:
* Мы слушали музыку, стихи великих поэтов, знакомились с картинами замечательных русских художников.
* Осень – удивительное время года! Может вызывать самые разные, даже противоположные настроения.
* Спросить детей, какой видели осень поэты, художники, композиторы? А какой видите осень вы?
Подарить детям открытки-репродукции осенних пейзажей.
Под музыку Г. Свиридова «Весна-осень» дети выходят из зала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Активизация словаря детей по теме «Осень». Уточнение знаний об осени. Расширение кругозора детей: знакомство с русскими художниками и поэтами XIX – XX вв. Задачи: Упражнять детей в подборе синонимов к словам-определениям, активизировать в речи глаголы, прилагательные: яркая, пёстрая, хрустящая, печальная; Уточнять и обогащать словарь по теме «Осень»; Закреплять умение произносить тексты с разной интонацией, выразительно читать наизусть стихотворения; Учить работать в парах, развивать умение слушать друг друга, соблюдать очерёдность высказывания; Формировать умение сравнивать два похожих пейзажа; Развивать внимание, речевой слух; Воспитывать дружеские взаимоотношения, любовь к поэзии и живописи.
Материал: репродукции картин И. Левитана и В. Поленова; мнемотаблицы «Осень», «Осенние изменения в природе»; картинки с изображением птиц; конверт с заданиями и планом-маршрутом путешествия; листья; минипрезентация «Осень». Предварительная работа: наблюдение за погодными явлениями, заучивание наизусть стихотворений А.Пушкина, И.Бунина, Ф.Тютчева, О.Берггольц , С.Есенина, чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций и репродукций осенних пейзажей, обсуждение примет осени, разучивание пословиц, знакомство с народными названиями осенних месяцев.
Счастье – это быть с природой, видеть её, г оворить с ней… Л.Н. Толстой
Ход НОД Организационный момент «Билет получит тот, кто примету осени назовёт»; Д/и «Назови, какой лист» (если лист с дуба, то он (какой?) – дубовый…) Ты, ковёр-самолёт, Отправляйся-ка в полёт. Ты неси нас над лесами, Над полями и лугами… В гости к Осени лети И ребят с собой возьми! 2. «Ранняя осень» (звучит мелодия Чайковского «Времена года»: «Сентябрь») Характеристика сентября, народное название, приметы сентября, стихотворения Ф.И. Тютчева и О. Берггольц . - Д/и «Скажи наоборот».
3. «Золотая осень» (Чайковский П.И. «Октябрь. Осенняя песня») Приметы октября, народное название месяца, чтение стихотворений И.Бунина, А.С. Пушкина. (На мольберте репродукции картин Левитана и Поленова «Золотая осень»). Описание картины И. Левитана «Золотая осень» и В. Поленова «Золотая осень» по группам с применением ТРИЗ (рассматривание деталей картин в «подзорные трубы», поиск выразительных средств, сравнений). Д/и «Подбери эпитет (красочное определение)» Логоритмическое упражнение «Ветер и листья»
4. «Поздняя осень» (Чайковский П.И. «Ноябрь») На третьем мольберте иллюстрации поздней осени: дождь, улетающие птицы. Какая осень на этой картине? (Печальная, хмурая, прощальная…) Дети читают стихотворения И. Бунина «Льёт дождь холодный, точно лёд…» и А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Массаж «Дождик». Д/и «Зимующие – перелётные» (разложи картинки); Д/и «Угадай по описанию» (метод наглядного моделирования). Приметы ноября, народное название месяца. Ты, ковёр-самолёт, Отправляйся вновь в полёт. Ты неси нас над полями, Над лесами и лугами, Покружись, повертись, Снова в группу возвратись!
5. Возвращение. Составление рассказа по модели «Осенние изменения» Вот и стали мы немного счастливее, прикоснувшись к осенней природе, воспетой в прекрасных стихотворениях, чудесной музыке и великолепной живописи наших соотечественников. А теперь закройте, пожалуйста глаза. Теплый золотой лучик осеннего солнышка коснётся щеки того, кто выполнил все задания… Луч касается каждого ребёнка. Пусть этот луч наполнит ваши сердца любовью к осенней природе и счастьем от общения с ней!
Молодцы !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уже небо осенью дышало (заучивание стихотворения)
Уже небо осенью дышало (заучивание стихотворения)...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/19/picture-11935-1713518584.jpg)
Презентация. Осень. Стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало".
Презентация на стихи А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало..." с использованием музыки А.Вивальди.Образовательные области: познание (Формирование целостной картины мира), чтение художественно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-180596-1358414728.jpg)
"Уж небо осенью дышало..."
Интегрированное занятие в подготовительной группе по обобщающей теме "Осень"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-217921-1377793989.jpg)
" Уж небо осенью дышало...":пейзажная лирика А.С.Пушкина (подготовительная группа).
Занятие,посвящённое пейзажной лирике А.С.Пушкина,помогает детям увидеть красоту русской природы через поэтические образы великого поэта....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-287414-1378309572.jpg)
беседа- уж небо осенью дышало
Дети с воспитателем заходят в зал: “Ребята, на чем можно отправиться в путешествие? Куда можно поехать?”Дети отвечают…Воспитатель подводит итог ответов и предлагает ребятам занять места в автобу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-287414-1378309572.jpg)
беседа- уж небо осенью дышало
Дети с воспитателем заходят в зал: “Ребята, на чем можно отправиться в путешествие? Куда можно поехать?”Дети отвечают…Воспитатель подводит итог ответов и предлагает ребятам занять места в автобу...