Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Составление рассказа"Зима-волшебница""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Соколова Наталья Ивановна

Данный конспект поможет воспитателям научить детей старшего дошкольного возраста составлять по опорным словам и картинкам короткий рассказ о зиме, дидактические задания будут способствовать развитию связной речи и ассоциативного мышления дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_sostavlenie_rasskaza_zima-volshebnitsa_-_kopiya.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:

«Составление рассказа «Зима-волшебница»»

в старшей группе

Цель:

- развивать у детей связную речь через обучение составлению рассказа по опорным словам и картинкам.

Программное содержание:

- учить детей составлять короткий рассказ по опорным словам и картинкам, распространять предложение определениями;

- развивать внимание, фантазию, ассоциативное мышление, умение подбирать признаки к предмету;

- воспитывать у детей интерес, любовь к родному языку, способствовать восприятию речи.

Предварительная работа:

Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме «Составление рассказа «Зима-волшебница»»:

- беседы с дошкольниками на тему «Кто такое зима?»;

- рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей;

- разучивание с детьми танцев и песен о зиме;

- чтение стихотворений о зиме, рассказов о зимних забавах;

- разучивание с детьми пальчиковой гимнастики.

Словарная работа:

- обогатить словарный запас детей прилагательными и глаголами по теме «Зима»;

- активизировать в речи детей существительные, обозначающие природные явления.

Оборудование:

- иллюстрации или фотографии с изображением зимнего пейзажа;

- предметные картинки с изображением дерева, дома, тучи, сугроба, замершей реки, мальчика на лыжах, девочки на санках;

- сюжетная картинка «Зимние забавы»;

- сюжетные картинки для составления предложений;

- набор зимней и весенней одежды;

- пиктограммы с различными мимическими выражениями;

- бумажные снежинки;

- смайлики;

- магнитная доска;

- музыкальное сопровождение – 2-я часть 1-й симфонии «Зимние грезы» П.Чайковского.

Содержание непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент

(Дети вместе с воспитателем входят в группу).

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу, покажем, что у нас хорошее настроение. Скажите, а вы любите путешествовать?

Дети: Да. Мы любим путешествовать.

Воспитатель: День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас.

Дети, давайте сядем в поезд и отправимся в путь. (Дети «едут» с воспитателем на поезде)

1I. Основная часть. 1. Введение в тему

Воспитатель: Вот мы и приехали. Сегодня в нашей группе открылась удивительная выставка, и я приглашаю вас, дети,  ее посетить. Рассматривание с детьми выставки. (Звучит музыка П. Чайковского «Зимние грезы»).

Воспитатель: Как будто белым мехом,

Земля одета снегом.

И иней на березках,

Как праздничные блестки…

Какое время года изображено на иллюстрациях? (Ответы детей). Как вы догадались, что это зима? (Ответы детей). Какие еще приметы зимы вы видите на иллюстрациях? (Ответы детей). (Воспитатель обобщает ответы детей: … зимою земля покрыта снегом, реки льдом, зимою холода).

  1. Пальчиковая гимнастика

Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев.

Зимою холода – растирание ладошек друг о друга.

Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев.

Превратилась в лед вода – ритмичное соединение подушечек пальцев.

Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев.

В инее кусты – перекрещивание ладоней с широко расставленными пальцами.

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев.

Метели замели – круговые вращения указательных пальцев обеих рук.

Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев.

Метели замели – круговые вращения рук, согнутых в локтях.

  1. Словарная работа (актуализация и обогащение лексики)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воистину волшебном времени года – зиме. Для вас Зима-волшебница приготовила подарок – чудесный мешочек, а в нем… снежинки. Эти снежинки непростые: каждая содержит задание. Давайте отблагодарим Зиму, выполним все ее задания.

1-е задание. «Назовите приметы зимы».

(Дети называют приметы зимы: зимой холодно; солнце светит, но не греет; идет снег или метет метель, или гуляет вьюга; часто бывает мороз; день становится коротким, а ночь длинной и т.д.).

Воспитатель: Ребята, вы много рассказали о зиме. Давайте вспомним все, что мы говорили. А поможет нам в этом волшебная палочка.

  1. Игра «Волшебная палочка»

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть.

Нужно всем нам в круг вставать.

(Дети по кругу передают «волшебную палочку», называют по одному признаку).

2-е задание «Выберите зимнюю одежду для мальчика Вани»

Воспитатель: Дети, посмотрите, в сундучке лежит одежда для мальчика. Давайте, разложим одежду на стульчики: на один – зимнюю, на другой – весеннюю. Каждый из вас возьмет по одному предмету и полным предложением скажет, какую вещь зимнюю или весеннюю он взял. Какую мы одежду выбрали для Вани? (Для Вани мы выбрали зимнюю одежду).

  1. Составление предложений по опорным словам и картинкам

3-е задание «Составьте предложение о зиме»

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем составлять предложения о зиме. Предложения должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое предложение я составила (на магнитную доску воспитатель прикрепляет заснеженные дома, деревья): Наступила студеная, суровая зима. Теперь вы придумайте свои предложения. Дети, вы сказали, что зимой выпадает снег, давайте вместе полюбуемся снегом.

4-е задание «Рассмотрите снег и опишите, какой он»

Воспитатель: Снежинки пуховые,

Веселые, живые,

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном,

И землю укрываете

Хрустальным серебром.

(Первый раз, проговаривая стихотворение, воспитатель раздает снежинки каждому ребенку; второй раз проговаривает текст, а дети показывают мягкими движениями рук, как падает снег; на последнюю строчку стихотворения кладут снежинки на пол).

Снег, правда, как настоящий. (Вносит емкость со снегом).  Посмотрите, потрогайте снег. Дети, какой снег? (Ответы детей: белый, холодный, легкий, блестящий, мокрый, пушистый, липкий). Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой? (Ответы детей: блестящий, искрящийся). Составьте предложение: какой выпадает снег?

  1. Физминутка

Холод – стужа, - потирают руки, стучат по бедрам.

Холод – стужа,

Снег колючий

Всюду кружит…- кружатся, разводя руки в стороны.

В сугроб снежинки соберем

И дальше мы играть начнем.

5-е задание «Рассмотрите и опишите сугробы»

Воспитатель: Выпало много снега, и появились сугробы. (На магнитную доску прикрепляет изображения сугробов). Какие бывают сугробы? (Ответы детей: белые, большие, огромные, высокие, громадные, мохнатые, пушистые, мягкие). Составьте предложения: Ребята, какие появились сугробы? (Ответы детей: Во дворе появились высокие, большие сугробы).

6-е задание «Рассмотрите лед, опишите, какой он»

Воспитатель: Ребята, расскажите, что происходит зимой с реками и озерами? (Ответы детей). Верхний слой воды покрывается корой, льдом. (Воспитатель вносит емкость со льдом). Дети, посмотрите, потрогайте лед. Какой лед? (Ответы детей: холодный, прозрачный, скользкий, твердый, блестящий, толстый, хрупкий, гладкий, прочный). (На магнитную доску воспитатель прикрепляет соответствующую картинку). Составьте предложения: Каким льдом покрываются реки и озера зимой? (Ответы детей: Зимой реки покрываются скользким, твердым льдом).

  1. Пластический этюд «Зимние забавы» (отгадывание зимних забав по имитации)

Воспитатель: Дети, до кого дотронусь, тот становится в пару. (Каждой паре детей достается картинка-загадка).

Раз, два, тир, четыре, пять!

Мы пошли во двор гулять.

Где мы были, не расскажем,

Что там делали, покажем.

(Под музыкальное сопровождение по мере отгадывания загадок дети прикрепляют картинки на магнитную доску).

7-е задание «Составьте предложения по опорным предметным картинкам»

Мальчик – снеговик.

Девочка – санки.

Девочки – коньки.

Мальчик – лыжи.

(Преобразование четырех предложений в одно с однородными членами по сюжетной картинке). Воспитатель: Что делают дети зимой? (Ответы детей: Дети зимой лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках).

8-е задание «Определите, какое настроение у людей»

Воспитатель: У людей бывает разное настроение (демонстрирует пиктограммы). Посмотрите, какое настроение у этих детей? Каково им зимой?

  1. Составление предложений по картинкам и объединение их в рассказ

(Воспитатель предлагает детям составить предложение по своей картинке, а затем более сильному ребенку рассказать рассказ целиком).

III. Итог непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Дети, вам понравились подарки Зимы? Какое задание вам особенно понравилось? Ребята, перед вами на столе лежат смайлики, если вам сегодня было интересно, выберите веселый смайлик, если неинтересно – грустный. (Дети выбирают смайлики и объясняют свой выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Пересказ рассказа "Осень"

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опрой на графические схемы...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по составлению описательного рассказа с использованием мнемотаблицы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Деревья».

Предшествующая работа: изучение значения символов в мнемотаблицах по теме «деревья»; рассматривание деревьев во время прогулки, рассматривание иллюстраций деревьев, выделение особенностей ...