Конспект занятия в средней группе "Путешествие в мир звуков "
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Хабипова Ильмира Павловна

Конспект занятия в средней группе "Путешествие в мир звуков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

                     «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЗВУКОВ»           

Программное содержание:                                                

- закреплять у детей понятие «звук»;

- развивать фонематический слух;

- продолжать обучать детей выделять гласный звук в слове и называть его изолированно.

- закреплять умение дифференцировать согласный звук по твердости-мягкости и обозначать эти признаки соответствующими знаками;

- определять место звука в слове;

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать учебную мотивацию.

Оборудование:

-Карточки с изображением предметов для выделения гласных звуков (картинки должны обозначать односложные слова для простоты задания, например: карточки «лук, дом, сок, сыр, слон, дым, мак, рак) по количеству детей приложение 1)

-Игрушки, в названии которых есть звуки «Н», «НЬ».

-Два грузовика со знаковым изображением твердых и мягких согласных звуков.

-«Копилка знаний» - коробочка с бумажными утятами. Утята даются за правильный ответ.

-Ширма, кукла би-ба-бо Старик.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, мы с вами живём в мире звуков. Кругом и всегда, где бы мы ни были, что бы мы не делали,  нас окружают звуки. И сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мир звуков. А сопровождать нас в этом путешествии будет наша «Копилка знаний». И кто сколько «утят» сегодня наберет, мы посмотрим в конце нашего путешествия. Ну, а теперь пора отправляться в путь! Сейчас я взмахну «волшебной палочкой» и мы окажемся в лесу. Какие звуки можно здесь услышать? /шелест листьев, скрип деревьев, пение птиц, крик животных и пр./

А теперь «волшебная палочка» перенесет нас на улицу города. Какие звуки мы можем услышать в городе? /сигнал машины, речь людей, шум проезжающих машин и пр./ И вот я в третий раз взмахнула «волшебной палочкой» и мы вновь очутились в нашей группе. Какие звуки мы слышим здесь? /шум воды, тиканье часов, скрип стульев и пр./

Вдруг из-за ширмы раздается плачь: ы-ы-ы-ы-ы-ыыыы

Воспитатель: А это что за звук? /плачь/

Кто же это плачет? И почему? Откуда раздается этот звук? /дети указывают на источник звука – ширму/

Давайте подойдем к ширме и узнаем, кто это плачет /дети вместе с воспитателем подходят к ширме/

Воспитатель: Кто здесь?

Из-за ширмы появляется игрушка би-ба-бо, изображающая старичка  «Эхо».

Зхо: Это я, Эхо.

Воспитатель: А почему ты плачешь?

Эхо: Плачу я потому, что потерялись мои любимые звуки.

Воспитатель: А что это за звуки?

Эхо: Я не помню. Знаю лишь, что они

«…тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестрёнку баюкать,

Но не умеют свистеть и рычать…»

(отрывок из стихотворения Валентина Берестова)

Воспитатель: Дети, о каких же звуках рассказало нам Эхо? /о гласных/

Давайте поможем Эхо найти и вернуть пропавшие гласные звуки!

Перед ширмой на столе разложены картинки с изображением предметов (приложение 1). Дети по очереди берут любую карточку, пропевают слово, обозначающее этот предмет и выделяют гласный звук. Например так:

Воспитатель: Катя, что у тебя нарисовано? Пропой это слово.

Катя: До-о-о-ом.

Воспитатель: Какой гласный звук спрятался в этом слове?

Катя: В этом слове спрятался гласный звук «о».

Воспитатель: Дети, у кого еще изображены предметы в названиях которых спрятался гласный звук «о»? /2-3 человека пропевают свои слова, выделяют гласный звук/. Давайте вернём Эхо первый найденный гласный звук!

Дети хором произносят звук «о», Эхо его подхватывает.

И так со всеми картинками по всем гласным звукам. Когда эта работа закончена Эхо вновь начинает плакать.

Воспитатель: Эхо, а сейчас ты почему плачешь?

Эхо: Вы не вернули мне мой самый любимый звук! Он спрятался в моем имени.

Воспитатель: Дети, какой же гласный звук мы не нашли. Давайте пропоём имя Эхо.

Дети пропевают: «Э-э-э-э-эхо» и выделяют звук «э»

Эхо: О! О! О! Спасибо вам большое! Вы вернули мне мои звуки!

Дети: Пожалуйста!

Эхо: О! О! О!

Воспитатель: Эхо, а чему ты удивляешься?

Эхо: А разве вы не слышите звук? Кажется,  к вам идут гости.

Раздается стук в дверь, в группу входят два ребенка из подготовительной группы в масках лисы и медведя.

1 ребенокО! Сколько здесь ребят!

2 ребенокА! Как здорово, что мы зашли именно сюда!

1 ребенок: Э! Да они такие маленькие, разве они смогут нам помочь?

Воспитатель: Ну, для начала, давайте поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите и расскажите, в какой помощи вы нуждаетесь?

«Звери»: А вы нас узнали?

Дети: Да, вы лиса и медведь.

«Звери»: Верно! Мы, лесные жители. У нас стряслась беда: снегом все игрушки засыпало. И нашим меньшим братьям играть не во что. А зимой так скучно без игрушек! Вон сколько у вас много красивых игрушек! Не могли бы вы подарить нам некоторые?

Воспитатель: Конечно-конечно! Правда, ребята? Нам не жалко. Мы сейчас вам два грузовика с игрушками соберем! Только выбирать будем те игрушки, в которые любят играть маленькие лесные жители. Послушайте: лисён-н-нок, медвежон-н-нок, зайчон-н-нок, бельчон-н-нок /воспитатель произносит слова с интонационным выделением звука «н»/. Что вы услышали? /услышали звук «н»/

ВоспитательКакой это звук? /согласный, твёрдый/. Назовите его мягкую пару / «нь»/. Давайте выбирать те игрушки, в названии которых есть звуки «н» или «нь».

Дети берут игрушки. По-очереди произносят её название, выделяют тот или иной заданный звук и определяют игрушку в нужный грузовик с соответствующим изображениемРассуждают при этом примерно так: «Слон-н-н! В этом слове спрятался звук «н» - согласный, твердый» и отправляют игрушку в грузовик с синей квадратной фишкой. «Кн-н-нига!  В этом слове спрятался звук «нь» - согласный, мягкий» и отправляют игрушку в грузовик с зеленой  квадратной фишкой. Выполнившие это задание дети подходят к « ребятам-зверятам», выбирают из предложенных рисунков тот, на котором изображена та игрушка, которую они «подарили» и садятся раскрашивать её.

Когда работа с согласными звуками завершена и все игрушки разложены по грузовикам, « ребята-зверята» благодарят детей за помощь и дарят им гостинцы – печенье «Орешек» (пекли родители по моей просьбе для занятия).

ВоспитательДорогие гости, а мы с ребятами знаем интересную игру и сейчас научим вас, как в неё играть. И тогда в лесу уже никогда скучно не будет.

Проводится игра «Привезли мы вам подарки» (приложение 2)  После игры «ребята-зверята» прощаются с детьми и покидают группу вместе с грузовиками. Воспитатель подводит итог занятию, подсчитывает заработанные на занятии «утят», выявляет самых активных, благодарит детей за работу и угощает их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по звуковой культуре речи Тема: «Звук л».

Этот конспект составлен в игровой форме. Дети с удовольствием занимаются, выполняют задания играя....

Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада. Звук и буква О.

На логопедическом занятии дети знакомятся со звуком и буквой О. Формируется понятие о «гласных звуках». Упражняются в четком произнесении звука О изолированно, в словах, в предложениях. Развиваю...

Конспект занятий в средней группе Развитие речевого восприятия «Звук и буква М»

Конспект занятий в средней группеРазвитие речевого восприятия «Звук и буква М»...

Конспект занятия в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи "Звук А".

Попасть в сказочную страну звуков и познакомиться с её жителями. Что может быть интереснее? Занятие в игровой форме знакомит детей со звуком А....

Конспект занятия по развитию речи «В стране звуков «Г-К» в средней группе

Конспект занятия по развитию речи«В стране звуков «Г-К» в средней группеФИО педагога, составившего конспектБильданова Ралия НургалиевнаМесто работыМАДОУ №72 Нижнекамского муниципального района РТВозра...

Конспект занятия в средней лог группе по теме "Звук и буква А"

Задачи занятия:Дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятиями "звук" и "буква". Учить выделять звук А из речи. Определять позиции звука А в слове. Закрепить букву...

Конспект занятия в средней лог группе по теме "Звуки А,У"

Програмные задвчи: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков А,У; учить дифференцировать эти звуки; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и синтеза сл...