Играем пальчиками и развиваем речь
консультация по развитию речи на тему
О пользе развития мелких движений пальцев рук и их влияние на развитие речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_palchikami.docx | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем пальчиками и развиваем речь.
Развитию мелких движений пальцев рук дошкольников в научной литературе уделяется особое внимание. Всё чаще появляются статьи о пользе этой работы.
Исследования М.М.Кольцовой / «Ребенок учится говорить» М. Советская Россия. 1979г. показали, что при тренировке тонких движений пальцев рук, речь у этой категории детей не только может развиваться интенсивно, но оказывается и более совершенной.
Если развитие движений пальцев рук соответствуют возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев отстает, то отстает соответственно и речь.
Для определения уровня развития речи можно, например, попросить ребенка показать один палец, или два, или три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети.
Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев рук не станут свободными, правильного развития речи добиться не удастся.
М.М.Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи- такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга «Двигательная активность и развитие функций мозга» М.Педагогика, 1973г.
Благотворное влияние движений пальцев рук оказывается не только на развитие речи, но и на других психических процессах.
В Японии, например, тренировка пальцев рук у детей проводится в детских садах с 2-х летнего возраста, т.к по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие, а в японских семьях пальчики развивают детям с одного года.
В 1988 году, летом были организованны курсы для логопедов, на которых О.С.Бет предложила материал для формирования тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи. Работу эту рекомендовалось проводить систематически по 35 минут ежедневно, материал опубликован в журнале «Дефектология» №1,1983г.
Приведу несколько игр с пальчиками детей с недоразвитием речи. Занятия начинаю с простых упражнений типа «Мальчик-пальчик, где ты был?». Прикосновение большого пальца к каждому из пальцев правой и левой руки. Пальчики у большинства детей непослушные: «ватные» или слишком напряженные. Приходится две недели отрабатывать этот вид упражнения.
Одна команда - «белочки», а другая «зайчики»,- говорит логопед, показывая левую и правую руки, - «Этот капитан «белочек», а этот капитан «зайчиков» -большие пальцы. Каждый капитан здоровается со своей командой (туда и обратно): идет движение прикасания большого пальца к остальным пальцам руки. Делаем упражнение сначала, только с «белочками», а затем с «зайчиками». А уж несколько дней обе команды одновременно выполняют это приветствие и здороваются друг с другом.
ПРОГУЛКА В ЛЕС
Эти упражнения для рук даю в сентябре. Многие позиции для игр, а также фигурка зайца взяты из статьи О.С.Бет «Формирование движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи». Дефектология№1, 1983г. и одновременно говорю и показываю. Дети копируют движения. Движения статичные, несложные и дети легко с ними справляются.
Мы поехали в лес на автобусе. В лесу растут деревья корнями вниз, а листьями вверх. Подул ветер, ветки закачались, листочки затрепетали. Под деревьями росли вот такие грибы - белый и подберезовики. А по грибу ползла вот такая улитка. На полянке росла трава и цвели цветы. Это ромашки, а это ландыши, колокольчики. Над цветами порхали бабочки и жужжали пчелки. Птенчики вот так шевелили крыльями. А над гнездом летали вот такие птицы.
Можно предложить отдельный рассказ про птицу и птенчиков. «На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. « Гнездо преображается: теперь ладонь раскрыта, большой палец это птица, остальные пальцы птенцы. Мама дала птенцам по гусенице /большой палец поочередно прикасается к остальным четырем/, по две букашки / двойное прикасание/ и по три мошки /тройное прикасание/. Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала. Это делаем так : большой палец с силой « чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочередно. А потом птенцы выросли большие. Осенью они стали собираться в стаи, чтобы улететь на юг.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА.
Обе руки сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем
круговые движения большим пальцем, крутим скакалку сначала в одну
сторону, потом в другую. Выполняя упражнение, пою песенку «Скакалка».
Я скачу, я верчу Я скачу, я верчу
Новую скакалку. Новую скакалку.
Захочу обскачу Я скачу, я учу
Галю и Наталку. Галю и Наталку.
Ну-ка, раз, ну-ка, два Ну-ка, раз, ну-ка, два
Посреди дорожки, Учатся сестрички,
Да бегом с ветерком За спиной день-деньской
Да на правой ножке. Прыгают косички!
ИГРА « СТРОИТЕЛИ» (со спичками).
«Игры со спичками и бумагой» из книги Гельфен Е.М., Просвещение. Рябин Б.Е. - «Игры и упражнения для больших и маленьких», м.Просвещение, 1969г.
Задумали белочки и зайчики строить себе домики. Вот из этих бревен надо строить по 15 спичек или счетных палочек. Надо бревна перенести на место, чтобы они не скользили по земле.
Выполняя условие этой игры нужно перенести:
а) пользуясь любыми пальцами обеих рук,
б) пользуясь большими пальцами левой руки,
в) только двумя пальцами - большим и мизинцем,
г) только указательным и средним пальцами,
д) только средним и безымянными,
е) только безымянным и мизинцем,
ж) двумя мизинцами обеих рук выложить две прямые из 4-х палочек, спичек-забор,
з) безымянным и мизинцем построить треугольник /крыша домов/,
и) средним и мизинцем построить четырехугольник /стены/,
к) указательным и безымянным построить «колодец».
Это упражнение можно давать на дом. Пусть играет вся семья.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ СО СПИЧКАМИ.
Перед каждым участником игры на стол положены одна за другой 5 спичек. Играющий должен поднять пальцами двух рук: одну спичку двумя большими пальцами, другую - указательными, 3-ю, 4-ю,5-ю-средними, безымянными, мизинцами, ни одной спички не выпускать из рук. Поднимать последовательно.
ИГРЫ «СТРОИМ ДОМ», «ЗАКОЛАЧИВАЕМ ГВОЗДИ».
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх - это молоток. В течении всего стиха или песенки «молоток» заколачивает гвозди - строим дом (движение сверху - вниз большим пальцем - сначала прямым, затем согнутым. Согнутым труднее).
Целый день
Тук да тук.
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат-
Строим дом для зайчат.
Молоточки стучат-
Строим дом для бельчат.
Этот дом для белочек.
Этот дом для зайчиков.
Этот дом для девочек.
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом. Готовые дома-руки
Как мы славно заживем. Сжаты в кулаки для
Будем песни распевать девочек-белочек и
Веселиться и плясать мальчиков-зайчиков.
ИГРЫ С БУМАГОЙ.
«Выгладим пеленки для сестры Аленки»
Перед каждым играющим положить скомканный лист писчей бумаги
/это пеленка/:
а) нужно, пользуясь всеми пальцами рук, возможно быстро, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один край его не остался загнутым.
б) тоже самое сделать пользуясь одной рукой.
в) повторить тоже самое пользуясь двумя большими, затем указательными,
затем средними пальцами обеих рук.
г) сделать тоже самое пользуясь только двумя мизинцами.
д) разгладить лист кулаками обеих рук.
е) тоже большими, указательным пальцем одной руки.
ж) тоже указательным и средним пальцем одной руки.
з) тоже средним и безымянным и мизинцем одной руки.
и) тоже безымянным и мизинцем одной руки.
к) повторить все эти упражнения с закрытыми глазами.
Все эти движения можно делать на одном листе бумаги, просто его нужно снова скомкать.
!!! При работе над развитием мелких движений пальцев рук дошкольников, нельзя забывать о возможной передозировки занятиями. Если ее не будет, то дети в свободных играх с удовольствием будут играть пальчиками.
Что же делает пальчиковый метод? Это выражается в том, что если в начале учебного года у многих детей в тетрадях строчка сползала, уходила вниз, то в конце года, после регулярных занятий по развитию мелкой моторики – этого нет. Все дети - логопаты начинают выдерживать строчку до конца. Улучшается внимание, память, быстрее идет становление речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Играем пальчиками и развиваем речь"
Подолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речь , способствуя её развитию : мелкую моторику рук , память , мышление , оптико-пространственное восприятие , воображение ....
"Играем пальчиками и развиваем речь". Консультация для родителей.
Упражнения, которые приводятся в этой статье, можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.)...
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Мастер-класс для повышения компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях....
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»
Занятие развивает у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию. Развивает мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение. Закре...
Конспект занятия по развитию речи "Играем пальчиками и развиваем речь"
Коррекционно-образовательные задачи: учить детей слушать сказку, понимать её содержание. Коррекционно-развивающие зазадачи.: продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием р...
Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...