Конспекты игр-занятий по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Силантьева Наталья Владимировна

конспекты игр-занятий по развитию речи с детьми с 6 месяцев до года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_po_razvitiyu_rechi.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игры на развитие понимания речи, подражание звукам и действиям.

По теме «Кошка в корзинке».

Составила: Силантьева Н.В.

Возраст: с 6 мес. до 9 мес.

Программное содержание: Развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова. Помогать устанавливать связь между предметом и словом, его обозначающим.

Материал: Корзинка и игрушечная кошка; платок и кукла; мяч.

Ход:

I часть Артикуляционная гимнастика по возрасту (см. картотеку)

IIчасть Играть можно на ковре, где больше места для движения. Воспитатель показывает, что у него в руках: «Вот корзинка. А кто сидит в ней?» Показывает ребёнку, как кошка медленно показывается из корзинки: в начале видны только хвост и уши, затем она ставит лапки на край корзинки и, наконец, выпрыгивает мяукая. Воспитатель подносит игрушку к ребёнку, побуждая его рассматривать кошку, предлагает потрогать, погладить, помяукать. Далее читает стишок:

Кисонька- мурысонька,

Где ты была?

- На мельнице.

Кисонька- мурысонька,

Что там делала?

- Муку молола.

Кисонька- мурысонька,

Что из муки пекла?

-Прянички.

Кисонька- мурысонька,

С кем прянички ела?

-Одна.

Не ешь одна, не ешь одна (трепет за ухо).

Затем прячет игрушку в корзину так, чтобы был виден только хвост и спрашивает ребёнка:

«Где киска-мау?», побуждая ребёнка её найти. Когда ребёнок находит игрушку, восторженно произносит: «Вот киска –мяу!»

III часть Пальчиковая игра по возрасту (см. картотеку).

Варианты:

А) Воспитатель показывает ребёнку куклу и поёт потешку, выполняя движения по тексту:

Вот красивая игрушка-

Наша куколка Катюшка,

Может хлопать, может петь.

Кто желает посмотреть?

Затем воспитатель прячет куклу под платок и спрашивает: «Где Ляля? Найди Лялю». Когда ребёнок находит куклу, воспитатель даёт ему возможность поиграть с ней. Можно продолжить игру, переместив куклу в другое место.

Б) Воспитатель показывает ребёнку мячик и спрашивает: «Что это?» и сам отвечает: «Это мяч». Прокатывает его, подбрасывает и говорит: «Мячик – бом-бом. Где мяч? Дай мяч». Подходит к мячу: «Вот мяч». Вкладывает мяч в руки ребёнка, катают вместе и приговаривает: «Кач-кач и побежал мяч». Затем прокатывает мяч в другую сторону и повторяет игру.

Так проводятся игры с любыми игрушками.

Усложнения:

Когда ребёнок узнает несколько игрушек следует предложить ему две, чтобы он выбирал по слову воспитателя. Игрушки должны быть резко отличающимися: мяч и кукла, мишка и машина.

Литература:

1. Картотека игр по формированию «Образа Я» ttps://www.adou.ru/conferences

2. Картотека потешек.

3. Картотека артикуляционной гимнастики.

4. Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.

5. "Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста", под ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985 г.

6. http://san-teremok.ucoz.ru/publ/konsultacii/artikuljacionnaja_gimnastika/1-1-0-3

Конспект игры на развитие понимания речи, подражание звукам и действиям.

По теме «Наша песенка простая».

Составила: Силантьева Н.В.

Возраст: с 6 мес. до 9 мес.

Программное содержание: Продолжать развивать предпосылки активной речи. Формировать умение вслед за взрослым произносить знакомые слоги (к 9 месяцам), подражать разным интонациям взрослого. Поддерживать эмоционально положительное состояние

ребенка.

Материал: Дудочка; молоточек; барабан; погремушка; платок; ширма, птичка на верёвочке или палочке.

Ход:

I часть Артикуляционная гимнастика по возрасту (см. картотеку)

IIчасть Положите ребёнка на спину на коврик или посадите на специальный стул. Напевая песенку, выполняйте следующие действия: потряхивая, разводите руки ребёнка в стороны, а затем прижимайте их к груди; потряхивая, сгибайте и разгибайте его ноги; поглаживайте руки и ноги, наклоняйтесь над ним, щекочите, тормошите за грудку:

Мы на луг ходили,

Хоровод водили.

Да-да-да, да-да-да,

Хоровод водили.

Задремал на кочке,

Зайка в холодочке.

Да-да-да, да-да-да,

Зайка в холодочке.

Зайка просыпайся,

Ну-ка, поднимайся.

Да-да-да, да-да-да,

Ну-ка, поднимайся.

Делайте акцент на повторяющихся слогах. Пропойте песенку несколько раз.

III часть Пальчиковая игра по возрасту (см. картотеку)

Варианты:

А) Подудите на дудочке, показав её ребёнку, а затем напойте ему песенку:

Ай, ду-ду, ду-ду,ду-ду-

Поиграем во дуду!

Ой, ду-ду, ду-ду,ду-ду-

Потерям пастух дуду.

Б) Постукивая молотком по своей ладошки, а затем по ладошке ребёнка, приговаривайте:

Ток-ток, ток-ток,

Вот какой молоток.

Ток-ток, ток-ток

Постучим в молоток.

В) Можно взять барабан и выполняя действия приговаривать:

Бам-бам-барабан!

Что за шум, что за гам?

Бам-бам-барабан!

Просыпайтесь по утрам!

Г) Возьмите погремушку, погремите сами, дайте ребёнку, приговаривайте:

Та-та-та, та-та-та

Вот какая красота!

Та-та-та, та-та-та,

Дотянись-ка до меня!

Та-та-та, та-та-та,

Я весёлая такая!

Та-та-та, та-та-та,

Погремушка деловая.

Брать можно любые потешки с повторяющимися слогами (см. картотеку).

Усложнения:

А) Покажите платок ребёнку. Подбрасывайте и ловите его, двигаясь перед ребёнком. Убедитесь, что он за вами наблюдает и продолжая играть напевайте: «Ла-ла-ла, лапушка!» Сделайте паузу, ожидая ответного лепета. Распевайте самые простые слоги:

Ма-ма-ма, мамочка!

Ба-ба-ба, бабушка!

Па-па-па, папочка!

Ду-ду-ду, дудочка

Б) Спрятав птичку за ширму. Говорите:

Кто там в домике сидит?

Пи-пи-пи, пи-пи-пи.

Кто там в домике пищит?

Пи-пи-пи, пи-пи-пи.

Покажите птичку из-за ширмы:

Там птичка сидит,

Пи-пи-пи, пи-пи-пи.

Там птичка пищит:

Пи-пи-пи, пи-пи-пи.

Брать можно любые потешки с повторяющимися слогами (см. картотеку), но игру проводить на движении: качать на лошадке, ходить за две руки…

Литература:

1. Картотека игр по формированию «Образа Я» ttps://www.adou.ru/conferences

2. Картотека потешек.

3. Картотека артикуляционной гимнастики.

4. Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.

5. "Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста", под ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985 г.

6. http://san-teremok.ucoz.ru/publ/konsultacii/artikuljacionnaja_gimnastika/1-1-0-3

Конспект игры на развитие понимания речи, подражание звукам и действиям.

По теме «Где кукла, а где часы?».

Составила: Силантьева Н.В.

Возраст: с 6 мес. до 9 мес.

Программное содержание: Поощрять попытки ребенка по слову взрослого взглядом отыскивать близкого человека, предметы, постоянно находящиеся в определенном месте («Где часы?»). С 8–9 месяцев побуждать детей к поиску предметов, находящихся в разных местах помещения.

Материал: Собачка; машинка; часы; мишка; тоже и платочек.

Ход:

I часть Артикуляционная гимнастика по возрасту (см. картотеку)

IIчасть. Задача воспитателя побудить ребёнка активно следить за действием взрослого с игрушкой, поворачиваясь или наклоняя голову.

Взрослый гладит куклу по голове с приговариванием: «Ляля, Ляля»; водит, поясняя: «Ляля топ-топ-топ». Вместе с ребёнком проделывает те же действия. Внезапно прячет куклу с вопросом: «Где Ляля?»; показывает ее снова: «Вот Ляля!»; ставит на постоянное место, задавая тот же вопрос; накрывает куклу салфеткой; открывает ее с теми же вопросами, возгласами.

III часть Игра «Кочки». Посадите ребёнка на колени лицом к себе. Крепко обнимите и качайте его на коленях вверх-вниз, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по маленьким листочкам, в ямку – бух!» И к его удовольствию, «провалите его в ямку».            

Варианты: Где собачка?  Где машина? Где мишка? Где часы? Где тётя Наташа (Клава, Алла, Галя).

Можно использовать потешки об игрушках используемых на занятии.

Усложнения: Взрослый должен обыграть действия с игрушкой, которая находилась на постоянном месте, спросить «Где собачка ав-ав? (сам отвечает и показывает) вот собачка ав-ав». Затем перенести ее в другое место, на глазах у ребенка закрыть платочкам и задать вопрос: «Где...?»

Когда ребёнок освоится с несколькими предметами, можно брать на занятии 2-3 предмета для поиска.

Варианты: Где собачка?  Где машина? Где мишка? Где часы? Где тётя Наташа (Клава, Алла, Галя).                                                                                                                                                              

Литература:

1. Картотека игр по формированию «Образа Я» ttps://www.adou.ru/conferences

2. Картотека потешек.

3. Картотека артикуляционной гимнастики.

4. Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. — М. : Издательство МАЗАЙКА-СИНТЕЗ 2014г.

4. «Развивайся, малыш!» Закревская О.В. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008г.

5. "Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста", под ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985 г.

6.http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213097/

7. http://san-teremok.ucoz.ru/publ/konsultacii/artikuljacionnaja_gimnastika/1-1-0-3

Конспект игры на развитие понимания речи и ориентировки в окружающем. 

(Игры-занятия с подгруппой детей.)

По теме: «Ладушки».

Составила: Силантьева Н.В.

Возраст: с 6 мес. до 9 мес.

Программное содержание: Активизировать речевые проявления (звуки, звукосочетания, лепет) при показе заводной игрушки, в играх-развлечениях («Ладушки», «Едем-едем на лошадке», «Пальчик», «Ехали мы ехали», «Цыплёнок», «Паровозик»). Способствовать хорошему настроению детей, дружелюбному отношению к сверстникам.

Материал: Игрушки кошка, собака, курочка, машина; подвижные игрушки «паровоз», «цыплёнка», «зайка».

Ход: I часть Игра на формирование «Образа Я» по возрасту (см. картотеку).                                                      IIчасть Педагог хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям:                                                                                Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки!
Ладушки-ладошки
Звонкие хлопошки!
Где вы бывали?
Что вы видали?                                                                                                                                                       Рылись мы в песочке,
Пекли пирожочки.
Вот-так, вот-так
Пекли пирожочки.

Воспитатель проводит игру со всеми детьми в подгруппе и вызывая ответные действия произносит слога: «Ладушки-ладушки! Ла-ла-ла. Где были? – У бабушки! Ба-ба-ба…»               III часть Игра «Прятки». Прячьте разные игрушки на глазах детей так, чтобы была видна часть предмета. Попросите найти вещь.

Варианты:

А) Потешку можно взять с другой вариацией и выполнять действия руками детей:

Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки!

Что ели?- Кашку.

Что пили? -Бражку.

Попили, поели,

Чу – полетели.

На головку сели,

Кыш- улетели.
Чу и кыш, надо выделять голосом, побуждая детей к звукоподражанию.

Б) Воспитатель берёт детей по очереди на колени и читает потешку, выделяя голосом звукоподражания:

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Две собаки у порога

Нам сказали очень строго:

- Ав-ав-ав! Гав-гав-гав!

В) Воспитатель загибает пальчики детей по очереди, проговаривая потешку:

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — (Ванечка и т. д.)

В конце воспитатель проговаривает повторно слоги: «ма», «ба», «па», «де».

Г) Воспитатель читает стихотворение и демонстрируя игрушки обыгрывает его, выделяя голосом звуки: 

На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке - пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!

Д) Воспитатель демонстрирует подвижные игрушки «паровоз», «цыплёнка» и другие такого же типа. Показ игрушки воспитательница сопровождает пояснениями, например: «Посмотрите, это паровоз? Что он делает? Он едет. Ту-ту (или У-у-у)».

Игрушки периодически нужно менять. Игры можно брать любые в которых есть действия и звукоподражания.

Усложнения: Сначала выполнять действия руками детей, а затем по показу. В начале воспитатель произносит звукосочетания, которые есть в лепете ребёнка, а затем вводит новые.

Литература:

1. Картотека игр по формированию «Образа Я» ttps://www.adou.ru/conferences

2. Картотека потешек.

3. Картотека артикуляционной гимнастики.

4. Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. — М. : Издательство МАЗАЙКА-СИНТЕЗ 2014г.

5. allforchildren.ru/poetry/toys157.php

6. ladushki.ru/poteshki/Palchiki/

7. "Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста", под ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985 г.

8.http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213097/

Конспект игры на развитие понимания речи, подражание звукам и действиям.

По теме «Кто как кричит».

Составила: Силантьева Н.В.

Возраст: с 9 мес. до 12 мес.

Программное содержание: Продолжать развивать активную речь. Учить подражать новым словам (10 месяцев), пользоваться облегченными, обозначающими названия знакомых предметов и действий и первыми полными словами.

Материал: Красивая коробка, юла; платок, собачка; корзинка, кошка; машина.

Ход:

I часть Артикуляционная гимнастика по возрасту (см. картотеку).

IIчасть Воспитатель сажает ребёнка на ковёр и достаёт красочную коробочку, он потряхивает её: «Ой, там что-то стучит. Что же там? Это юла (воспитатель несколько раз повторяет слово побуждая ребёнка повторять, сначала по подражанию. Затем самостоятельно)» Заводит юлу. Посмотри, как она прыгает: прыг-прыг. И гудит у-у-у. Бух- упала (воспитатель несколько раз повторяет слово побуждая ребёнка повторять, сначала по подражанию, затем самостоятельно)». Игра повторяется, далее воспитатель предлагает ребёнку поиграть, заводит юлу его рукой, постоянно, во время действий проговаривая: прыг-прыг. И гудит у-у-у. Бух- упала.

III часть «Волшебные стаканчики»: воспитатель берёт3 прозрачных стаканчика, ставит перед ребёнком, а в один из них кладёт игрушку. И предлогае ребенку найти предмет.

Варианты: А) Воспитатель накрывает игрушку платком и предлагает посмотреть кто под ней спрятался: «Это собачка: ав-ав.

К нам пришла собачка.

Умная собачка.

С Сашенькой (имя ребёнка) играет,

Очень громко лает:

Ав-ав-ав.

Воспитатель несколько раз повторяет звукоподражание побуждая ребёнка повторять, сначала по подражанию, затем самостоятельно.

Б)- А посмотри какая корзиночка стоит. А кто сидит в корзинке? - воспитатель показывает, как кошка вылезает из корзинки: сначала появляется хвост и уши, затем кошка ставит лапки на край корзинка и наконец выпрыгивает мяукая. Воспитатель предлагает ребёнку погладить кошку, взять её на руки, рассмотреть. Пока ребёнок знакомится с игрушкой воспитатель несколько раз произносит звукоподражания: «Киса. Киса-мяу-мяу (воспитатель несколько раз повторяет слова побуждая ребёнка повторять, сначала по подражанию, затем самостоятельно)». Потом воспитатель поёт песенку:

Киска к Саше (имя ребёнка) подошла.

Молочка просила,

Молочка просила,

«Мяу,- говорила,-

Мяу-мяу-мяу».

Далее воспитатель прячет кошку в корзину: Где киса? Вот. Как киса говорит. Мяу-мяу.

В) воспитатель сажает ребёнка на машину и катает по группе припевая:

Машина, машина

Куда ты идёшь?

Машина, машина

Кого ты везёшь?

Затем воспитатель останавливается и наклоняясь к ребёнку произносит: би-би-би (воспитатель несколько раз повторяет слова побуждая ребёнка повторять, сначала по подражанию, затем самостоятельно).

Далее всё повторяется после каждого куплета:

Ты нас покатай!

Машина, машина

Быстрей поезжай!

Машина, машина

Ты всех обгони.

Машина, машина

Направо сверни!

Машина, машина

Вези нас домой.

Машина, машина

Приехали! Стой!

Машина, машина

Усложнения: игру можно разнообразить, предложив ребёнку самому катать игрушки в машине с помощью воспитателя.

Литература:

1. Картотека игр по формированию «Образа Я» ttps://www.adou.ru/conferences

2. Картотека потешек.

3. Картотека артикуляционной гимнастики.

4. Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.

5. "Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста", под ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985 г.

6.http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213097/

7. http://san-teremok.ucoz.ru/publ/konsultacii/artikuljacionnaja_gimnastika/1-1-0-3

Конспект игры на развитие понимания речи, подражание звукам и действиям.

По теме «Наши ручки». «Вот какие глазки».

Составила: Силантьева Н.В.

Возраст: с 9 мес. до 12 мес.

Программное содержание: Понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, отличающиеся по разным признакам. Формировать умение показывать основные части собственного тела и части тела куклы. Формировать способность понимать речь взрослого, знать свое имя и откликаться на него (9 месяцев).

Материал: Кукла.

Ход:

I часть Артикуляционная гимнастика по возрасту (см. картотеку)

IIчасть Воспитатель достаёт из-за спины куклу: «Вот кукла-Ляля! Куколка умеет танцевать-вот так (наклоняет куклу вправо-влево). Кукла пляшет айда (воспитатель несколько раз повторяет слово побуждая ребёнка повторять, сначала по подражанию. Затем самостоятельно). Предлагает малышу тоже потанцевать: ай-да.

-А ещё у куколки есть глазки. Вот они. Куколка умеет закрывать и открывать их. Вот так (показывает, как кукла закрывает глаза сам, затем совместно с ребёнком, далее ребёнок самостоятельно). После действия, воспитатель прячет куклу: «Где Ляля? Нет. Вот Ляля. Кто это Ляля. Где у Ляли глазки? Что это глаза (воспитатель несколько раз повторяет слова и показ побуждая ребёнка повторять и показывать, сначала по подражанию. Затем самостоятельно)».

III часть Игра на развитие мелкой моторики (см. картотеку).

Варианты: А) Взрослый начинает выполнять игровые действия, чтобы заинтересовать ребёнка: берёт куклу заворачивает её в простынку: Наша Ляля хочет спать- бай-бай. Что хочет Ляля бай-бай. Давай покачаем Лялю (сначала с воспитателем, затем по подражанию и далее самостоятельно ребёнок выполняет действия и подговаривает. Через некоторое время поворачивает куклу). Проснулась Ляля. Увидела Сашу (имя ребёнка) и хочет с ним поздороваться (даёт руку куклы в руку ребёнку). Здравствуй, Саша (имя ребёнка) Ляля дала тебе свою ручку, и ты дай ей свою руку. Здравствуй, Ляля. Вот Ляля проснулась и встаёт на ножки. Вставай, Ляля, на ножки. Ляля встала на ноги. Вот ноги у куклы, а вот у Саши. Где ноги у куклы, а где у тебя, покажи (сначала с воспитателем, затем по подражанию и далее самостоятельно ребёнок выполняет действия)? Вот ноги они ходят топ-топ. Ляля ходит топ-топ (сначала с воспитателем, затем по подражанию и далее самостоятельно ребёнок подговаривает) и мы пошли по дорожке. Вот наши ножки идут топ-топ.

Б) Такие же занятия следует проводить с разными игрушками: с разными куклами, мишками.

Усложнения: Можно взять на занятие сразу две игрушки. Две разные куклы или два различных медведя или куклу и медведя.

Литература:

1. Картотека игр по формированию «Образа Я» ttps://www.adou.ru/conferences

2. Картотека потешек.

3. Картотека артикуляционной гимнастики.

4. Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.

5. "Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста", под ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985 г.

6.http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213097/

7. http://san-teremok.ucoz.ru/publ/konsultacii/artikuljacionnaja_gimnastika/1-1-0-3

Конспект игры на развитие понимания речи, подражание звукам и действиям.

По теме «Игрушка и картинка»

Составила: Силантьева Н.В.

Возраст: с 9 мес. до 12 мес.

Программное содержание: Формировать умение узнавать на картинке знакомый предмет, называть его облегченным словом. Вызывать эмоциональный отклик на художественное оформление картинок.

Материал: Для занятия используется изображение любого, но только одного и обязательно хорошо знакомого по внешнему виду и слову предмета или животного. Желательно, чтобы это был объект, который обычно привлекает внимание ребенка и вызывает оживленные возгласы, например, кошка, собака, кукла и т.п. Нужно взять картинку размером примерно 8x20 см. Изображение должно быть яркое, четкое, на контрастном одноцветном поле и сделанное только на одной стороне.

Ход:

I часть Артикуляционная гимнастика по возрасту (см. картотеку)

IIчасть Воспитательница берет ребенка на колени или садится близко от него (рядом или напротив) и показывает картинку. Повторяет 3-4 раза с небольшими паузами название объекта, изображенного на картинке, например: "Кс-кс, вот кс-кс, посмотри, киса". Увидев, что внимание ребенка привлечено к изображению, воспитательница неожиданно прячет картинку за спину или поворачивает обратной стороной и говорит: "Нет кс-кс. Где киса? Нет кисы", стараясь вызвать у ребенка реакцию на исчезновение картинки. Потом она снова неожиданно показывает картинку, сопровождая ее появление эмоциональными возгласами "а-а.." и словами "вот киса... киса..."

Выждав момент, когда ребенок посмотрит на изображение, воспитательница спрашивает: "Где киса?" - и сама после небольшой паузы отвечает, показывая рукой на изображение: "Вот киса... киса...". Потом просит: "Танечка, покажи, где киса?" - и рукой ребенка показывает на изображение, говоря при этом: "Вот киса... киса..."

Показ и прятанье картинки в сопровождении соответствующих слов повторяются 2-3 раза. Занятие следует закончить, спрятав картинки: "Нет кисы". Если ребенок захочет еще раз увидеть картинку, покажите ее.

Названия изображений нужно выговаривать медленно, с небольшими паузами (это облегчает слуховое восприятие ребенком отдельных слов), в соответствии с действиями и поведением ребенка. При появлении и исчезновении картинки нужно менять интонацию голоса, добиваясь его яркой, эмоциональной выразительности.

III часть Проводиться игра «Догоню»: воспитатель делает вид, что гонитесь за ребёнком, радостно восклицая: «Догоню, догоню! » Ребёнок ползет быстрей и быстрей, а воспитатель все равно догоняет его, берёт на ручки и подбросите вверх.

Варианты: А) Воспитатель достаёт петушка.

Воспитатель: кто это? Петушок-кукареку. Где петушок? Вот (воспитатель сначала сам показывает пальцем ребёнка на картинку пока ребёнок не станет делать это сам). Петушок ходит, кукарекает, клюёт зёрнышки.

Воспитатель: ой, петушок убежал. Но что это на полу. Это картинка, а на ней петушок нарисована. Это петушок. Где петушок (показывает на картинку пальцем)? Вова, кто это? Кукареку (показывает петушка пальцем и называет) А где петушок, Вова? Вот (ставит картинку на подставку и просит показать петушка на картинке, говоря «вот».)

Воспитатель: а это кто? (из-за картинки показывается игрушечный петушок). Петушок. (воспитатель ставит рядом игрушку и картинку). Это петушок-кукареку и это петушок-кукареку. Воспитатель показывает пальцем ребёнка то на картинку, то на игрушку: Это Кукареку. Вот кукареку. Где петушок-кукареку.  А сейчас петушок хочет с тобой поиграть. Б) На следующих занятиях берутся другие известные ребёнку игрушки.

Усложнения: Воспитатель рассматривает с ребёнком книжку с картинками, рассказывает ребёнку о них (это кукла Ляля, она умеет танцевать- ай-да, петь-ля-ля-ля; это машина она ездит-би-би-би…), просит ребёнка показать где Ляля, машинка или спрашивает: кто это?

Литература:

1. Картотека игр по формированию «Образа Я» ttps://www.adou.ru/conferences

2. Картотека потешек.

3. Картотека артикуляционной гимнастики.

4. Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.

5. "Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста", под ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985 г.

6.http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213097/ 7. http://san-teremok.ucoz.ru/publ/konsultacii/artikuljacionnaja_gimnastika/1-1-0-3

Конспект игры на развитие понимания речи и ориентировки в окружающем. 

(Игры-занятия с подгруппой детей.)

По теме «Дай»

Составила: Силантьева Н.В.

Возраст: с 9 мес. до 12 мес.

Программное содержание: Расширять ориентировку в окружающем. Закреплять умение выполнять простые поручения. Способствовать укреплению дружелюбного отношения к взрослым и детям. Формировать предпосылки эстетического отношения к игрушкам и предметам.

Материал: Корзинка, мячи; кошка, погремушки; кукла, чашка, машина.

Ход: I часть Игра на формирование «Образа Я» по возрасту (см. картотеку)

IIчасть Воспитатель показывает детям корзинку с мячами, дети трогают их, рассматривают.

Воспитатель берёт мяч. Ударяет им по полу и читает стихотворение:

Ай да мячик, ай да мячик!

Как легко, легко он скачет.

Прыг-скок, прыг-скок.

Покатился в уголок!

Затем воспитатель высыпает мячи на пол и просит детей принести их ему: Саша, дай мне мяч. Света, дай мне мяч. Сначала воспитатель сам выполняет поручение, показывает жестом и говорит: «Дай мяч» и сам даёт ребёнку мяч. Постепенно дети учатся выполнять поручения по показу, а затем и по слову.

III часть Игра «Ищи» (дети с воспитателем ищут спрятанную сначала у них на глазах, а затем и тайно игрушку).

Варианты: А) Воспитатель показывает детям кошку: ребята, к нам в гости пришла киса – мяу. Давайте с ней поздороваемся. Здравствуй, Серёжа… Посмотрите, что киса нам принесла. (воспитатель достаёт погремушки, раздаёт их детям, при этом называет имя и говорит «на, возьми» потом просит детей позвенеть погремушками.) После задания воспитатель собирает погремушки, говоря: «дай, Алина…»)

Воспитатель: посмотрите, киса нам барабан принесла. Вова, поиграй на барабане, а теперь ты Лиза…

Б) Воспитатель подходит с ребёнком к кукле, имитируя её плач: «Уа-уа-уа! Ляля, почему ты плачешь. Ты хочешь есть-ам-ам. Успокойся Ляля, сейчас мы покормим тебя (воспитатель подносит чашку к кукле: на пей, затем те же действия предлагает произвести и ребёнку, говоря: напои куклу).

Далее педагог предлагает покатать куклу на машине, походить с ней, покачать её. Воспитатель даёт ребёнку чёткое задание: покатай, покачай, походи (в начале все действия выполняются совместно, затем по показу и по слову).

Усложнения: Брать можно любые знакомые ребёнку игрушки. Задания могут быть такими: покатай мяч, кати ко мне, найди куколку, покорми собачку…

Литература:

1. Картотека игр по формированию «Образа Я» ttps://www.adou.ru/conferences

2. Картотека потешек.

3. Картотека артикуляционной гимнастики.

4. Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. — М. : Издательство МАЗАЙКА-СИНТЕЗ 2014г.

5. "Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста", под ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985 г.

6.http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213097/

Конспект игры на развитие понимания речи и ориентировки в окружающем. 

(Игры-занятия с подгруппой детей.)

По теме: «Мишки веселятся».

Составила: Силантьева Н.В.

Возраст: с 6 мес. до 9 мес.

Программное содержание: Поддерживать желание детей подражать отдельным звукосочетаниям при показе действий со знакомой сюжетной игрушкой: ав-ав— собачка лает, ам-ам— собачка ест. Способствовать хорошему настроению детей, дружелюбному отношению к сверстникам.

Материал: 

Ход:

I часть Игра на формирование «Образа Я» по возрасту (см. картотеку)

IIчасть Воспитательница говорит: «К нам в гости пришёл Мишка. Вот какой! (дети разглядывают, трогают медведя). Мишка рычит: у – у – у (воспитатель побуждает детей подражать). А у Мишки есть ножки, вот они. Потрогайте. Мишка ходит: топ – топ? Вот так (каждый ребёнок трогает ножки и с помощью воспитателя ходит). А Мишки есть ручки. Вот ручки (Мишка здоровается с детьми). У Мишки есть голова? Погладим Мишку по головке? Вот так (дети гладят Мишку по головке приговаривая «вот так»).

III часть Игра «Прятки». Накиньте на личико детей по очереди тоненький платочек. Весело спросите: «Где … (имя)?» Затем загляните под пеленку и радостно воскликните: «Вот (имя) …!»

Усложнения: Воспитатель: ой! Кто это у нас? Мишка! У – у – у. – рычит Мишка (воспитатель побуждает детей подражать). Мишка пришёл к нам не один с кем пришёл Мишка? Посмотрим! (из мешочка достаёт всем детям медведей) Это друзья Мишки. Вот тебе Мишка Вова, и Владику – Мишка, и Лизе – Мишка, и Серёже – Мишка. Вот какие Мишки. Мишка ходит: топ – топ? Вот так (каждый ребёнок трогает ножки и с помощью воспитателя ходит). Воспитатель: ой Мишка бах упал! Погрозим Мишке пальчиком: но – но – но (воспитатель побуждает детей подражать и помогает детям сделать то же). Не балуй Мишка. Миша устал, хочет спать (воспитатель баюкает медведя, сопровождая словом бай и звуками а – а – а и помогает детям сделать то же).

Варианты: аналогично проводятся игры и с другими игрушками.

Литература:                                                                                                                                                            1. Картотека игр по формированию «Образа Я» ttps://www.adou.ru/conferences                                            2. Картотека потешек.                                                                                                                        3. Картотека артикуляционной гимнастики.                                                                                   4. Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. — М. : Издательство МАЗАЙКА-СИНТЕЗ 2014г.

5. "Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста", под ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985 г.

6.http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213097/

Конспект игры на развитие понимания речи и ориентировки в окружающем. 

(Игры-занятия с подгруппой детей.)

По теме «Уложите куклу спать»

Составила: Силантьева Н.В.

Возраст: с 9 мес. до 12 мес.:

Программное содержание: Показывать сюжетные игрушки. Побуждать детей выполнять поручения. Способствовать укреплению дружелюбного отношения к взрослым и детям. Формировать предпосылки эстетического отношения к игрушкам и предметам.

Материал: Кукла, кукольная кровать, одеяло, стул; кукла, кукольная тарелка, ложка, чашка и салфетка; игрушка-петушок, тарелочка или мисочка, зерна; игрушечная собачка, чашечка или мисочка; птичка из картона на резинке или ниточке; таз, кувшин с водой, уточка, тарелочка, полотенце.

Ход:

I часть Игра на формирование «Образа Я» по возрасту (см. картотеку)

IIчасть Воспитательница сидит перед ребенком за детским столом. Она ставит на стол кукольную кроватку с постельными принадлежностями, показывая и называя каждый предмет: "Смотри, это кроватка, вот одеяло, простынка, а это стул". Показывает куклу: "Ляля хочет спать. Иди, Ляля, спать на кроватку. Я сейчас раздену Лялю". Снимает с куклы одежду и кладет ее на стульчик. Укладывает куклу на кровать, накрывает одеялом, баюкает, приговаривая: "Бай-бай, спи, Ляля, спи". Предлагает малышу баюкать Лялю, поглаживая ее, приговаривая: "Бай-бай, спи, Ляля, спи". Если ребенок не говорит и не действует, взрослый гладит куклу рукой ребенка, приговаривает, вызывая ребенка на повторение слов. "Наташа, скажи: бай-бай, Ляля; спи, Ляля".

III часть «Волшебный пакетик»: Воспитатель кладёт игрушку в прозрачный полиэтиленовый пакет, затем даёт ребёнку – пусть он попытается освободить предмет.

Варианты: А) Ребенок садится напротив взрослого за детским столом. Воспитательница знакомит малыша с куклой и предметами для ее кормления. "Смотри, кто к нам пришел. Это Ляля". Ляля кланяется. Воспитательница подносит куклу к ребенку, чтобы поздороваться. Для этого она вкладывает ручку куклы в руку ребенка. "Здравствуй, Наташа" и т.д. Рукой ребенка гладит куклу по голове, приговаривая: " Ляля, хорошая Ляля, здравствуй, Ляля". Делает акцент на слове "Ляля". Воспитательница сажает куклу перед ребёнком, сопровождая свои действия словами: "Я посажу Лялю и дам Ляле чашку. На, Ляля, пей». ". Подносит чашку ко рту куклы несколько раз: "На, Ляля; пей, Ляля. Ляля попила. Вытри ротик, Ляля. На салфетку".

Усложнения: Воспитательница сажает куклу перед ребёнком, сопровождая свои действия словами: "Я посажу Лялю и дам Ляле кашу. Вот тарелка, вот ложка. На, Ляля. Кушай, Ляля, кашу". Подносит ложку ко рту куклы несколько раз: "На, Ляля; кушай, Ляля, кашу. Ах, какая вкусная каша. Ляля съела кашу. Ляля сыта. Вытри ротик, Ляля. На салфетку".

Варианты: Б) Воспитательница садится напротив ребенка. Она внезапно достает из-под стола петушка и говорит "ку-ка-ре-ку" несколько раз. "Кто это? Это Петя-петушок. Как он кричит? Петя хочет кушать. Вот тарелочка. Иди, Петя, иди, на, кушай. Петушок клюет. Лида, дай Пете кушать". Ребенок берет в руки петушка и дает ему поклевать из тарелочки, воспитатель помогает.

В) Воспитательница показывает малышу игрушечную собачку. "У меня собачка, я ее люблю, хорошая собачка. Вова, подойди, погладь собачку. Скажи: ав, собачка, ав". Ребенок повторяет. "Вот как собачка ходит: топ-топ. Петя, подойди, покажи, как собачка ходит". Дает собачку в руки Пете или его рукой передвигает собачку, приговаривая: "Топ-топ-топ"; вызывает у ребенка повторение этого слова. "Вот как собачка ходит, побежала, побежала". Воспитательница двигает собачку быстрее и прячет за спину. "Нет собачки. Где собачка? Нет собачки, убежала".  Воспитательница подражает лаю собаки и снова показывает игрушку, а затем оживленно говорит: "Вот собачка. Как она лает? Ав-ав. Она хочет кушать. Надо ей дать кашки". Ставит перед ней мисочку и тычет носом собачку в мисочку. "Петя, покорми собачку. Дай собачке каши. Как кричит собачка? Собачка сыта. Убежала собачка".

Г) Аналогично можно проводить занятие с другими игрушечными животными.

Д) Воспитательница говорит: "Птичка прилетела" и показывает малышу летящую птичку. "Смотри. Птичка, птичка летает. Полетела, полетела". Дергает за резинку, птичка двигается. Прячет птичку. "Нет птички. Позовем птичку. Лети, лети, птичка, к нам! Прилетела, прилетела птичка; птичка хочет кушать. Птичка кушает. Опять полетела, полетела. Вовочке на головку села. Чик-чирик. Опять клюет. Улетела птичка. Нет птички".

Е) Воспитательница берет таз с водой и мешочек, в котором спрятаны уточки. "Смотри. Буль-буль, водичка. Какая теплая водичка. Ну-ка, Леночка, подойди, опусти руку, теплая водичка. Вытри руку". Вытирает полотенцем руку ребенка. "Смотри, кто к нам пришел. Уточка-утя". Опускает в воду уточку, делает кругообразные движения по воде рукой, чтобы уточка передвигалась. "Кто это плавает? Утя-уточка плавает". Побуждает ребёнка повторять. "Вот еще утя. Пустим ее поплавать". По очереди опускает остальных уток. "Вот еще пришли к нам уточки. Смотри, как они плавают. А теперь вынем уточек и вытрем их". "Хочешь покормить уточек? Смотри, как я буду кормить". Наклоняет уточку к тарелке и делает клювом движение. "На, утя. Лена, подойди, покорми свою уточку". Уточка клюет. "Скажи: на, утя, на".

Литература:

1. Картотека игр по формированию «Образа Я» ttps://www.adou.ru/conferences

2. Картотека потешек.

3. Картотека артикуляционной гимнастики.

4. Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. — М. : Издательство МАЗАЙКА-СИНТЕЗ 2014г.

5. "Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста", под ред. С.Л.Новоселовой; М., 1985 г.

6.http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213097/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...