Ознакомление с малыми фольклорными формами.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Чугина Полина

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx6.71 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад 3 «Светлячок»
г. Москва, г.о Троицк

Конспект занятия
Ознакомление с малыми фольклорными  формами
Средняя группа

Подготовила : Чугина  Полина Евгеньевна
Задачи:
 Познакомить с жанром загадки, развивать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
   Познакомить с жанром скороговорки и чистоговорки, их назначением.
 Объяснить назначение и особенности колыбельных.
Организационный момент:

Все расселись по местам, никому не тесно
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде, 
На занятиях, в игре, 
Смело, четко говорим 
И тихонечко сидим.

Воспитатель: Мы сегодня с вами познавкомимсяс малыми фольклорными формами. И первой фольклорной формой будет  - загадка.
Загадка - это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.

Воспитатель: 
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет, 
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла…

Ответы детей: (Весна)

Воспитатель: Перечислите пожалуйста характрные признаки весны из этой загадки.
Ответы детей...

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответы детей:(Подснежник)

Воспитатель: Как вы поняли, что это подснежник?

Ответы детей: ...
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?
Ответы детей: (Дождь)

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
— Заглянул к нам месяц…
Ответы детей: (Март)

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
— В гости к нам пришёл…
Ответы детей: (Апрель)
Воспитатель: О каком весеннем месяце у нас с вами не было загадки.

Ответы детей: ...

Пальчиковая гимнастика:  
«Весна»
Солнца луч скользнул в окошко     (сжимаем и разжимаем пальцы)
Я зажму его в ладошках                 (соединяют руки в «замочек»)
Аккуратно ,чуть дыша,        (
смотрят в ладони, чуть приоткрыв их )
Спячу в ларчик малыша.     (
закрывают ладони и убирают под стол)
И тихонько шаг за шагом                     («
шагают» пальчики по столу)
Маме отнесу бродягу.         (
сжимают руки и вытягивают их в перед)
Воспитатель:  Вторя малая фольклорная форма с которой мы сегодня с вами познакомимся - это "чистоговорки" и "скороговорки".
Чтобы правильнои четко произносить, все звуки и слова нам обязательно нужны «чистоговорки» и « скороговорки».
«ВЕСНА»
НА – НА – НА - наступила вновь весна               
НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы    весне                                                 
ОЙ – ОЙ – ОЙ - мы счастливы весной                                                  
НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне
ХИ – ХИ – ХИ - о весне с стихи
ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло                                                              
НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну                                                  
КО – КО – КО - солнце светит высоко
ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи   
ГА – ГА – ГА - растаяли снега                         
УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки                                    
ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи                                                      
КА – КА – КА - в небе облака 
ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди

Воспитатель: это была чистоговорка, а сейчас потренируемся с вами в правильном произнесении скороговорок.
" Я люблю сны, где звон весны"
"Летит скворец, зиме - конец!
Две синицы прилетели на сосну.
Две сестрицы засвистели про весну.
Скворцы и синицы - веселые птицы."
Скороговорки проговаривают сначала медленно, затем ускоряют темп.
Воспитатель: Чистоговорки и скороговорки - помогают детям, научится правильно говорить,
Физ. минутка:
"
Весна идет"
На орех взобрался Мишка  (
имитируют движения как медведь карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна      ( ладошку ко лбу "козырек")
Смотрит на холмы и крыши   (
руками выполняют волнообразные движения "холмы", соединяют руки над головой "крыша")
Не идетли к нам весна?       (ходьба на месте)
За деревней, за долиной     (
повороты вправо, влево)
Где прозрачен небосвод     (
показать руками небо)
Клин увидев журавлинный (
показать взмах крыльев)
Закричал "Весна идет!"       (
поднять руки в верх, радостно улыбнуться "весне")
Воспитатель: Третья малая фольклорная форма , вам всем хорошо знакома.
Поет отрывок колыбельной для Умки.
"Ложкой снег мешая
Ночь идет большая
Что же ты, глупышка, не спишь
Спят твои соседи
Белые медведи
Спи скорей и ты, малыш.
Вы догадались что это такое?
Ответы детей:...

Воспитатель: Колыбельная песня - это песня исполняемая матерью при укачивании ребенка.
А какие колыбельные поют вам ваши мамы?
Ответы детей:...
Рефлексия.

Воспитатель: Давайте, вспомним, что мы  сегодня с вами делали, с какими малыми фольклорными формами познакомились?

Ответы детей:...
А что вам больше всего понравилось?
Ответы детей:...

Воспитатель: Молодцы ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с малыми фольклорными формами

Уважаемые коллеги!На протяжении многих лет я углубленно работаю над формированием у детей духовно-патриотических чувств: любви к малой родине, к кубанскому краю. Многонациональная кубанская земля имее...

"Ознакомление с малыми фольклорными формами"

Конспект занятия для средней группы...

"Ознакомление с малыми фольклорными формами"

Конспект занятия для средней группы...

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине  и   Отечестве,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смыс...

Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные)»

1. Конспект занятий "Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные) предназначен для того, чтобы познакомить с жанром загадки, помочь детям отгадывать загадки, построе...