Конспект НОД средняя группа "Расскажем о весне"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Елена Юрьевна Постникова

"Систематизировать знания детей о характерных признаках весны, особенностях поведения птиц и животных. Формировать у детей интерес к игре-драматизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_rasskazhem_o_vesne.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи «Расскажем о весне»   Средняя группа

        Цель:  уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, особенностях поведения птиц и животных. Формировать у детей интерес к игре-драматизации.

        Задачи:

        Образовательные:

- закрепление представлений о весне и ее приметах;

- расширять словарный запас по лексической теме «Весна»;

- упражнять в подборе слов антонимов; подборе существительных к глаголам по теме "Весна";

- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

        Развивающие:

- развивать связную речь;

- развивать речевую коммуникацию, зрительное и слуховое внимание, фонематический слух;

- способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;

        Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

        Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

.        Материалы и оборудования: конверт с письмом, запись весенней музыки, костюмы зверей и птиц для инсценировки, игрушки медведицы с медвежонком, дом "Совы", елка, берлога.

        Словарная работа: ветка-веточка, солнце-солнышко, дерево-деревце, лист-листочек, ручей-ручеёк, лужа-лужица, туча-тучка, трава-травушка, цветок-цветочек, птица-птичка, жук-жучок, дождь-дождик; вьют гнёзда, ледоход, сугроб, проталина, просыпается от спячки, сосулька, перелетные птицы.         

        Предварительная работа: беседы о весне, рассматривание картин известных художников и сюжетных картин о весне, наблюдения в природе, дидактическая игра «Когда это бывает?», словесная игра «Скажи ласково», гимнастика для глаз, физкультминутка "Весна идет", чистоговорка «Весна пришла», кинезиологическое  упражнение "Снеговик".

Ход непосредственной образовательной деятельности

I.  Организационный момент.

Приветствие друзьям, взрослым!

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо, отгадайте от кого.

Он приходит

В зимний вечер

Зажигать на ёлке свечи.

Бородой седой оброс,

Кто же это?

Предварительные ответы детей: Дед Мороз!

Воспитатель: Конечно, это Дед Мороз!

Воспитатель: Дед Мороз пишет, что ни разу не видел весны. Помните мы с вами смотрели мультфильм «Дед Мороз и лето», где дети знакомят Дедушку с летом. С летом он познакомился, а про Весну - красну ничего не узнал.

Звучит музыка из мультфильма «Дед Мороз и лето», входит Дед Мороз.

Воспитатель: Здравствуй,  Дедушка Мороз. Очень рады встрече с тобой. Получили мы от тебя письмо и с радостью познакомим  с весной. Ребята, давайте расскажем Дедушке, что такое весна. Согласны? Предварительные ответы детей: Да!         

Воспитатель: Ребята, а зиму с весной вы точно не перепутаете?

Предварительные ответы детей: Нет! Не перепутаем!

Игра "Зима - Весна"

Воспитатель: Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни короткие, а весной (длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной (яркое).

Зимой небо серое, а весной (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной (высокое).

Всё правильно ответили, молодцы. 

Игра  "Весна идёт"
Раньше был сугроб до крыши, (Поднимаем руки вверх)
А теперь всё ниже, ниже.
Оседает, оседает,
А потом совсем растает. (Опускаем руки и приседаем)
Солнышко сильнее греет, (Руки вверх, растопыриваем пальцы)
Растопить весь снег сумеет.
Побегут ручьи везде.
Всё окажется в воде. (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
Все деревья вдруг проснулись (Потягиваемся)
И от снега отряхнулись. (Показываем: деревья стряхивают снег)
Пробудились ото сна.
Это к нам идёт весна! (Руки в стороны: радостно встречаем весну)

Воспитатель:  Дети приглашаю вас посмотреть, а что происходит в лесу с природой. Фильм "Весна идет".

Воспитатель: Вот и лес проснулся от зимнего сна. Проснулись и все звери в нашем лесу.

Где весна?

Ведущий: Расспросим мы у всех зверят,
Как привести Весну в наш сад!
Зверята, детям помогите,
Весну скорее отыщите!

        Мишка: Зачем меня вы разбудили?
И про Весну зачем спросили?
Всю зиму я в берлоге спал,
Весны пока я не видал!

        Лиса: Я много бегаю по лесу,
Ищу поесть деликатесу...
Но я Весну и не видала
Она, как видно, опоздала!

        Волк: Я тоже бегаю по лесу.
Весну я жду из интересу!
Устал я бегать по снегам,
Зимою холодно ногам!

        Белка: Весь день по веточкам скакала,
Весны я сверху не видала.
Её я жду не для потехи!
В дупле кончаются орехи!

        Дятел: Спросите лучше у Совы,
У этой умной головы!
А я все мысли простучал!
От стука- в голове аврал!

        Синица: Скорей вам надо торопиться,
Идите к дому мудрой птицы,
По тропке километра два,
А там написано "Сова"

        Галка: А я хорошая гадалка,
Лесная птица-тётя Галка!
А про Весну я все, все знаю!
Хотите я вам погадаю!

        Ведущий: Нет-нет, не верим мы в приметы,
Доверья к предсказаньям нету.
К Сове с ребятами идём,
Ты покажи её нам дом!

        Сова: Я тут, я вас прекрасно слышу!
И ваш вопрос уже предвижу!
Танцуйте! Громко запевайте!
Весну вы в гости зазывайте!
А я её потороплю!
Признаюсь, я её люблю!

Звучит музыка весны.

        Весна: Здравствуйте, друзья!

       А вот и я – Весна – красна!

        Воспитатель: Пришла весна. Природа проснулась от зимней спячки, освободилась от тяжелой зимней одежды. Всех радуют такие изменения.

-Ну, Весна, как дела?

-У меня уборка.

-Для чего тебе метла?

-Снег смести с пригорка.

-Для чего тебе ручьи?

-Мусор смыть с дорожек.

-Для чего тебе лучи?

-Для уборки тоже.

Я лужайку подсушу.

Вас на праздник приглашу!

        Воспитатель: Ребята, пока Весна - красна не растопила последний снег, предлагаю поиграть в снеговика.

        Игра кинезиологическая "Снеговик"

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Воспитатель: Продолжим нашу прогулку по весеннему лесу, здесь много еще интересного. Натыкаются на снежный холмик. А это что за чудо?

Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.

Воспитатель:   Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте-ка разбудим его.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла– ла к нам весна пришла.        Хлопают в ладоши.
Ло-ло-ло в лесу тепло.                      Сжимают и разжимают пальцы.
Пель-пель-пель– капает капель.    Ударяют указательным пальцем по ладони. 
Ля-ля-ля расцветай, земля!               Делают “фонарики”.
Леть-леть-леть просыпайся, медведь! Топают ногами.

        Воспитатель: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежонком. Где здесь мама, а где ее детеныш? Как вы поняли? (Мама большая, детеныш маленький.) Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.

У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.
У медведицы нос, а у медвежонка носик.
У медведицы уши, а у медвежонка ушки.
У медведицы лапы, а у медвежонка лапки. 
У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик. 
У медведицы спина, а у медвежонка спинка.
У медведицы живот, а у медвежонка животик.

         Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, рассказать пословицы о весне.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.

Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.

Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Воспитатель: Предлагаю рассказать приметы о весне.

Снег скоро тает и вода бежит дружно - к мокрому лету.

        Воспитатель: А я знаю примету о перелетной птице, послушайте.

 Кукушка стала куковать - мороза больше не видать.

        Воспитатель: Какие птицы прилетают весной?

Дети:  грачи, скворцы, ласточки, чижи, дрозды, соловьи, аисты, журавли.

        Воспитатель: Почему этих птиц называют перелётными?

Ответы детей.

Игра «У кого, кто?»

- У скворца - скворчонок;

- у грача - грачонок;

- у журавля - журавлёнок;

- у чижа - чижонок;

- у аиста - аистёнок;

- у дрозда - дроздёнок;

- у соловья - соловьёнок;

- у утки - утёнок.

Игра "Шаловливые сосульки"

Шаловливые сосульки     (Поднимаем обе руки вверх, пальцы складываем щепоткой, острием вниз)

Сели на карниз.           (Кладем левую руку на правую, как в школе)

Шаловливые сосульки    (Так же)

Посмотрели вниз.      (Кладем левую руку на правую, смотрим вниз)

Стали  думать, чем заняться? (Чешем голову то левой рукой, то правой)

«Будем каплями кидаться!».      (Поднимаем руки вверх, кистями вниз. Взмахиваем кистями рук одновременно)

 Целый день идет трезвон:   (Кистями рук рисуем в воздухе круг)

 Дили-дили, дили-дон!           (Взмахиваем кистями рук по очереди.)

Воспитатель: Ребятки, подумайте и скажите мне, каким бы цветом вы нарисовали весну?

Предварительные ответы детей: Желтым, красным, синим, голубым, розовым, зелёным.

Воспитатель: Давайте в подарок Деду Морозу сделаем красивую картинку о весне. Согласны? Приглашаю вас в группу для подготовки подарка нашему гостю.

III. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы рассказали Деду Морозу? Что вам запомнилось и понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия НОД "Весна идет, весне дорогу!"

Конспект открытого занятия "Весна идет, весне дорогу!"Цель: активизация мыслительных способностей детей через различные виды деятельности. Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах по хар...

Конспект НООД по рисованию «Весна идёт, весне дорогу!» (с использованием нетрадиционных техник)

Цель: развитие творческого воображения, выбор способов изображения и изобразительного материала в зависимости от передаваемого образа, формирование изобразительных умений и навыков детей в свобод...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Весна идёт, весне дорогу"

Цель:– учить  детей  составлять  гармоничную  цветовую  композицию,  передавая  впечатления  о  весне.  Закреплять  умение  принимать участи...

Конспект занятия на тему: «Весна, весна на улице».

Конспект занятия на тему: «Весна, весна на улице»....

Презентация к конспекту НОД по теме "Весна. Признаки Весны"

Непосредственно образовательная деятельность по теме «Весна. Признаки весны» проводится с детьми второй младшей группы, в рамках образовательной области  «Познавательное развити...