Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Слово. Словесный состав предложений"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Попова Ирина Владимировна

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Слово. Словесный состав предложений"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Слово. Словесный состав предложений"

Составила: воспитатель Попова Ирина Владимировна

Цель: Закрепление усвоенных детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по теме "Слово. Словесный состав предложений"

Задачи:

  • закрепить у детей понятие "слово", "предложение";
  • продолжать пополнять словарь детей, учить составлять предложения из 2-х, 3-х слов, составлять короткие рассказы;
  • закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
  • воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга;
  • воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь;
  • продолжать обучать составлению предложений по схеме;
  • закрепить знания детей о сказках и сказочных героях;
  • развивать чистоту речи посредством чистоговорок;
  • учить правильному согласованию числительных и существительных;
  • закрепить умение работать у доски;
  • поощрять активность и самостоятельность;
  • развивать внимание, память, логическое мышление.

Предварительная работа:

чтение сказок, просмотр мультфильмов, беседы по сказкам.

Материал:

  • клубок маленький и большой;
  • карточки для составления схемы предложений;
  • указка, мел, доска;
  • атрибуты к игре «Волшебный мешочек»;
  • конверты с заданиями
  • предметные картинки,

Ход занятия

1.  Организационный момент.

   ( Дети заходят в группу, встают полукругом ).

В:Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Д: Здравствуйте!

В: А как ещё можно поздороваться?

Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

2. Эмоциональная настройка.

  В: Какое у вас сейчас настроение?(Хорошее).

И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите , у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу из рук в руки).

Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь положим клубочек в волшебный мешочек, возьмитесь за руки и закройте глаза.

 Посмотрите, что стало с нашим клубочком?(достаю большой клубок).  Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.

В: Ребята, а вы любите сказки?

- А какие сказки вы знаете?

В: Ребята, как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?

Д: Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает.

В: А что будет, если у народа не будет сказок?

Д: Жизнь людей потускнеет, станет грустной, скучной, неинтересной, не будет чудес и не станет сказочных мультфильмов.

Игра «Скажи наоборот»

Грустно - весело

Скучно - интересно

Злой - добрый

Темно - светло

Громко - тихо

Большой - маленький

Умный - глупый

Черный - белый

В: Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.

Сейчас я проверю, как хорошо вы их знаете.

Игра «Волшебный мешочек»

В: В мешочке лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.

Вам нужно угадать, какому сказочному герою он принадлежит, из какой сказки этот герой.

1. Фонендоскоп (Доктору Айболиту из сказки «Айболит»)

2. Красная шапочка (Красной шапочке из сказки «Красная шапочка»)

3. Сапоги (Коту в сапогах из сказки «Кот в сапогах»)

4. Самовар (Мухе-Цокотухе из сказки «Муха-цокотуха)

5. Стрела (Царевне-Лягушке из сказки «О царевне – лягушке»)

6. Ключик (Буратино из сказки «Приключения Буратино»)

7. Гармошка (Крокодилу Гене из «Чебурашка»)

8. Палочка (сказочной Фее из сказки «Золушка»)

9. Мыло (Мойдодыру из сказки «Мойдодыр»)

10. Пирожки (Маше из сказки "Маша и медведь")

В: Какие вы молодцы, сколько сказок знаете.

В: А в сказках существуют не только сказочные предметы  и  герои,  но и волшебные цифры. Какие цифры чаще всего встречаются в сказках?

Вспомните названия сказок , в которых встречаются цифры (Волк и семеро козлят, Три поросенка, Три медведя, Три богатыря, Белоснежка и семь гномов)

В: Ребята давайте посчитаем  сказочных героев

Игра "Сосчитай до пяти"

(Согласование числительных с существительными)

Один гном, два гнома, три гнома, четыре гнома, пять гномов.

Один чебурашка, два чебурашки, три чебурашки...

Один колобок, два колобка, три колобка...

Один медведь, два медведя, три медведя...

Одна мальвина, две мальвины, три мальвины...

Один петушок, два петушка, три петушка...

Одна Белоснежка, две Белоснежки, три Белоснежки...

Один гном, два гнома, три гнома...

Одна золотая рыбка, две золотых рыбки, три золотых рыбки...

Один аленький цветочек, два аленьких цветочка, три аленьких цветочка.

Одна курочка ряба, две курочки рябы, три курочки рябы...

Воспитатель: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети: Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дидактическая игра «Сказочные чистоговорки».

В: А вот сейчас посмотрим, ребята, как вы четко и правильно умеете произносить слоги и слова. Повторяйте вместе со мной.

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.

Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит–ит – добрый доктор Айболит.

Са-са-са - в лесу бегает лиса.

Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.

 Ок-ок-ок - лису выгнал петушок.

Ру-ру-ру - лиса спряталась в нору.

Физкультминутка:

Выходите из-за столов, вставайте поудобнее.

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

В: Ребята, вы знаете уже много слов. А  что же такое предложение? (Слово или целый ряд слов, которые всегда связаны между собой по смыслу. При помощи предложения выражается законченная мысль)

Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

  1. Дед и бабка тянуть репка
  2. Яичко разбил мышка
  3. Золотая рыбка поймать дед
  4. Зайчик выгнать лисичка
  5. Добрый доктор сидит под деревом Айболит

В: Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

Составление предложений по схеме.

В: Ребята, перед вами лежат конверты, необыкновенные, сказочные, вскройте их и посмотрите, что лежит в каждом из них?

Д: разрезные картинки 

В: Правильно! В каждом конверте лежат картинки! Вам нужно составить картинку, сказать название сказки и составить предложение , чтобы в нем обязательно упоминалось о том , что нарисовано на картинке которые вы составите.

Один ребёнок работает у доски.

Дети составляют картинки, предложения с предлогами и читают их.

В: Теперь составляем схему предложения.

( Уточнение: первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).

После выполнения задания зачитываются все предложения.

В: Молодцы! Если я скажу несколько предложений по картинке, что у меня получится? - рассказ. А теперь я хочу узнать, умеете ли вы рассказывать. Задание: составить три  предложения по картинке, и записать схемы предложений на доске.

Дети придумывают предложения, называют первое, второе, третье предложение. Один ребенок показывает на схеме где первое, второе, третье предложение.

В: Правильно. Если сказать несколько предложений об одном предмете или событии, то можно многое узнать. Для этого мы и учимся рассказывать. Это поможет нам легко учиться в школе.

 Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.

А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»

В: Когда я называю слово вы поднимаете руки вверх, когда предложения- вниз. Будьте внимательны!

Сказка; жил-был царь; ключик; Золушка; Белоснежка и семь гномов; дед посадил репку; нынче Муха-Цокотуха именинница; телефон; у меня зазвонил телефон; добрый доктор Айболит; аленький цветочек; в некотором царстве, в некотором государстве жили старик со старухой; пирожок; села Аленушка на травку возле братца и горько-горько заплакала; молодцы.

В: Вы очень хорошо сегодня работали, помогали друг другу, показали свои знания.

Рефлексия.

Какие задания выполняли?

Какое задание было трудным?

Какое легким?

Какое интересным?

__________, а как ты считаешь ты со всеми заданиями справился,

 а ты _________?

Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем, что обязательно пригласим их еще.  

Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»Автор занятия: Яровенко Н.В. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Це...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Что такое предложение?"

Публикация состоит из конспекта НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Тема конспекта: "Что такое предложение?". В конспекте описаны цели, задачи и, непосредственно, ход ...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"...

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: "Слово. Предложение"

Обучение грамоте - очень важный курс занятий в подготовительной группе. Как сделать его интересным? Больше играть в процессе познания. Публикую конспект занятия, наполненный словесными играми....