«Роль книжной иллюстрации в приобщении детей к чтению»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Богданова Ольга Александровна

   «Иллюстрированная книга служит личной передвижной       художественной галереей, которую можно держать в руках и посещать снова и снова»

 

 

  Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР) есть точный год рождения - 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались.

    Ни для кого не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижаются.

     Вопросы формирования у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_knizhnoy_illyustratsii_yanvar_bogdanova.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль книжной иллюстрации в приобщении детей к чтению»

                                   

               «Иллюстрированная книга служит личной передвижной       художественной галереей, которую можно держать в руках и посещать снова и снова»

  Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР) есть точный год рождения - 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались.

    Ни для кого не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижаются.

     Вопросы формирования у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания.

   В нашем сознании понятие «детская книга» неотделимо от представления о книге, полной иллюстраций. Они могут быть крупными или мелкими, цветными или черными, но выразительными они должны быть обязательно.          Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет для него яркая, многокрасочная обложка. Если обложка красива и привлекательна, ребенок обязательно возьмет книгу, непременно раскроет ее.

  Невзирая на могучее влияние кино, радио и телевидения, детская книга остается одним из самых массовых и подвижных средств художественно – эстетической информации, не знающей никаких преград. Детская книга дается человеку на всю жизнь. Нет такого возраста, когда встреча с книгами своего детства не была бы желанна. С ними встречаешься, как со старыми друзьями. Они возвращают нас в светлый мир радости и добра, будят в нас чувства оптимизма и справедливости.

     В наше время прилавки магазинов и киосков буквально завалены яркими, броско иллюстрированными книжками для дошколят. Но содержательная сторона иллюстраций, к сожалению, часто примитивна и не только не прививает вкус, а наоборот, обедняет духовный мир ребенка, не развивает эмоционально – окрашенную, образную речь.

  Поэтому, выбирая ту или иную книгу, необходимо руководствоваться следующими правилами:

• принадлежность произведения к подлинному искусству;

• художественность иллюстраций;

• соответствие рисунков содержанию литературного произведения.

  Удивительное искусство – детская книга!  Успех ее во многом зависит от художника.

 Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному,  высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине.

         Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором, — это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор его воображению и собственному творчеству.

   Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.

    Усилиями художника создается макет, обложка, выбирается шрифт. Все это должно быть в полном соответствии друг с другом и с духом произведения.   Только тогда книга становится подлинным произведением искусства.

   Рисунки в книге являются одним из первых произведений искусства, с которыми встречается ребенок. Рисунки художника учат ребенка видеть красоту природы, людей. Они, наравне с содержанием, должны развивать в юном слушателе добрые чувства. Художник помогает детям познавать мир, расширяет их кругозор, представления о самых разнообразных вещах и явлениях природы, о птицах и зверях. Очень важна для развития ребенка фантазия художника, открывающего суть вещей самым иногда неожиданным образом.

     Сам ребенок к книге не пристрастится. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый. Дело взрослых научить детей вглядываться в художественные иллюстрации: видеть композицию рисунка, понимать, как много она выражает; воспринимать гамму красок, их эмоциональную выразительность; замечать художественные детали, характеризующие героев и их взаимоотношения; проникаться чувствами и настроением, которые передает рисунок.

    Ясность, простота, выразительность – важные показатели художественной ценности иллюстрации. Яркие зрительные образы книжных иллюстраций эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Картинка должна быть понятна ребенку с первого взгляда. Но при всей своей простоте иллюстрация должна заключать в себе множество подробностей (не в ущерб ясности изложения), чтобы ее интересно было рассматривать. Благодаря выразительности изображения ребенок воспринимает настроение героев, разделяет их чувства.

  Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять красочности иллюстраций.  В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально,   значит, предлагаемые иллюстрации  должны быть как можно более реалистичными: волк не выше зайца,  ворона не должна походить на воробья и т. д.   Следует отдавать предпочтение  тому материалу,  который органически связан с идеей, духом, стилем  художественного произведения, т. е. художник должен выступать как толкователь,  интерпретатор,    помощник в постижении произведения писателя.

   Отечественная школа иллюстрации детской книги имеет богатые традиции. Замечательные художники посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами, на которых воспитывалось не одно поколение. Поэтому необходимо подыскивать книги с иллюстрациями лучших художников, работавших с детской литературой: В. Сутеева, Е. Чарушина, В. Конашевича, Ю. Васнецова, И. Билибина, Н. Радлова, В, Чижикова, В. Пивоварова, Э. Булатова, О. Васильева, Т. Мавриной, В. Лебедева, Е. Рачева и др.

   Искусство – это особый язык, которым разговаривает с нами художник, и чтобы понимать этот язык, надо его изучить. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой – то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Поэтому иллюстрации лучше показывать после чтения текста в той последовательности, в которой они размещены в книге.

       Иногда, для привлечения внимания к знакомому произведению, можно перед чтением показать красочную обложку, сопровождать чтение показом рисунков.

     В тех случаях, когда в книге речь идет о вещах, неизвестных детям, т. е. встречаются незнакомые, малознакомые или непонятные слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина нужно показать изображение землянки, невода,  корыта.

   При повторных рассматриваниях, когда основные впечатления уже сложились, можно обращать внимание детей на те детали в рисунках, которые будут углублять понимание и давать простор творческому восприятию, развивать воображение. Такое рассматривание особенно важно для детей, у которых эмоциональное восприятие менее развито.

    Повторные рассматривания знакомых рисунков, раздумья о героях, о событиях усиливают детские впечатления, развивают способность творчески воспринимать произведения искусства, формируют умение делать выводы.

   У каждого художника свое видение мира, свое прочтение текста, своя художественная манера. Одно и то же произведение  поэтому раскрывается по – разному в творчестве разных художников. Важно постепенно научить детей сопоставлять рисунки, выполненные различными художниками к одному и тому же произведению. Например, иллюстрации Ю. Васнецова и Е. Рачева к сказке «Колобок».

 Вот примерные варианты вопросов при рассматривании иллюстраций:

• Что изображено на рисунке?

• Какой художник его нарисовал?

• Как бы ты назвал эту иллюстрацию? Почему?

• Что больше всего понравилось в иллюстрации?

• Чем рисунок тебя развеселил, огорчил или удивил?

• Кто из героев, изображенных на нем, понравился больше всех?

• Подбери слова для передачи содержания иллюстрации, описания героев.

• Подумай, какой рассказ можно составить по рисунку. Ты начни, а я продолжу.

• Поставь себя на место героя. Как бы ты поступил в этом случае?

    Привыкнув глубже вникать в рисунок, дошкольники сами загорятся желанием осмыслить, «прочесть» его.

      Книга – не учебник, она не дает готовых рецептов, как научить ребѐнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.  Ребѐнок ярко, эмоционально откликается на прочитанное,  видит изображенные события, страстно переживает их.

  Только приученный к книге  ребѐнок,  обладает бесценным даром легко

«входить» в содержание услышанного или прочитанного.

  Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеѐтся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребѐнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.

   Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его,

воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более

сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

  Задача взрослого – открыть ребѐнку то необыкновенное, что несѐт в себе

книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

  Взрослый, чтобы привлечь к книге ребѐнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

      Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.

    Художественная иллюстрация оказывает большое влияние на

понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте.    В дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль самого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношении сигнальных

систем ребѐнка.  Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребѐнка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста.

   Для маленького ребѐнка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребѐнок часто не может понять художественное произведение.  Слова текста служат маленькому ребѐнку указанием на действия и обстоятельства, которые он шаг за шагом зрительно прослеживает, рассматривая  соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребѐнка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием. В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребѐнка необходимые ассоциации и без помощи наглядной опоры. Поэтому старшие дети начинают понимать смысл сказки или несложного рассказа уже без помощи  иллюстраций.

   Однако понимание более сложного содержания – внутреннего смысла

произведения - представляет большие трудности для ребѐнка. В  преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация - для понимания наиболее трудных моментов текста ребѐнок получает возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нѐм те действия, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.

  В течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и

совершенствование способностей к восприятию литературных произведений,

формирование интереса и любви к книге, то есть ребѐнок успешно

формируется как читатель.

  Это обстоятельство требует продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

   В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста

играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст.

Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным

опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать содержание разных произведений.

   Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения

ребѐнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета.

 Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения.

Об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах

поведения и обогатившийся личный опыт.

Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребѐнок не

ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к

литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребѐнок 4-5

лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий, он переживает их вместе с героями.

Старший дошкольный возраст.

  С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном

развитии ребѐнка.  Самыми любимыми у детей становятся волшебные

русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью,

развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий,

драматических ситуаций,  разнообразных мотивов (коварство, чудесная

помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими, сильными характерами героев.

  Русские народные сказки: «Морозко, «Сивка-Бурка», «Царевна-

лягушка», «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка» и др. открывают

простор для чувств и мыслей ребѐнка о сложном мире, где сталкиваются в

непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в

непременной, неизбежной победе добра над злом,  удивляются чудесам и тайнам,  и пытаются раскрыть и осмыслить их.

 В старшем возрасте ребѐнок приобретает способность понимать текст

без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие

события, каких подчас не было в их собственном опыте. У ребѐнка

формируется умения воспринимать литературное произведение в единстве

содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как

авторскому приѐму.  Возникает также умение не только замечать

выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

      Книга с иллюстраций служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению.

     Приобщая ребенка к книге, знакомя с художественной иллюстрацией, важно формировать бережное к ней отношение. Научите беречь книги, познакомив с такими правилами:

• нельзя разбрасывать книги, нужно хранить их в одном месте;

• брать книгу только чистыми руками, класть только на чистый стол;

• не рвать, не загибать листы, пользоваться закладкой;

• не делать в книге пометок, надписей, рисунков;

• своевременно подклеивать, ремонтировать книги;

• не рассматривать книги во время еды.

   Так, средствами искусства обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его эстетическое отношение к окружающему, закладывая тем самым основы будущей личности. Чем раньше будет заложен творческий потенциал личности, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.

Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе.

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы – ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного,

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня - в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

А. Лесных

                           С книгой поведешься – ума наберешься.

 “Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков.”

М. Горький


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль книжной иллюстрации в детских книжках.

Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.Опыт детских садов по...

Статья "Роль книжной иллюстрации в развитии и воспитании детей"

Это дополнение к альбому с иллюстрациями художника И. Я. Билибина...

Презентация на педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника"

Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетиче...

Семинар на тему: «Роль книжной иллюстрации в приобщении детей к чтению»

«Иллюстрированная книга служит личной передвижной художественной галереей, которую можно держать в руках и посещать снова и снова»...

Педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в формировании художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста"

В предлагаемом материале можно ознакомиться с планами подготовки к пед. совету, проведения его, справкой по результатам контроля...

роль книжной иллюстрации в приобщении детей к чтению

     Детская книга всегда являлась основой духовного воспитания, средством вза-имного общения, эмоционального и умственного развития ребенка. Вот почему так важно с ранних лет пр...