Роль книжной иллюстрации в формировании художественно - эстетического развития детей
опыты и эксперименты по развитию речи (младшая группа)

Арефьева Вера Фёдоровна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publkatsiya_1.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Роль книжной иллюстрации в формировании художественно- эстетического развития детей

Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Книжная иллюстрация формирует эстетические чувства, развивает воображение и собственное творчество детей. Использование книжной иллюстрации значительно повышает уровень художественно-эстетического восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать книжные иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Книжная иллюстрация формирует эстетические чувства, развивает воображение и собственное творчество детей.

Корней Иванович Чуковский говорил «... наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности».

Эстетическое воспитание детей раннего и младшего возраста начинается с иллюстрированной книги.

Проблемой ознакомления дошкольников с книжной иллюстрацией занимались Евгения Александровна Флерина, Роза Иосифовна Жуковская, Татьяна Александровна Репина и многие другие. Педагоги-учёные отмечают, если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книге. Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

Художественная иллюстрация выступает в качестве важнейшего элемента книги для детей, которая во многом определяет ее художественную ценность, степень эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателя. Иллюстрация способствует познанию окружающей действительности, освоению нравственных ценностей, эстетических идеалов, углублению восприятия литературных произведений у детей.

По программе   "От рождения до школы" под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой в разделе «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста» рекомендуется знакомить с    художниками – иллюстраторами: Сутеевым Рачёвым, Васнецовым и другими

На примере разновозрастной группы определялась эффективность   восприятия дошкольниками книжной иллюстрации. 

Были поставлены следующие задачи:

 - изучить особенности восприятия иллюстрации детьми младшего дошкольного возраста;

 - провести работу, направленную на обогащение художественного опыта детей путем ознакомления с творчеством художников – иллюстраторов, с книжной графикой;

 - разработать серию занятий, которые могут быть использованы в практической работе.

На 1 этапе была проведена первичная диагностика уровня художественного восприятия детьми книжной иллюстрации. При проведении исследования был изучен и взят за основу опыт Надежды Александровны Курочкиной по ознакомлению младших дошкольников с книжной иллюстрацией. По методике диагностики взяты критерии восприятия книжной иллюстрации и уровня овладения изобразительной деятельности детьми.

Критерии диагностики:

Критерии восприятия книжной иллюстрации:

1.Понимание содержания иллюстраций, соответственно тексту данного литературного произведения:

2.Осознание значения различных выразительных средств иллюстрации (позы, жеста, мимики, цвета):

3.Эмоциональное отношение к выраженному в иллюстрации содержанию:

4.Понимание выразительных средств в иллюстрации, дающих понять переживания персонажей

Критерии и показатели оценки уровня овладения изобразительной деятельностью.

1.Передача формы:

2.Строение предмета:

3. Передача пропорции предмета в изображении:

4.Композиция.

А) расположение изображений на листе:

         Б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину:

5.Цвет:

 Детям зачитывали сказку «Колобок» с рассматриванием иллюстраций Юрия Алексеевича Васнецова и Евгения Михайловича Рачева.  По окончании чтения, детям предлагалось внимательно рассмотреть иллюстрации, сравнить их, ответить на вопросы: Кто нарисовал эти иллюстрации? Кто изображен главным? Какие характеры у персонажей иллюстраций?

В свободное от занятий время предложила раскрасить трафареты героев сказки «Колобок».

Детям задавались вопросы: Кто нарисовал эти иллюстрации? Что изображено на этих иллюстрациях? Кто изображен главным?

Из методики Курочкиной были взяты критерии восприятия детьми книжной иллюстрации и согласно этим критериям разработаны уровни восприятия книжной иллюстрации. которые представлены в работе.

По результатам I- го этапа констатирующего эксперимента из 10 детей с высоким уровнем восприятия книжной иллюстрации нет, на среднем уровне находятся 6 человек и 4 ребенка имеют низкий уровень. Детей с высоким уровнем овладения изобразительными навыками нет, на среднем уровне находятся 7 человек (70%), с низким уровнем 3 ребенка или 30%.

На втором этапе исследования   мы применяли следующие формы и методы работы:

 - прослушивание литературного произведения;

 - рассматривание иллюстраций Ю.А.Васнецова к произведениям;

 - раскрашивание;

 - дорисовывание;

 - рисование сюжета литературного произведения, которое иллюстрировал Ю.А.Васнецов.

Основным материалом в работе являются иллюстрации Ю.А.Васнецова к детским книгам. Этот выбор был сделан не случайно, так как этот художник умеет глубоко раскрыть содержание сказки, потешки, тонко передать её настроение.

Первое занятие посвящено потешке «Заинька". Мы провели хороводную игру «Заинька», выбрав одного ребёнка «Заинькой». После игры рассматривали с детьми иллюстрацию, нарисованную Ю.Васнецовым говорили с ними о ней. Задавали вопросы: Какие характеры у героев? Как вы определили? Помогали заметить и назвать детали.  Затем проводилось Рисование «Цветочки для зайчика».

  Занятие по потешке "Петушок" помогло   вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрацию.  Познакомить детей с творчеством Ю.Васнецова через рассматривание иллюстрации к потешке «Петушок, Петушок…».

Иллюстрацию к потешке «Петушок» использовали несколько раз: на занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности рисовали солнышко для петушка, а также на музыкальном занятии пропивали песенки про петушка. Благодаря проведенной работе яркий, выразительный образ петушка стал близок и понятен детям. Они с интересом всматривались в иллюстрацию, спрашивали, кто живет за тем лесом, который художник изобразил вдалеке.

В иллюстрации к потешке «Мыши водят хоровод» , обратили внимание детей на то, как художник нарисовал  много мышат, и все они в разной одежде: у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков – мышат разноцветные рубашечки с пуговками.

Рассматривая иллюстрации с детьми, формировали умение их смотреть и видеть, сколько юмора, выдумки вложил художник в свои картинки-сказки.

С иллюстрациями Ю.А.Васнецова знакомили детей не только на занятиях по рисованию, но и лепке, аппликации, развитию речи, музыкальных.

На занятии на тему: «Сорока – Белобока» детям показали коробку - посылку.  Дети с интересом рассматривают её. В коробке оказались   иллюстрации к потешке «Сорока - белобока». Достали из посылки маленькие книжечки с иллюстрациями Ю. А. Васнецова и раздали детям для самостоятельного рассматривания.

Рассказывая детям сказку «Три медведя», мы показывали иллюстрации Ю.А.Васнецова к ней.  Во вводной части занятия приходит в гости Машенька(кукла), приносит детям книги и предлагает отгадать про какую сказку или потешки в них написано. Машенька показывает книги и задает вопросы. Машенька дарит нам книги и картинки и остаётся на занятии.

Вне занятий   читали потешки, прибаутки. Иное произведение, прочитанное не на занятии, а в определенной ситуации, оказывает более сильное воздействие на ум и чувства детей. Поэтому читали даже даже на прогулке. Так же было проведено развлечение по потешкам.

Для того, чтобы выявить результаты проделанной работы в конце эксперимента были проведены два занятия по потешкам «Пошёл котик на торжок» и «Дедушка Ежок» по иллюстрациям Юрия Алексеевича Васнецова.

Предложили детям иллюстрации с одними и теми же героями, обратили их внимание на то, что животных и птиц художник изображает по-разному. Детям предлагали две иллюстрации одного и того же героя Котика, но разных художников – иллюстраторов. Рассматривая иллюстрации уже воспринимали данного героя по-разному.

 Второе задание имело такую же цель, что и на начальном этапе нашего исследования. Вместо потешки «Петушок», детям была предложена другая потешка «Дедушка Ежок».

Для выявления овладения изобразительной деятельностью детям были даны листы бумаги с нарисованным силуэтом дедушки Ежка предложили дорисовать иллюстрацию к этой потешке. В отличие от композиций начального этапа, ребята в своих рисунках изображали и второстепенные образы сказки, описание которых в тексте не указано: это елки, голые кусты, солнце.

Таким образом, мы видим, что дети осознанно подошли к выбору средств реализации своего замысла.  

Результаты заключительного этапа овладения детьми изобразительных навыков показал следующие результаты: из 10 детей с высоким уровнем восприятия книжной иллюстрации 4, на среднем уровне находятся 4 человек и 2 ребенка имеют низкий уровень. Детей с высоким уровнем овладения изобразительными навыками 4, на среднем уровне находятся 4 человек с низким уровнем 2 ребенка.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что уровень восприятия книжной иллюстрации повысился. Повышение данных показателей свидетельствует о том, что разработанный нами комплекс занятий по развитию сюжетных композиций в рисунках детей младшего возраста в процессе ознакомления с иллюстрациями Ю.А. Васнецова достаточно эффективен.

Практическая часть исследования позволяет сделать следующий вывод о том, что использование книжной иллюстрации значительно повышает уровень художественно-эстетического восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать книжные иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Книжная иллюстрация формирует эстетические чувства, развивает воображение и собственное творчество детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

 «Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова Антуана Сент Экзюпери могли бы быть эпиграфом к работе педагогов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, ...

Педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в формировании художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста"

В предлагаемом материале можно ознакомиться с планами подготовки к пед. совету, проведения его, справкой по результатам контроля...

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей

В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом двух партнеров в совместном деле воспитания и развития д...

Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста: теория и практика

        Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности. Цель интеграции: научить ребенка видет...

Проект: "Роль декоративно – прикладного искусства в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

Проект: "Роль декоративно – прикладного искусства в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста"...

Формирование художественно-эстетических навыков с помощью игровых методов к курсу “Актуализация требований ФГОС ДО к художественно-эстетическому развитию детей”

Одна из характерных и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них. Если взрослые не могут или не хотят объяснять детям то, что их интересуе...

Детская художественная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста

Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства, является чрезвычайно важным педагогическим материалом....