НОД по развитию речи в старшей группе «Как быть хорошим товарищем»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Волоскова Наталья Владимировна
  • Формировать у детей навыки устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми;
  • Закреплять знания у детей о правилах общения с друзьями;
  • Учить детей видеть хорошие качества своих товарищей;
  • Развивать речевую активность, учить детей подбирать противоположные по значению слова (добрый-злой, равнодушный-чуткий, вежливый-грубый и т. д.);
  • Развивать умения высказывать своё отношение к героям рассказа, давать справедливую оценку своим поступкам и поступкам товарищей;
  • Воспитывать положительные черты характера (доброту, вежливость, заботливость, культуру поведения.

 

Материал: сказочный герой Незнайка, книга с чистыми страницами, сюжетная картинка «Таня и Маша», варежка, мяч, фотографии детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе«Как животные готовятся к зиме?»

Выполнила: Волоскова Н.В.

Задачи:

Связная речь: учить передавать текст последовательно и точно, без пропусков и повторений

Словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящиеся к теме «Как животные готовятся к зиме?», учить подбирать однокоренные слова, образовывать форму множественного числа имён существительных, определять место звука в слове

Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить чистоговорки;

Ход занятия:

  1. Организационный этап:

- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её разгадать:

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)

-Правильно это осень. Сегодня у нас 30 ноября – последний день осени. А после осени, какая пора наступит?

-Осенью все – и люди, и растения, и животные готовятся к зиме.

  1. Игра «Один – много»

К зиме готовится не один волк, а много… (волков)

Не один заяц, а много… (зайцев)

Не один ёж, а много… (ежей)

Не один медведь, а много… (медведей)

Не одна белка, а много… (белок)

Не один кабан, а много… (кабанов)

Не одна лиса, а много… (лис)

3. Беседа:

- А теперь, ребята, представьте, что вы в лесу. Мы не будем шуметь, чтобы не напугать животных. Девочки, как лисички побегут на пенечки красивой легкой походкой. Мальчики, как медведи пройдут не спеша, вперевалочку. Присаживайтесь на стулья.  А вот пришли и звери, они сейчас расскажут как они готовятся к зиме.

- Ребята, кто же нам попадется первый в лесу. Проговорим чистоговорку:

За-за-за- это стрекоза

Зы-зы-зы- крылья есть у стрекозы

Зой-зой-зой- я бегу за стрекозой

Зу-зу-зу- не догнать нам стрекозу

- Какой звук повторялся чаще других? С этого звука начинается название животного, которое мы увидим первым ([з] – заяц).

Ребёнок-зайчик рассказывает о себе:

- Осенью я  начинаю менять цвет шубки и линять. Но линяю не сразу. И поэтому я люблю тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней серой шерстки. Зимняя шубка – белая -  спрячет меня и от лисы, и от волка!

- Идем дальше, кто это там? Я вам назову родственные слова к этому слову, а вы догадайтесь:

- если он большой и страшный, то это медведище;

- если маленький, то – медвежонок;

- его зимний дом – медвежья берлога;

- это хозяин леса – бурый  (Медведь)

Ребёнок-медведь рассказывает о себе:

- Зимой я буду спать в берлоге, но ведь её сначала надо подготовить! Я делаю берлогу для зимовки в сухом месте. Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, я путаю свои следы, чтобы никто меня не нашел. Я ложусь спать еще до первого снега, чтобы следы не были заметны на снегу.

-Ребята, кто ещё в лесу спрятался? Я назову вам слова, вам нужно выбрать слово, состоящее из одного слога:

- Лиса, белка, ёж, кабан. Встречаем ёжика.

Ребёнок-ёжик рассказывает о себе:

- Осенью я  готовлю себе дом для зимовки. Он называется «нора». Я нанизываю  себе на спину листики, а потом в норе их стряхиваю. Из мха и листьев сделаю себе мягкую теплую зимнюю постельку. Потом заберусь в свою нору и засну сладким сном на всю зиму.

Физминутка
Раз – присядка, два – прыжок
Это заячья зарядка
А лисята, как проснутся (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в сторону)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища)
А кому зарядки мало
Начинает все сначала (развести руки в стороны ладонями вверх)

- Смотрите, а кто это на  веточкесидит? В названии этого животного первый звук [б’], а последний – [а] (белка).

Ребёнок-белка рассказывает о себе:

- Осенью я собираю орехи, желуди, шишки и прячу их под пни, под корни деревьев, в дупла, в мох. Дом мой называется «дупло». Но если дупла нет, то я строю себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Гнездо очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался. Как многие животные, я меняю шубку. Летом она рыжая, а к зиме становится серебристой, похожей на снег.

- А мы с вами отправляемся дальше, вдоль лесной речушки. И кого мы видим на реке?

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины.

И добротные плотины. (Бобры)

Ребёнок-бобр рассказывает о себе:

- Меня называют  «Королем грызунов», ведь своими зубами я  могу перегрызть  даже дерево! Я умею плавать, а шубка моя особая – она не промокает в воде.Дом мой называется «хаткой». Он из веток и сучьев, скреплен глиной, илом. В хатку можно зайти только под водой. Мы живём семьями.  Зимой плаваем под водой и едим корни водных растений и свои осенние заготовкикорма – припасенные ветки.

- А вот ещё один зверь хочет рассказать о себе. Мы послушаем и отгадаем, кто это?

Ребёнок-лиса рассказывает о себе:

- Я к осени уже вырастила своих детёнышей, поэтому не сижу в норе. Но если опасность угрожает, то я бегу в свой дом и прячусь. Я очень умная и никогда не бегу сразу к норе, а  сначала  петляю, чтобы запутать свои следы. Я хищник, зимой не сплю и запасов на зиму не делаю. Но вот шубку к зиме готовлю. Шерсть моя отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно, она рыжего цвета. (Лиса).

4.Заключительный этап:

- Ребята, сколько нам интересного рассказали животные о том, как они готовятся к зиме. А вы запомнили, где они живут?

Игра «Где чей дом?»

В берлоге живет…

В норе может жить…

В хатке живет…

В дупле живет…

- Что вам понравилось сегодня на занятии? Что показалось неинтересным?

Спасибо за занятие.

Список использованной литературы:

  1. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2015.-272с.
  2. Физминутка «Звериная зарядка» - https://www.psyoffice.ru/4-0-5478.htm
  3. Чистоговорки на звук з -https://infourok.ru/rechevoy_material_kartoteka_chistogovorok_na_avtomatizaciyu_zvukov_s_z.-389911.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе "Все работы хороши - выбирай на вкус"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИТЕМА: Все работы хороши – выбирай на вкус!СТАРШАЯ ГРУППА. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ОРЛОВА Е.В. ЗАДАЧИ:Образовательные:1. Закрепить представление детей о профессиях.2...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Все профессии хороши – выбирай на вкус!"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Все профессии хороши – выбирай на вкус!"Знакомство с профессией геолог...

НОД «Развитие речи» для старшей группы Тема: «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ – ВЫБИРАЙ НА ВКУС!»для старшей группы

НОД «Развитие речи»   для старшей группы Тема: «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ – ВЫБИРАЙ НА ВКУС!»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Цель:  Продолжать учить детей быть вежливыми. Выучить стихотворение Р. Сефа «Совет», учить выразительно читать его....