Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами народной педагогики
статья по развитию речи на тему
Одним из действенных средств развития речи является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
г.Челябинск
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами народной педагогики
Тема развития связной речи у детей с речевыми особенностями в психологии и педагогике является одной из ведущих. В исследованиях ряда авторов Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелёвой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской, А.В.Ястребовой отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.
Возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания развития речи детей, к созданию личностно-ориентированной модели образования детей дошкольного возраста.
Одним из действенных средств развития речи является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух ребенка. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.
У дошкольников с общим недоразвитием речи изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, неразвита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества (не только русского, но и других стран), познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом.
Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
В своей деятельности мы использовали разучивание с детьми потешек, чистоговорок, скороговорок, с целью приобщения к устному народному творчеству и развития связной речи, а также беседы после прочтения сказок, загадывание загадок, обыгрывание потешек, драматизация сказок, обыгрывание игровых ситуаций.
Знакомство с народным творчеством начинали для детей с потешек, колыбельных песенок. С этой целью мы рассматривали вместе с детьми картинки, иллюстрации, игрушки и педагог рассказывала о персонаже потешки, её особенностях, объясняла значения новых слов. Перед детьми ставили задачу не только запомнить потешку, но и эмоционально обыграть её. Дети учились двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком потешка. Нами были разучены и обыграны такие потешки, как «Кисонька – мурысенька», «Я по лесу по зелёному бреду», «Ваня, Ванечка, куда ходил», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима», «Тили – бом».
С целью обогащения знаний детей о художественных произведениях детям были прочитаны русские народные сказки.
В ходе обыгрывания сюжетов из сказок, драматизаций дети научились передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым), высказывать отношение к героям сказки, передавать их настроение. В процессе данной работы развивалась у детей речь, память, творческое воображение. Также с детьми придумывали красивые прилагательные для характеристики героев сказок. Например, работая со сказкой «Заюшкина избушка», детям было предложено рассказать – каким был зайчишка. Дети называли зайчишку – маленьким, пушистым, хорошеньким, сереньким, добрым, веселым, грустным, трусливым.
Проводя игру «Действия героя», пополняли словарный запас глаголами: заяц скачет, прыгает; волк – бежит, мчится, рыщет и т.д.. Предлагали придумать концовку сказки с: «Чтобы лиса не съела Колобка», или «Закончи сказку по-другому».
Также на сказочном материале упражняли детей в определении места звука в слове. Взяв из сказки предложение, просим назвать все слова со звуком [Ч]: - Сидит зайка на пенечке и плачет.
Для детей мы показывали настольный театр по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Кто сказал мяу?», театр на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух», «Жихарка», «Кошкин дом», «Лиса и журавль», «Репка», «Теремок», «Дюймовочка», «Три поросёнка».
С целью развития речи детей в своей работе мы использовали чистоговорки, скороговорки, загадки.
Были проведены дидактические игры: «Угадай какой звук», «Определи, какой звук в начале, в середине и в конце», «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово на определенную тему», «Закончи предложение» и другие. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «з», «с», «ж», а также скороговорки на мягкие звуки «л», «д», «т».
В ходе таких упражнений совершенствовалась речь детей, развивался фонематический слух у ребёнка, дети научились подбирать слова с определенными звуками.
В процессе работы мы активно использовали загадки. На прогулке, когда дети наблюдали за птицами, деревьями или сезонными явлениями, мы предлагали им соответствующую загадку: «Бел да не сахар, ног нет, а идёт» (снег), «Кричит «крак», всем червякам враг» (ворона), «Стоят в лугах сестрички – жёлтый глазок, белые реснички» (ромашки). Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире проводились игры «Кто и что это», «Я загадаю, а ты угадай». Использовали загадки «Подскажи словечко». «Летом в болоте вы её найдёте, зелёная квакушка. Кто это? (ЛЯГУШКА)
В работе по обогащению и развитию речи также использовали пословицы и поговорки. С их помощью дети учатся четкому, звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. На закрепление и лучшее усвоение с детьми проводили игры: «Я начну, а ты закончи», «Соедини начало и конец», «Нарисуй картинку к пословице, поговорке».
В разговорной речи дети стали часто использовать такие пословицы и поговорки: «Сделал дело, гуляй смело», «Больше рук, легче труд», «Когда я ем, я глух и нем», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Ученье свет, не ученье тьма».
При планировании занятий мы учитывали уровень усвоения детьми жанров русского народного творчества: дети называли сказки по опорным картинкам, называли кто больше – окончаний сказок; произносили в быстром темпе скороговорки; соединяли начало и конец пословиц. И все эти задания чередовали элементами логоритмики, которые также носили фольклорный характер: динамическое упражнение «Колобок», пальчиковая гимнастика «Репка», пение русских народных попевок.
В своей деятельности по развитию связной речи детей мы использовали фразеологизмы, так как они являются одной из самых увлекательных сфер языка. Использование фразеологизмов в работе по расширению лексического запаса детей старшего дошкольного возраста способствует: формированию интереса к родному языку; развитию понимания значения слов; активизации детской лексики.
Работа по использованию фразеологической лексики осуществлялась нами поэтапно (использовали педагогический опыт И.Макеевой):
- Знакомство детей с фразеологическим оборотом – толкование (что это обозначает: «Рукой подать» - близко; «За семью замками» - большой секрет; «За нос водить» - обманывать).
- Использование наглядного материала: картинка, задание к ней: к кому или к чему может относиться данное высказывание.
- Активизация в речи: предлагаем вспомнить ситуацию из жизни или какого-то человека, к которому подходит фразеологический оборот, - вхождение в жизненный опыт ребёнка.
- – К какому герою сказки подходит данное выражение «Кожа да кости» (худой) – дети без труда называют Кощея; «Душа в пятки ушла» (испугался) – у зайца; «У кого душа нараспашку» (прямодушный, прямолинейный) – у Колобка.
В конце каждого месяца в группе организовывались выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.
Было проведено родительское собрание на тему: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей», с показом драматизации сказки «Заюшкина избушка». С родителями мы проводили беседы, консультации на тему: «Использование средств народной педагогики в развитии речи детей», «Малые фольклорные формы как одно из условий развития речи». Совместно оформили альбомы по устному народному творчеству: «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Скороговорки».
Таким образом, комплексные коррекционно-развивающие мероприятия с использованием средств народной педагогики будут способствовать развитию речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Литература
- Бобурина Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольника.-М., 2005- 292 с.
- Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Чиркиной Г.В. – М.,2002. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492197-1412517149.jpg)
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492197-1412517149.jpg)
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-543578-1441553497.jpg)
Перспективное планирование по программе Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами малых форм народного фольклора
Перспективное планирование по рабочей программе воспитателя в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-901929-1610612608.jpg)
Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Консультация будет полезна для воспитателей, родителей...
План работы в межаттестационный период на 5 лет (2016 - 2021) по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"
План работы на 5 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/17/picture-1347160-1631840450.jpg)
Консультация для педагогов "Использование приемов ТРИЗ-педагогики для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Консультация "Использование приемов ТРИЗ-педагогики для развития связной речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/19/picture-1293660-1634663813.jpg)
"Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Родительское собрание...