Технологическая карта - ознакомление с художественной литературой, средняя группа: "Пересказ сказки "Колосок"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Пархоменко Елена Митрофановна

Технологическая карта -  ознакомление с художественной литературой. средняя группа:"Пересказ сказки "Колосок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_sr_gr_skazka_kolosok.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Технологическая карта ОД.

                                                                         Средняя группа.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Раздел: «Ознакомление с художественной литературой».

Тема:

«Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин».

Цель: Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам; учить рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию) ; учить понимать образное содержание и значение пословиц.    

   Задачи: 

Развивающие:

 Развитие речи памяти, внимания, мышления, наблюдательности.

Образовательные:

Вызвать у детей сопереживание персонажей сказки, реализацию самостоятельной творческой деятельности при лепке хлебобулочных изделий. Развивать двигательную активность и мелкую моторику рук.

Речевые:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, обогащение детского словаря; закрепить умение пересказывать короткий текст точно и последовательно; использовать в речи сложные предложения. Активизация словаря.

Воспитательные:

Воспитание уважения к труду взрослых и бережное отношение к хлебу. Формировать доброжелательность в общении  друг с другом. 

Использованное оборудование: проектор, презентация слайдов к сказке «Колосок»; «Как делают хлеб»,  пшеничный колосок, костюмы «мышата», муляжи хлебобулочных изделий, музыкальный центр, диск Л. Яртова «На зарядку становись»,  корзинка, поднос, пирожки для каждого ребенка.

Интеграция образовательных областей:  «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

 Методические приемы:

Художественное слово;  рассказ; беседа; проблемные вопросы;  слуховая и зрительная наглядность;  дидактическая игра;  практическая работа; индивидуальная работа;  пояснения;  анализ.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно- побудительный

Приветствие воспитателя.

«Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте , ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх. 
Маленькие щечки – плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте, губки – чмок, чмок, чмок.
Здравствуйте, зубки – щелк,щелк,щелк.
Здравствуй мой носик – бип, бип, бип.
Здравствуйте, детишки! Всем привет!» 

  Ребятки, посмотрите, что я вам сегодня принесла. (из корзинки достаю муляжи хлебобулочных изделий).  Как вы думаете что это? А как это назвать одним словом?

Мы знаем, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Этот путь долгий и стоит труда многих людей. Я сейчас расскажу вам украинскую народную сказку «Колосок».

Дети приветствуют педагога и своих друзей.

Дети: Хлебобулочные изделия, изделия из теста.

Организационно-

поисковый.

Рассказывание сказки воспитателем с демонстрацией слайдов.

Беседа по содержанию сказки и словарная работа.

Вам понравилась сказка?

Как она называется?

Про кого эта сказка?

Вам все слова в сказке понятны? Тогда скажите мне, пожалуйста: «Петушок колосок обмолотил. Как вы понимаете это слово?»

Петушок муки намолол. Как объяснить, что сделал Петушок?  

А что значит замесить тесто?

Чем занимались мышата, когда Петушок работал?

Какую работу выполнял Петушок?

Что сделали мышата, когда пироги были готовы?

Петушок угостил мышат? А почему?

Чему нас учит эта сказка?

Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику.

Фонопедическая   гимнастика.

«Петушок пшеницу серпом сжал,  - дети   резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.

Снопов навязал -  Произносят «ш-ш-ш… »  вращая кулачками по коленям.

На мельницу свозил. - Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади, руки «держат вожжи».

Ветер летит, крылья мельницы вертит.  - Произносят  звук [у], круговые махи руками.

Получилась мука хороша, легка. - Произносят «п… п… », пальцы рук резко сжимают и разжимают.

Петушок из муки напек пироги. - Руками «пекут пирожки»,  произнося слог ля в высоком регистре.

Вон они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят. - Произносят «пых… пых… ».

Молодцы, пирожков мы напекли, а теперь садитесь. Я вам расскажу сказку еще раз, слушайте внимательно и запоминайте, чтобы вы смогли ее рассказать сами.

 Пересказ сказки детьми.

Входят «мыши» - дети старшей группы., они  грустные, в руках колосок.

Ой, ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Здравствуйте, мышата! Как вас зовут?

Мышата. Круть и Верть.

Мы знаем из сказки, что вы веселые и озорные, почему вы к нам пришли такие грустные?

Круть: «Наш дружок Петушок

Вкусных пирожков испёк

Ну, а нас не угостил,

Ведь на нас сердит он был.

Мы ему не помогали,

От работы убегали,

Стыдно очень нам теперь

За безделье и за лень».

Верть: «К Петушку мы приходили

И прощения попросили.

Обещали не лениться,

Вместе хорошо трудиться.

Снова в поле побежали,

Колосок там отыскали.

Вот пришли у вас спросить,

Что с ним делать, как нам быть?

Нам, ребята, помогите,

Пирожки печь научите!»

Наши ребята помогут вам, мышата. Садитесь и слушайте внимательно. Ребята, мы должны мышатам помочь. Давайте расскажем, мышатам как  колосок превратить в хлеб. Посмотрите на экран - презентация слайдов «Как делают хлеб».  

Ну что, мышата, вы все поняли?

Мышата. Спасибо вам, ребята, мы побежим пирожки печь.

Динамическая пауза: «Петя – Петушок».

«Петя, Петя – петушок,

Золотой гребешок, (делают гребень над головой),

Маслена головушка, (гладят голову),

Шёлкова бородушка, (гладят подбородок),

Что ты рано встаёшь, (хлопают в ладоши),

Голосисто поёшь, (Поют «ку-ка-ре-ку»),

Деткам спать не даёшь? (поют «ку-ка-ре-ку»).

Игра «Назови ласково».

Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. У нас есть полная корзинка хлебобулочных изделий, давайте назовем их ласково.

Дети выходят, берут из корзинки муляж, называют ласково, кладут на поднос.

«Булка – булочка.

Батон – батончик.

Пряник – пряничек.

Пирог – пирожок.

Хлеб – хлебушек.

Сушка – сушечка.

Баранка – бараночка.

Сухарь – сухарик.

Лепешка – лепешечка.

Пышка – пышечка».

Дети заинтересованно слушают сказку.

Отвечают на вопросы педагога.

Выполняют гимнастику.

Дети по очереди пересказывают сказку.

Дети заинтересованно наблюдают за мышатами.

Смотрят презентацию.

Выполняют движения по тексту.

Играют в игру.

Рефлексивно-

Корригирующий.

Сюрпризный момент.

 Наше занятие и подошло к концу…

Чему вы учились на занятии?  Что вам понравилось?

Входят мышата, вносят пирожки.

Мышата. Вы нас научили печь пирожки, мы хотим угостить вас, и обещаем больше не лениться.

Спасибо, мышата, за угощение, мы обязательно попробуем ваши пирожки.

Ответы детей.

Угощаются пирожками.

Ожидаемый результат:

Знать:  содержание сказки;

Иметь:  представление о том, как из колосков получается мука;

Уметь:  пересказывать короткий текст точно и последовательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой средней группе Тема: «Космос»

Конспект  НОД  по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой  средней группе  Тема: «Космос»...

Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой (Средняя группа)

Цель: Ознакомление  детей с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка  через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»....

Технологическая карта занятия по художественной литературе

Технологическая карта занятия. Тема занятия: выразительное чтение отрывка сказки Шарль Перро "Кот в сапогах". Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Цель занятия: доведение до понима...

ООД по Речевому развитию (ознакомление с художественной литературой) средняя группа

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Повторение основ безопасного поведения ребенка, когда он один дома....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой Средняя группа.

Конспект  НОД  по  ознакомлению  с  художественной  литературойСредняя  группа....