Мастер - класс"Использование игровых приемов при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

В материале представлен материал по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей с ОВЗ к выполнению артикуляционной гимнастики путем  использования игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_a_g_1.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №  39 "Золушка " г.Туапсе.

Составитель : учитель- логопед       Мохова Ирина Александровна

                      Из опыта работы...

МАСТЕР-КЛАСС

 для учителей-логопедов и воспитателей на тему:

«Использование игровых приемов при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми  с ОВЗ».

Цель мастер-класса: Представление опыта работы по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений.

Задачи мастер-класса:

1.        Представить педагогический опыт по внедрению элементов нетрадиционных технологий  коррекционно-развивающего обучения.

2.        Обучить педагогов основным подходам использования нетрадиционных игровых приемов в практике работы по формированию звукопроизношения у детей.

1. Формирование правильного звукопроизношения как одно из основных направлений логопедической помощи старшим дошкольникам и работа воспитателя в данном направлении

     Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитые фонематические процессы, должен владеть простыми формами языкового анализа и синтеза, знать буквы, читать, иметь богатый словарный запас. Всё это поможет малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам, быть уверенным в себе, в своих силах. Нарушения звукопроизношения - наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников.     Недостатки звукопроизношения в последующей жизни ребёнка могут явиться причиной отклонений в развитии психических процессов, могут привести к неуспеваемости, спровоцировать формирование комплекса неполноценности, выражающегося в трудности общения, которое будет иметь далеко идущие негативные последствия. Своевременное устранение недостатков      произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Работа над  формированием правильного звукопроизношения у детей – это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов, основным из которых является артикуляционная гимнастика.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является – ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. К сожалению, быстрая утомляемость, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности снижают их интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. В связи с этим в процессе работы по коррекции нарушений звукопроизношения очень часто возникает проблема – недостаток интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики, трудности в удержании их внимания во время занятий, в формировании желания добиваться необходимых результатов.

     Исходя из данной проблемы  целью коррекционной работы в данном направлении является - воспитание игровой мотивации, интереса у детей к работе по формированию правильного звукопроизношения  путём использования игровых упражнений.

Крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном направлении, что особенно актуально в рамках федеральных государственных требований. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивает её доступность и высокое качество для детей.

     Предполагаемый результат данной работы: использование в работе новых игровых методов и приёмов позволило сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений и значительно повысило результат коррекционной работы в формировании правильного звукопроизношения у детей.

2.        Игровые приемы, используемые на различных стадиях работы над формированием правильного звукопроизношения.

    Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников и помогает поддерживать интерес к выполнению упражнений длительное время. Упражнения, которые представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Игровые задания помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

    На начальном этапе логопедической работы с детьми возможно применение элементов  пассивной артикуляционной гимнастики.

    Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих упражнений: собирание губ в «трубочку»; растягивание губ в «улыбочку»; поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен; опускание нижней губы с обнажением дёсен; приподнимание кончика языка; подтягивание языка вперёд. Пассивные движения выполняются медленно, ритмично;  каждое движение повторяется 3-4 раза.

     Так же можно использовать самомассаж мышц языка во время проведения организационного момента или динамической паузы на занятиях. Рекомендуется использовать следующие упражнения:

* «непослушный язычок» - пошлёпать губами язык, произнося «пя-пя-пя»;

* «покусывание» - легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад;

* «поглаживание языка губами» - просунуть язык как можно дальше сквозь  узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

     Очень заинтересовывает детей использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики. Для работы над развитием подвижности артикуляционных органов наиболее значимым является соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык. Целесообразно использовать «Волшебные перчатки», используя данный метод: на выполняющую движения руку взрослого надевается перчатка с глазками, ребёнку надевается такая же. Руки «превращаются» в сказочных человечков, повторяющих движения друг за другом. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой рука ребёнка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.  

     Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению можно давать разные названия. Например, положение острого языка «Иголочка» можно сравнить с жалом, морковкой, ножницами, ракетой, острым карандашом, клювом птицы. При изучении темы «Дикие животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежа и др. Упражнение «Маятник» можно представить следующим образом: «лиса заметает следы хвостом», «собака виляет хвостом», «рыбка шевелит хвостиком», «качаются ветви деревьев». Для формирования артикуляционных позиций – широкая и узкая «трубочка» - используются игровые задания «Покажи, какие бублики, баранки испекли для мишки, обезьянки» и «Покажи, какие предметы бывают круглыми – колесо, пуговица, обруч, руль, круглый нос Пятачка. Упражнение «Грибок» тоже можно разнообразить. Грибочки – подосиновики, сыроежки, маслята – собираются для белочки и бельчонка и «развешиваются» на сучки. Упражнение «Надувание обеих щёк» преподносится как «сердитый индюк», «хомячок», «овощи-толстячки», «колобок», «спрячем яблочки за щёчки», «щёчки-мячики».

    С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений. Например: жил-был Зайчик (выставляется картинка или игрушка зайчика). Был он очень веселый и любил играть. Однажды Зайчик познакомился с Веселым Язычком (картинка Язычка), и они стали дружить. Веселый Язычок научил Зайчика своим играм вот по этим картинкам. Что это за игры? (Выполняются артикуляционные упражнения “Лопатка”, “Заборчик”, “Улыбка”, “Ветерок”, “Почисти зубки”, “Птенчики”, “Накажи непослушный язык”).

     Для обыгрывания артикуляционных упражнений «Качели», «Вкусное варенье», «Иголочка», «Лопаточка» применяется наглядное пособие «Солнышко» («солнышко» изготавливается из картона, в прорезь для рта вставляется «язычок»): - Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришло Солнышко. Солнышко просыпается – зарядкой занимается. Зарядка для язычка очень трудна и для Саши, и для Маши, а для Наташи? Давайте и мы вместе с Солнышком выполним зарядку для язычка.

     При разучивании артикуляционных упражнений используется игровое пособие «Поезд»:     Поезд подаёт сигнал –

                                    Он стоять уже устал.

                                    Набирает поезд ход,

                                    Свою песенку поёт.

  - Мы отправляемся в путешествие на поезде. А машинист у нас Язычок. Звучит сигнал, и поезд трогается с места. Первая остановка, открываем конверт с заданием, а там – «качели» (карточка-задание). И т.д. Можно использовать игрушку или модель поезда.

     С помощью пособия «Волшебный куб» можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков. Куб изготавливается из картона, в окошечки, изготовленные из плёнки, вставляются сменные  карточки с изображением символов-картинок артикуляционных упражнений. Ребёнок самостоятельно выбирает любую сторону куба и выполняет то упражнение, символ которого изображён на ней.

     Кроме того, возможно использование различных предметов для выполнения упражнений. Например упражнения с ложкой:

1.        Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо.

2.        Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3.        То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4.        Язык – «Лопаточка». Похлопывать чайной ложкой по языку.

5.        Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6.        Ложкой, плотно прижатой к губам, сложенным трубочкой, совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7.        Губы растянуты в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

8.        Взять по чайной ложке в правую и левую руку и совершать лёгкие  похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9.        Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10.        Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения с бинтом:

1.        Сомкнутые и растянутые в улыбке губу плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт. Выполняется в течении 10-15 секунд.

2.        Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается то в левом, то в правом углу рта.

3.        Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем наоборот.

4.        Бинт закусывается, крепко зажимается передними зубами и удерживается в течение 10-15 секунд, затем ослабляется на несколько секунд. Зажим – расслабление чередуются 10-15 раз.

5.        Бинт закусывается и зажимается коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми.

6.        Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким языком в форме «лопатки».

          Успешное использование нетрадиционного оборудования при выполнении артикуляционной гимнастики, элементов массажа, игровых обучающих ситуаций позволило мне достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

«Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

Мастер-класс "Использование игровых приемов и методов в адаптационный период"

Систематизация представлений педагогов об использовании игровых приемов и  методов, напрвленных на охрану и укрепление физического и психичесокго здоровья детей раннего возраста в адаптационный п...

Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Мастер-класс предназначен для педагогов с целью  дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словар...