Программа кружка "Сорока - белобока"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему
Цель; создание условий для познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 113.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» . с.Ижевское, Спасский р-он, Рязанская обл.
Программа кружка
«Сорока - белобока»
Для детей младшего дошкольного возраста.
Составила
воспитатель высшей квалификационной категории
Староверова Елена Ивановна
Использование фольклора в развитии речи детей
младшего дошкольного возраста.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно шаг за шагом он учится говорить – овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того, как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, напевность, ритмичность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи.
Наблюдение за детьми в 1-й младшей группе показало, что навыки речевой деятельности у большинства детей развиты слабо, при рассказывании даже коротких произведений им требуется значительная помощь воспитателя. Именно произведения устного народного
творчества помогут нашим малышам овладеть первоначальным речевым навыкам и самостоятельной художественно-речевой деятельностью, расширят и углубят навыки ориентировки в окружающем мире, разовьют у них музыкальный слух, точность движений и приобщат детей к художественному наследию русской культуры.
В моей группе есть дети с плохой речью. Поэтому им требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. В свободное от занятий время провожу кружок «Сорока- белобока» с применением фольклорного материала.
Актуальность кружка.
Возраст от 2до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни уделяю большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
В своей работе использую наглядные средства( игрушки, картинки, различные пособия) с помощью которых создается развернутая картина действий и результатов. Используется и прием инсценирования произведения с помощью картинок, игрушек. Ребенок должен видеть последовательность событий, описываемых в тексте. Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающиеся перед их глазами действие (позвать петушка, покормить цыплят и т. д.) Этот прием помогает ребенку стать как бы соучастником событий о которых идет речь.
Немалое значение потешки имеют для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.
Используя малые фольклорные формы, как средства развития речи в работе с детьми младшего дошкольного возраста, надеюсь, что дети овладеют лексикой родного языка, звуковой культурой речи, проявят речевое творчество.
Результатом работы будут: положительные эмоции, веселое, бодрое настроение, которое поможет овладеть разговорной речью, развитием памяти, воображением, мышлением.
Ожидаемые результаты:
В ходе работы кружка дети овладели определенными знаниями и умениями:
- освоили материал по фольклору, направленный на достижение цели через потешки.
- проявляют творческие способности .
Цель : создание условий для познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Задачи:
Обучающие:
Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы.
Способствовать развитию умения рассматривать иллюстрации в книгах, формировать эстетический вкус у детей.
Развивающие:
Развивать интерес к познанию окружающего мира, народному слову.
Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к малым жанрам фольклора
Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.
Методы организации деятельности детей: игровые, наглядные, словесные, практические; беседы с детьми; наблюдение за природой; инсценировки малых фольклорных форм.
Возраст детей: от 1,5 до 3х лет.
Сроки реализации работы кружка: 1 учебный год
Продолжительность: 1 раз в неделю 8 - 10 мин.
Планирую продолжить работу по использованию фольклора для развития речи детей во 2 младшей группе:
- Оформить картотеку фольклорных, дидактических игр с детьми младшего возраста.
- Пополнить группу дидактическим материалом по развитию речи.
Для реализации поставленных задач разработан план работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи с использование фольклора.
План
работы кружка для детей младшего дошкольного возраста
«Сорока – белобока»
Сроки | Тема | Задачи |
Октябрь | Русская народная песенка «Ладушки, ладушки» Обыгрывание песенки- потешки «Баю- бай» Обыгрывание потешки «Водичка – водичка» Инсценирование русской народной песенки «Петушок, петушок» | Развивать активность, мелкую моторику, речевое дыхание. Поощрять попытки выполнять движения о которых говорится в песенке. Учить договаривать фразы до конца. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Познакомить с содержанием русской народной песенки. Обогащать и активизировать словарь, упражнять в умении произносить слова «бай», «собачка», «не лай». Учить детей улавливать ритмичность. Воспитывать любовь к родному языку. Вызвать у детей радость, желание участвовать в рассказывании и обыгрывании потешки. Развивать речь детей. Вовлекать детей в игровое взаимодействие, соотносить движения со словами. Упражнять в проговаривании звукоподражательных слов. Формировать познавательную активность детей. |
Ноябрь | Рассказывание потешки «Петушок и его семья» Потешка «Встречаем гостей» «Как у нашего кота» «Капризная внучка» | Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями. Воспитывать доброе отношение к братьям нашим меньшим. Обогащать и активизировать словарь детей, упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц. Помочь детям вспомнить знакомые потешки. Активизировать словарь. Познакомить с содержанием русской народной потешки. Формировать умение слушать, запоминать, проговаривать отдельные слова. Развивать любознательность, интерес к живому объекту. Учить детей внимательно слушать воспитателя, поощрять повторение отдельных слов и фраз в потешке, развивать произносительную сторону речи. Развивать активную речь, мелкую моторику рук, умение подражать взрослому и производить действия в соответствии с текстом. Расширять запас понимаемых слов. Совершенствовать певческие способности детей Воспитывать поэтическое восприятие, интерес к фольклору. |
Декабрь | Инсценирование потешки «Вышла курочка гулять» Развлечение «В гости к Сороке» «В гости кисонька пришла» «Коза- хлопота» | Формировать интерес к театрализованной игре и игровым действиям. Развивать двигательную и речевую подражательность, выполнять движения, соответствующие тексту. Развивать речь детей. Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации. Воспроизводить доступные звукосочетания, развивать дыхание. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству Познакомить с потешкой «Пошел котик на торжок». Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, повторять рифмующиеся слова. Активизировать словарь. В процессе инсценирования потешки показать образ козы: добрая, мудрая, заботливая и трудолюбивая мама. Расширять и закреплять знания о домашних животных (коза, козлята) и диких животных. Активизировать речь детей новыми словами. |
Январь | «В гостях у МАрьюшки» «Наши уточки с утра» «Как зайчик свою сказку искал» Чтение и обыгрывание потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели» | Развивать понимание разговорной речи. Учить рассказывать знакомые потеки. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки. Учить различать и называть птиц, о которых говорится в потешке. Побуждать подражать голосам птиц. Развивать связную речь через устное народное творчество. Закреплять знакомые потешки. Упражнять в четком произношении звуков при чтении потешек. Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, любовь к народному творчеству. Продолжать жнакомимть детей с фольклорными жанрами, отражать элементы народного быта. Раскрыть содержание потешки, прибегая к наглядности., используя прием обыгрывания действий. Развивать речь детей. |
Февраль | «Как у наших у ворот» «В гостях у бабушки – загадушки» «Наташины гости» Игра- инсценировка «Наша Маша маленька» | Закреплять полученные знания о внешнем виде петушка, расширять словарь детей. Развивать желание играть вместе с воспитателем. Формировать у детей яркие впечатления, продолжать знакомить с фольклором. Развивать координацию движений, мелкую моторику. Воспитывать доброту, отзывчивость. Продолжать знакомить детей с домашними животными. Расширять запас слов, обогащать словарь детей. Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Развивать эмоциональные отклики, закреплять представление о том, как надо встречать гостей и наоборот с чем можно идти в гости. Воспитывать умение слушать, чувствовать доброту, отзывчивость. |
Март | «Заяц – Егорка» «Где солнышко?» «Лиса по лесу ходила» «Огуречик- огуречик» | Формировать у детей связную речь, интонацию Развивать представление об окружающем. Воспитывать радость от чтения потешек. Формировать правильное и отчетливое проговаривание слов при чтение потешек. Активизировать слова: капуста, улитка, белочка, гриб. Развивать моторику рук, выполняя движения стихотворного текста. Воспитывать доброту, радость. Продолжать развивать интерес к фольклору, добиваться понимания содержания. Активизировать в речи слова: ходила, заводила, драла, плела, лапотки. Помочь запомнить новую потешку. Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы, с оттенком шутливости, вытекающим из самого жанра потешки, с персонажем – мышкой. Обогащать словарь введением одного корня, но разным оттенком: «огурец», «огурчик», «огуречик». Пояснить значение этих слов исходя из величины «огурец» - большой, «огурчик» - поменьше, «огуречик» - совсем маленький. Развивать воображение. |
Апрель | Развлечение «Любимые игрушки» «Вот что мы умеем» Развлечение «Птичка прилетела» «Котенька – коток» | Формировать интерес детей к игре, побуждать к двигательной импровизации. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата. Развивать и активизировать словарь детей. Воспитывать самостоятельность, доставлять детям радость. Формировать эмоциональную отзывчивость. Развивать речь детей, активизировать словарь. Воспитывать у детей культурно- гигиенические навыки. Обучать детей элементам театрализованной деятельности. Закреплять знания детей о домашних животных и птицах., активизировать речь. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Формировать внимание, мышление, память. Развивать координацию движений, умение действовать по команде. Воспитывать радостное, эмоциональное настроение. |
Май | «Игрушки» «В гости к солнышку» Игра «Зайчик в гостях у ребят» «Путешествие по русской ярмарке» | Способствовать расширению активного словаря. Развивать чувство восприятия цвета. Воспитывать у детей чувство сопереживания, бережного отношения к игрушкам. Вызвать радость от чтения знакомых потешек. Способствовать активному проговариванию детьми слов при чтении воспитателем потешек, попытки самостоятельно читать потешки, соотносить речь с движениями. Развивать сообразительность, внимание. Воспитывать у детей доброе отношение к животным. Помочь понять содержание потешки, желание слушать ее, повторять за воспитателем, стихотворные слова и фразы. Развивать воображение. Продолжать знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества, песнями, потешками, загадками. Вовлечь детей в совместную игровую деятельность. Развивать речь детей, пополнять словарь новыми словами. Воспитывать доброту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-947303-1520791128.jpg)
Выступление на ПС «Реализация вариативной программы «Приключение Кота Белобока или экономика для малышей», как средство социализации дошкольника»
laquo;Реализация вариативной программы «Приключение Кота Белобока или экономика для малышей», как средство социализации дошкольника»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/15/picture-1126668-1552671637.jpg)
Планирование работы кружка по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2020-2021 учебный год
Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей» разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного об...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/08/picture-1185790-1573231982.jpg)
Результаты работы по апробации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
На этапе дошкольного образования обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. А поскольку требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/08/picture-1185790-1573231982.jpg)
Образовательная практика Апробация программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. На этом этапе закладываются основы личностн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/31/picture-699100-1446272108.jpg)
Авторская программа экспериментального курса по финансовой грамотности для дошкольников " Приключения кота Белобока" для детей 6-7 лет.
Программа экспериментального курса по финансовой грамотности для детей старшего возраста составлена на основе Программы образовательного курса "Приключения кота Белобока, или экономика для ...
Презентация: ПРОГРАММА образовательного курса «ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА БЕЛОБОКА, ИЛИ ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Программа направлена на достижение следующих целей:– формирование первичных экономических представлений и компе-тенций;– развитие экономического мышления дошкольников;– воспитание со...
Дополнительная общеразвивающая программа «Приключения кота Белобока или экономика для малышей»
Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Приключение кота Белобока или экономика для малышей» ориентировано на:формирование и развитие творческих способностей воспитанников;удо...