Программа кружка "Сорока - белобока"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Староверова Елена Ивановна

Цель; создание условий для познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx113.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» . с.Ижевское, Спасский р-он, Рязанская обл.

Программа кружка

«Сорока  - белобока»

http://images.myshared.ru/10/990132/slide_5.jpg

           

Для детей младшего  дошкольного возраста.

     

Составила

воспитатель высшей квалификационной категории

Староверова Елена Ивановна

Использование фольклора в развитии речи детей

младшего дошкольного возраста.

          Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно шаг за шагом он учится говорить – овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того, как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения  и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.

          В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, напевность, ритмичность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи.

         Наблюдение за детьми в 1-й младшей группе показало, что навыки речевой деятельности у большинства детей развиты слабо, при рассказывании даже коротких произведений им требуется значительная помощь воспитателя. Именно произведения устного народного

творчества помогут нашим малышам овладеть первоначальным речевым навыкам и самостоятельной художественно-речевой деятельностью, расширят и углубят навыки ориентировки в окружающем мире, разовьют у них музыкальный слух, точность движений и приобщат детей к художественному наследию русской культуры.

          В моей группе есть дети с плохой речью. Поэтому им требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. В свободное от занятий время провожу кружок «Сорока- белобока» с применением фольклорного материала.

Актуальность кружка.
         Возраст от 2до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

          Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни уделяю  большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.          

          В своей работе использую наглядные средства( игрушки, картинки, различные пособия) с помощью которых создается развернутая картина действий и результатов. Используется и прием инсценирования произведения с помощью картинок, игрушек. Ребенок должен видеть последовательность событий, описываемых в тексте. Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающиеся перед их глазами действие (позвать петушка, покормить цыплят и т. д.) Этот прием помогает ребенку стать как бы соучастником событий о которых идет речь.

          Немалое значение потешки имеют для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.

          Используя  малые фольклорные формы, как средства развития речи в работе с детьми младшего дошкольного возраста, надеюсь, что дети овладеют лексикой родного языка, звуковой культурой речи, проявят речевое творчество.

          Результатом работы будут: положительные эмоции, веселое, бодрое настроение, которое поможет овладеть разговорной речью, развитием памяти, воображением, мышлением.

     

Ожидаемые результаты:

В ходе работы кружка дети овладели определенными знаниями и умениями:

  • освоили материал по фольклору, направленный на достижение цели через потешки.
  • проявляют творческие способности .

     

Цель : создание условий для познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Задачи:

Обучающие:

 Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.

 Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы.

 Способствовать развитию умения рассматривать иллюстрации в книгах, формировать эстетический вкус у детей.

Развивающие:

 Развивать интерес к познанию окружающего мира, народному слову.

 Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

 Развивать мелкую моторику.

 Воспитывающие:

 Воспитывать интерес к малым жанрам фольклора

 Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

            Методы организации деятельности детей: игровые, наглядные, словесные, практические; беседы с детьми; наблюдение за природой; инсценировки малых фольклорных форм.

Возраст детей: от 1,5 до 3х лет.

Сроки реализации работы кружка: 1 учебный год

Продолжительность: 1 раз в неделю 8 - 10 мин.

Планирую продолжить работу по использованию фольклора для развития речи детей во 2 младшей группе:

  • Оформить картотеку фольклорных, дидактических игр с детьми младшего возраста.
  • Пополнить группу дидактическим материалом по развитию речи.

Для реализации поставленных задач разработан план работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи с использование фольклора.

План

работы кружка для детей младшего дошкольного возраста

«Сорока – белобока»

Сроки

Тема

Задачи

Октябрь

Русская народная песенка «Ладушки, ладушки»

Обыгрывание песенки- потешки «Баю- бай»

Обыгрывание потешки «Водичка – водичка»

Инсценирование русской народной песенки «Петушок, петушок»

Развивать активность, мелкую моторику, речевое дыхание.

Поощрять попытки выполнять движения о которых говорится в песенке.

Учить договаривать фразы до конца.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Познакомить с содержанием русской народной песенки.

Обогащать и активизировать словарь, упражнять в умении произносить слова «бай», «собачка», «не лай».

Учить детей улавливать ритмичность.

Воспитывать любовь к родному языку.

Вызвать у детей радость, желание участвовать в рассказывании и обыгрывании потешки.

Развивать речь детей.

Вовлекать детей в игровое взаимодействие, соотносить движения со словами.

Упражнять в проговаривании звукоподражательных слов.

Формировать познавательную активность детей.

Ноябрь

Рассказывание потешки «Петушок и его семья»

Потешка «Встречаем гостей»

«Как у нашего кота»

«Капризная внучка»

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.

Воспитывать доброе отношение к братьям нашим меньшим.

Обогащать и активизировать словарь детей, упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц.

Помочь детям вспомнить знакомые потешки.

Активизировать словарь.

Познакомить с содержанием русской народной потешки.

Формировать умение слушать, запоминать, проговаривать отдельные слова.

Развивать любознательность, интерес к живому объекту.

Учить детей внимательно слушать воспитателя, поощрять повторение отдельных слов и фраз в потешке, развивать произносительную сторону речи.

Развивать активную речь, мелкую моторику рук, умение подражать взрослому и производить действия в соответствии с текстом.

Расширять запас понимаемых слов. Совершенствовать певческие способности детей

Воспитывать поэтическое восприятие, интерес к фольклору.

Декабрь

Инсценирование потешки «Вышла курочка гулять»

Развлечение  «В гости к Сороке»

«В гости кисонька пришла»

«Коза- хлопота»

Формировать интерес к театрализованной игре и игровым действиям.

Развивать двигательную и речевую подражательность, выполнять движения, соответствующие тексту.

Развивать речь детей.

Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации.

Воспроизводить доступные звукосочетания, развивать дыхание.

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

Познакомить с потешкой «Пошел котик на торжок».

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, повторять рифмующиеся слова.

Активизировать словарь.

В процессе инсценирования потешки показать образ козы: добрая, мудрая, заботливая и трудолюбивая мама.

Расширять и закреплять знания о домашних животных (коза, козлята) и диких животных.

Активизировать речь детей новыми словами.

Январь

«В гостях у МАрьюшки»

«Наши уточки с утра»

«Как зайчик свою сказку искал»

Чтение и обыгрывание потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели»

Развивать понимание разговорной речи.

Учить рассказывать знакомые потеки.

Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки.

Учить различать и называть птиц, о которых говорится в потешке.

Побуждать подражать голосам птиц.

Развивать связную речь через устное народное творчество.

Закреплять знакомые потешки. Упражнять в четком произношении звуков при чтении потешек.

Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, любовь к народному творчеству.

Продолжать жнакомимть детей с фольклорными жанрами, отражать элементы народного быта.

Раскрыть содержание потешки, прибегая к наглядности., используя прием обыгрывания действий.

Развивать речь детей.

Февраль

«Как у наших у ворот»

«В гостях у бабушки – загадушки»

«Наташины гости»

Игра- инсценировка «Наша Маша маленька»

Закреплять полученные знания о внешнем виде петушка, расширять словарь детей.

Развивать желание играть вместе с воспитателем.

Формировать у детей яркие впечатления, продолжать знакомить с фольклором.

Развивать координацию движений, мелкую моторику.

Воспитывать доброту, отзывчивость.

Продолжать знакомить детей с домашними животными.

Расширять запас слов, обогащать словарь детей.

Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Развивать эмоциональные отклики, закреплять представление о том, как надо встречать гостей и наоборот с чем можно идти в гости.

Воспитывать умение слушать, чувствовать доброту, отзывчивость.

Март

«Заяц – Егорка»

«Где солнышко?»

«Лиса по лесу ходила»

«Огуречик- огуречик»

Формировать у детей связную речь, интонацию

Развивать представление об окружающем.

Воспитывать радость от чтения потешек.

Формировать правильное и отчетливое проговаривание слов при чтение потешек.

Активизировать слова: капуста, улитка, белочка, гриб.

Развивать моторику рук, выполняя движения стихотворного текста.

Воспитывать доброту, радость.

Продолжать развивать интерес к фольклору, добиваться понимания содержания. Активизировать в речи слова: ходила, заводила, драла, плела, лапотки.

Помочь запомнить новую потешку.

Познакомить детей с фольклорным текстом,  содержащим игровые элементы, с оттенком шутливости, вытекающим из самого жанра потешки, с персонажем – мышкой.

Обогащать словарь введением одного корня, но разным оттенком: «огурец», «огурчик», «огуречик». Пояснить значение этих слов исходя из величины «огурец» - большой, «огурчик» - поменьше, «огуречик» - совсем маленький.

Развивать воображение.

Апрель

Развлечение «Любимые игрушки»

«Вот что мы умеем»

Развлечение «Птичка прилетела»

«Котенька – коток»

Формировать интерес детей к игре, побуждать к двигательной импровизации. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата.

Развивать и активизировать словарь детей.

Воспитывать самостоятельность, доставлять детям радость.

Формировать эмоциональную отзывчивость.

Развивать речь детей, активизировать словарь.

Воспитывать у детей культурно- гигиенические навыки.

Обучать детей элементам театрализованной деятельности.

Закреплять знания детей о домашних животных и птицах., активизировать речь.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Формировать внимание, мышление, память.

Развивать координацию движений, умение действовать по команде.

Воспитывать радостное, эмоциональное настроение.

Май

«Игрушки»

«В гости к солнышку»

Игра «Зайчик в гостях у ребят»

«Путешествие по русской ярмарке»

Способствовать расширению активного словаря.

Развивать чувство восприятия цвета.

Воспитывать у детей чувство сопереживания, бережного отношения к игрушкам.

Вызвать радость от чтения знакомых потешек.

Способствовать активному проговариванию детьми слов при чтении воспитателем потешек, попытки самостоятельно читать потешки, соотносить речь с движениями.

Развивать сообразительность, внимание.

Воспитывать у детей доброе отношение к животным.

Помочь понять содержание потешки, желание слушать ее, повторять за воспитателем, стихотворные слова и фразы.

Развивать воображение.

Продолжать знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества, песнями, потешками, загадками.

Вовлечь детей в совместную игровую деятельность.

Развивать речь детей, пополнять словарь новыми словами.

Воспитывать доброту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ПС «Реализация вариативной программы «Приключение Кота Белобока или экономика для малышей», как средство социализации дошкольника»

laquo;Реализация вариативной программы «Приключение Кота Белобока или экономика для малышей», как средство социализации дошкольника»...

Планирование работы кружка по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2020-2021 учебный год

Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей» разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного об...

Результаты работы по апробации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»

На этапе дошкольного образования обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. А поскольку требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относи...

Образовательная практика Апробация программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»

  В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. На этом этапе закладываются основы личностн...

Авторская программа экспериментального курса по финансовой грамотности для дошкольников " Приключения кота Белобока" для детей 6-7 лет.

Программа экспериментального курса по финансовой грамотности для детей старшего возраста составлена на основе Программы образовательного курса  "Приключения кота Белобока, или экономика для ...

Презентация: ПРОГРАММА образовательного курса «ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА БЕЛОБОКА, ИЛИ ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Программа направлена на достижение следующих целей:– формирование первичных экономических представлений и компе-тенций;– развитие экономического мышления дошкольников;– воспитание со...