«ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Захарова Элла Юрьевна

Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»

ЦЕЛЬ: подвести итоги работы по обучению грамоте за год; подчеркнуть значимость дополнительных занятий по обучению грамоте для речевого и общего развития детей

ЗАДАЧИ:

- общеобразовательные:

* уточнять и закреплять умение на слух выделять гласные и согласные звуки, их место в словах, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;

* закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

* совершенствовать умение составлять предложение из слов, определять количество слов в предложении, составлять схему предложения

- развивающие:

* развивать фонематический и фонетический слух и восприятие, зрительное и слуховое внимание, восприятие, память;

* интерес к занятиям

- воспитательные:

* воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь друг другу, доброжелательность, веру в собственные силы.

Ход занятия:

1. Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня получил письмо и читает его:

«Ребята! Помогите! Злая колдунья отправила меня на необитаемый остров звуков и букв и дала трудные задания. Я не знаю, как их выполнить, и не могу вернуться домой! Помогите!»

Незнайка

- Ребята! Вы готовы помочь Незнайке? Тогда надеваем пилотки и проходим на корабль! Дети садятся.

Звучит музыка, крики чаек, шум волн, плеск воды.

2. - Что мы слышим?

(Плеск воды, крики чаек…)

- Как это назвать одним словом?

- Звуки.

- Когда мы говорим, мы тоже слышим и произносим звуки, это звуки речи. Они делятся на две группы. Какие?

- Гласные и согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

- Назовите гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И.

- Расскажите стихотворение о согласных звуках

А согласные… согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

ССС – змеиный слышен свист,

ШШШ – шуршит опавший лист,

ЖЖЖ – шмели в саду жужжат,

РРР – моторы тарахтят.

- Согласные бывают звонкие и глухие (проверяем по звоночку в горлышке);

- Твердые и мягкие (проверяем по улыбочке).

- А теперь немного поиграем, проходите в круг. Игра называется «Парные звуки» (с мячом). Я произношу согласный звук, а вы его мягкого братца:

Б – БЬ                                  М – МЬ                          Д – ДЬ

П – ПЬ                                 Л – ЛЬ                            Т – ТЬ

В – ВЬ                                  Н – НЬ                            С – СЬ

Ф – ФЬ                                  Р – РЬ                             З – ЗЬ

Г – ГЬ                                                                            Х – ХЬ

К – КЬ                                                                          

Всегда твердые:                                                              Всегда мягкие:

Ж, Ш, Ц                                                                            Ч, Щ, Й

- Отправляемся на камбуз (корабельную кухню) и поможем коку (повару) разобрать овощи – фрукты по корзинам

Игра «Три корзины»

красный бант                              синий бант                         зелёный бант

огурец                                            помидор                              виноград

апельсин                                        лук                                       лимон

ананас                                            капуста                                перец

                                                       картофель

                                                       морковь

                                                       кукуруза

- Чем звук отличается от буквы?

(Звуки слышим и говорим, буквы – видим и пишем)

- Проходим в кают-компанию (за столы)

Игра «Лишняя буква»

(перед каждым по 2 карточки с буквами.)

 Надо найти и зачеркнуть лишнюю букву.

АОИКУ                                                             БТКЛА

Игра «Четвёртый лишний»

(перед каждым по 4 картинки в 3-х есть звук «М»)

- Найти и зачеркнуть лишнюю картинку:

МАК     КОМАР      РОЗА      ДОМ

МУХА  ЗАМОК       ДЫМ      РАК

Игра «Цепочка слов»

- Ребята, порвалась якорная цепь, она состоит из звеньев, нам надо восстановить порядок:

БАРАБАН – НОСКИ – ИГОЛКА – АНАНАС – СТУЛ – ЛУК – КЛЮЧ – ЧАСЫ

3. Физкультминутка

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли – помахали.

Спрятали за спину их,

Оглянулись через правое плечо,

Через левое плечо.

Дружно сели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Руки опустили вниз…

4. - Ребята! Кажется, я вижу землю!  Якорная цепь в порядке… Отдать швартовы!

А вот и Незнайка! Здравствуй, Незнайка! Что произошло?

- Злая колдунья сказала, что я навсегда останусь на этом острове, если не выполню её заданий. А они очень сложные! Помогите!!!

Задание 1:

Придумать предложение со словом ВЕСНА.

- Ребята, из чего состоит предложение?

- Из слов.

НАСТУПИЛА РАННЯЯ ВЕСНА.

- Сколько слов в этом предложении?

- Три.

- Каждое слово обозначаем чёрточкой, первое слово в предложении пишется с большой (заглавной) буквы, в конце предложения ставим точку.

Задание 2:

- Сколько слогов в слове ВЕСНА?

- Как можно проверить себя?

- Прохлопать, подставить ладонь под подбородок, сосчитать гласные буквы.

- В слове ВЕСНА – два слога.

Задание 3:

- Определить, какое слово не подходит, не является родственным:

МОРЕ – МОРСКОЙ – ЗАМОРСКИЙ – МОРОЗ

СОЛЬ – СОЛЁНЫЙ – СОЛНЫШКО – ЗАСОЛКА

КОРАБЛЬ – КОРАБЕЛЬНЫЙ – КОРКА – КОРАБЛИК

Задание 4:

- Отгадай загадку, зашифруй отгадку:

1. Травку щиплет на лугу,                                           2. Беззаботно ест и спит

Молоко даёт и пух,                                                       В синем море синий…

Бородата и рогата

И бодается, однако

КОЗА                                                                                    КИТ

Задание 5:

- Определить место звука К в словах:

КНИГА

РУЧКА

ЦВЕТОК

КАБЛУК

Задание 6:

- Прочитать слова, добавляя слоги:

Дети пили сладкий СОК,

Слог ПЕ добавим – стал ПЕСОК,

А НО пришёл – уже НОСОК,
А если КУ – читай КУСОК,

Со слогом ЛЕ – прочтём ЛЕСОК,

Туда пошли мы на ЧАСОК.

ПЕ

НО

КУ                                      СОК

ЛЕ

ЧА

- Ну, что ж, ребята, мы справились со всеми заданиями и помогли Незнайке, теперь можно возвращаться домой.

Незнайка благодарит детей и дарит им наклейки морской тематики

5. Итог занятия: «Выбери смайлик»

«Ребята! Помогите!

Злая колдунья отправила меня на необитаемый остров Звуков и Букв и дала трудные задания.

Я не знаю, как их выполнить, и не могу вернуться домой! Помогите!»

Незнайка

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

А согласные… согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

ССС – змеиный слышен свист,

ШШШ – шуршит опавший лист,

ЖЖЖ – шмели в саду жужжат,

РРР – моторы тарахтят.

КОЗА

К И Т

ПЕ

НО

КУ

ЛЕ

ЧА

СОК

А  О  И  К  У

Б  Т  А К  Л  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие на корабле"

Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки в играх и эстафетах....

Развлечение "Путешествие на корабле"

Развлечение направлено на развитие мышления. Формирование знаний у детей о комнатных растениях и домашних животных....

Путешествие на корабле

Формирование знаний детей о растениях, животных в соотношении к живым существам, через наглядно-образного и наглядно-схематического мышления и конструктивных умений....

"Путешествие на корабле"

Конспект по математическому развитию для старшей группы...

Весёлая математика "Путешествие на корабле"

Знание порядкового счёта. Ориентировка на листе. Знакомство с секундной стрелкой.Знание о  четырёхуголнике, ромбе....

Игра-путешествие на корабле

Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий;- Отвечать на вопросы, отгадывать загадки, активизировать ...

Путешествие на корабле.

Занятие по математике в подготовительной группе. Занятие составлено в  виде путешествия на корабле. Сосотоит из разных математических игровых заданий. Я показывала его на родительском собрании. Р...