Конспект ООД по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе: дифференциация звуков [З]-[Ж]
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Домнина Оксана Владимировна

Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: дифференциация звуков  [З]-[Ж]. Презентация к занятию.

Программные задачи:

1.Закреплять правильное произношение звуков З — Ж изолированно, в слогах, словах, предложениях.

2. Учить детей различать звуки З — Ж на слух и в произношении;

3. Продолжать учить детей выделять и называть общий звук в словах; подбирать схемы слов к картинкам, производя звуко -буквенный анализ;

4. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Умение называть слова с заданным звуком.

5. Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память.

6. Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_differentsiatsiya_zvukov_z-zh.docx35.43 КБ
Файл prezentatsia_z-zh.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе: дифференциация звуков [З]-[Ж]

Программные задачи:

1.Закреплять правильное произношение звуков З — Ж изолированно, в слогах, словах, предложениях.

2. Учить детей различать звуки З — Ж на слух и в произношении;

3. Продолжать учить детей выделять и называть общий звук в словах; подбирать схемы слов к картинкам, производя звуко -буквенный анализ;

4. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Умение называть слова с заданным звуком.

5. Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память.

6. Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей.

Предварительная работа: знакомство со звуками, игры на нахождение звука в словах, придумывание слов с определенным звуком; работа с раскрасками; заучивание четверостиший на определенную букву.

Оборудование: картинки, 2 удочки, 2 ведёрка, раскраски, карандаши, подносы на каждого ребенка, ватка, телевизор, ноутбук, презентация: «Дифференциация звуков З-Ж».

Ход.

Минутка вхождения в занятие (хоровое проговаривание)

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре —

Говорим всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Логопед: на своё место сядет тот ребёнок, кто правильно и четко проговорит за мной цепочку слогов:

Са-ша- ша;     шо-са-ша;     сы-шу-ши;     сы-ша-шу;     ус-уш-иш;      аса-аша-уши.

1.        Организационно-поисковый этап

1.1 Артикуляционная гимнастика: 2 слайд презентации

 Упражнение на активизацию мышц речевого аппарата:

“Заборчик ”-   удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

“Блинчик” —  удерживать язык широким, распластанным на нижней губе, предварительно расслабив мышцы языка, проговаривая слог пя-пя-пя.

«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

«Фокус» - рот открыт, губы в улыбке, язык высунут в форме «чашечки», удерживая язык в таком положении сдувать ватный шарик с кончика носа. (Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.)

1.2. Определение темы занятия: 3-4 слайды презентации:

Логопед: Назовите первый звук в следующих картинках:

- зонт, звонок, заяц, замок. Звук З;

- жаба, жёлудь, жук, жираф. Звук Ж.

Логопед: тема сегодняшнего занятия звуки З-Ж, давайте дадим характеристику этим звукам.

1.3.           5-6 слайды Характеристика звуков.

Установление сходства и различия между звуками (использование зеркал)

Логопед: Что делают губы, когда мы произносим звуки З и Ж?

Дети: При произнесении звука [З] губы в улыбке, а при произнесении звука [Ж] губы округлены.

Логопед: Что делают язык и зубы, когда мы произносим звуки [З] и [Ж]?

Дети: При произнесении звука [З] язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука [Ж] язык широкий, вверху.

Логопед: А что делает горлышко? Давайте приложим ладошку к горлышку и почувствуем дрожание голосовых связок.

Дети: При произнесении звуков [З] и [Ж] горлышко дрожит.

Звук З – согласный, может быть твёрдым и мягким, звонкий, язык при произнесении этого звука упирается в нижние зубки.

Звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий, язык при произнесении этого звука поднимается к верхним зубкам.

1.4. Звукоподражание:  Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з…

7  слайд     Проговаривание звуков по графическому обозначению:

    

2. Дифференциация звуков [з - ж] на слух в звуках, слогах, словах:

Логопед: Я буду произносить звуки, если вы услышите звук З, то покажите пальчиками комарика и произнесёте звук Ззз, если вы услышите звук Ж, то помашете «крылышками» позади себя и произнесёте звук Жжж. Если не услышите ни того ни другого звука, то стоите бесшумно.

Сопровождение пальчиковыми фигурами.

“Комар – сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.

“Жук” — машут «крылышками» позади себя.

2.1 Звуки:

З-Ж-С-З-Ж-Ш-З-Ж.

2.2. Слоги:

ЗА-ЖУ-АЗУ-АСУ-УШИ-ЖА-ЖО-ЗЫ.

2.3.Слова:

Пожар – базар

лежать – лизать

разок – рожок

зевать – жевать

коза – кожа

звать – ждать

сок-шок.

2.4. Проговаривание чистоговорок:

За – жа – за – открываю я глаза.

Жа-за-жа  - мы увидели ежа.

Жу – зу – жу – Тузика я покажу.

Зы – жи – зы – испугались мы козы.

Зда – жда – зда – ходят часто поезда.

Жди – зди – жди – Женю с Лизой подожди.

 

3. Дифференциация звуков [з - ж] в словах.

3.1 Игра «Правильное слово»

Логопед: Я каждому из вас буду говорить два слова, а вы должны будете повторить только то слово, которое я произнесла правильно.

Ваяц-заяц                   зук-жук                 вадина-жадина                кова-коза

Жонтик-зонтик          ёжики-ёвыки        пижама-пизяма               журавль-вувавль          

 

3.2 Игра «Словоловы» Авторская игра Домниной О.В.

Логопед: Сейчас мы отправимся на рыбалку, но не обыкновенную, где ловят рыбу. Мы будем ловить на удочку слова-картинки и трудность будет заключаться ещё и в том, что мальчики будут ловить слова-картинки со звуком Ж, а девочки слова-картинки со звуком З.

4. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях.

Игра: «Исправь ошибки».

 Логопед: Сейчас мы с вами мысленно поменяемся местами, и я превращусь в малышку, не умеющую выговаривать звуки З и Ж, а ваша задача исправить меня и проговорить правильно все слова с этими звуками.

Я зыву в новом доме.

У Зени болит зывот.

У Жои жаболел жуб.

Жвонок жовёт детей на жанятие.

Я зайду на жавод.

Я жагадаю Жое жагадку.

Заба зывёт на болоте.

Кабан зуёт золуди.

5. Звуковой анализ слов.

 5.1. Упражнение «Составь слово» 8-11 слайд презентации

Логопед: На экране картинки, нужно определить первый звук в каждой картинке, запомнить его, а затем из этих звуков сложить новое слово, которое появиться на экране в том случае, если вы правильно его назовёте.

 8 слайд – картинки: заяц, утка, бант. ЗУБ (последняя появляется по щелчку,

если правильно составили слово, звучат аплодисменты).

 9 слайд – журавль, удочка, кот. ЖУК появляется по щелчку.

10 слайд – робот, облако, забор, арбуз. РОЗА появляется также.

11слайд- луна, утюг, жираф, ананас. ЛУЖА появляется также.

5.2. Физкультминутка Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

5.3. Упражнение «Схема слова»

Логопед: А сейчас очень сложное задание. Надо подобрать к картинкам схемы слов.

12 слайд: Давайте рассмотрим картинки: ножи, ёжик, жакет.

13 слайд: заноза, коза, замок.

Какой общий звук и буква есть во всех этих словах. Определяем

место положение звука Ж, З.

На экране схемы слов, дети определяют под каким номером записана заданная картинка.

6 Работа с раздаточным материалом.

Логопед: На столе лежит лист бумаги, на котором нарисованы картинки, в которых есть слова со звуком З, Ж и слова в которых нет этих звуков. Надо красным карандашом обвести все картинки, в которых есть звук З, а синим-со звуком Ж. Звуки могут находиться в любой части слова.

Анализ выполненной работы.

7. Итог.

Логопед: Ребята, какие звуки мы учились различать? Какие игры вам понравились больше всего? Какое задание было трудным? (Ответы детей)

Вы старались и у вас все получилось. Вы – молодцы!

Домашнее задание-в группе разукрасить раскраски слова со звуком З-красным карандашом, слова со звуком Ж-синим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация звуков [З]-[Ж] МАДОУ детский сад №27 г. Белорецк п одготовила учитель-логопед Домнина О.В.

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика

Слайд 3

Определи первый звук в словах

Слайд 4

Определи первый звук в словах

Слайд 6

Характеристика звуков З-Ж З Ж

Слайд 7

Чётко проговори звуки З-Ж

Слайд 8

Составь слово

Слайд 9

Составь слово

Слайд 10

Составь слово

Слайд 11

Составь слово

Слайд 12

Подбери к картинкам схемы слов 1.Ж 2. Ж 3. Ж

Слайд 13

Подбери к картинкам схемы слов 1 . . З 2 . З 3 . З З