Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Библиотека. Сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Библиотека. Сказки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"

Тема «Библиотека. Сказки»

Цели :

Обучающие:

  1. Связная речь:
  • Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.
  • Закреплять умение составлять творческий рассказ на тему “Печка” по рисункам.
  1. Грамматика:
  • учить составлять простые распространенные предложения.
  1. Словарь:
  • Закреплять умения у детей находить общие признаки, сравнивая картинки (игра “Что общего?).
  • ввести в словарь детей новое слово – валежник.
  • развивать умение подбирать слова, обозначающие личностные характеристики сказочных героев (добрый, ленивый, хвастливый, хитрый).
  1. Закрепить знания детей русских народных сказок, пословиц о дружбе, о труде.
  2. Продолжить формирование умений работать группой, и в микрогруппах.

Развивающие:

  • Развивать познавательные процессы: логическое мышление (анализ, сравнение), внимание, воображение.
  • Развивать мелкую мускулатуру рук (превращение бумаги в камушки).

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
  • Закреплять у ребят представление о доброте, дружбе.
  • Воспитывать у них отрицательное отношение к негативным качествам: хитрость, хвастовство, лень (игра “Яблонька наклонись).

Предварительная работа:

  • Беседа по сказке “Гуси лебеди”.
  • Беседа на тему “Русская печка”.
  • Чтение сказок: “Сивка-бурка”, “Хаврошечка”, “Заяц-хвастун”, “Снегурочка”.
  • Игры: “Что общего?”, “Сказочный сундучок”, “Ступеньки доброты”.
  • Игры с загадками: “Узнай по описанию”.
  • Игра по потешке “Черный ворон”.
  • Познакомила детей с пословицами: “Друга выслушать умей, будет 100 тогда друзей”. Это здорово, когда тебя слушают, это значит, тебя уважают. “За работу и награда”, “Друзья познаются в беде” и др.
  • Рисование на тему “Мой любимый сказочный герой”.

Материал: Магнитофон, кассета. Панно “Лес”. Иллюстрации: печки, ежика, яблони, речки, избушки на курьих ножках. 4 набора героев по сказкам: “Теремок”, “Хаврошечка”, “Снегурочка”, “Сивка-бурка”. Игра “Что общего?” (Еж). Мнемотаблица “Печь”. Иллюстрации (4 шт) к сказкам. Веточка яблони. Перышки гусей. Листы бумаги серого цвета по количеству детей.

Ход занятия

Маша (воспитатель):

Как у наших у ворот
Собирается народ.
Здравствуйте, добры молодцы,
Да красны девицы.

Маша: У меня есть игра “Ворон”

Вы не против детвора?
За руки беритесь дружно.
(ходят по кругу)
Ой, ребята та – ра - ра
На лугу стоит гора.
(в другую сторону)
А на той горе дубок
А на дубе воронок.
(Выставляют поочередно правую затем левую ноги).
Ворон в красных сапогах. (Показывают сережки).
В позолоченных серьгах
Черный ворон на дубу.
(Имитируют игру на трубе).
Он играет во трубу
Труба точенная, позолоченная

(хлопают)

Труба ладная,
Песня складная.

Маша: Ой, заигралась я с вами, а про братца своего Иванушку, совсем забыла. (Отойдя чуть в сторону от детей). Нет, Иванушки, одни перышки на земле лежат. 

(Беру перышки и показываю детям).

Маша: Ребята, посмотрите, чьи перышки, кто моего братца унес?

Дети: Иванушку гуси-лебеди унесли.

Маша: Милые ребята, вы мне поможете братца Иванушку найти?

Дети: поможем.

Маша: А с трудностями на пути справитесь?

Дети: справимся

Маша:

Времени терять не будем зря,
Отправляемся друзья.
Сказка двери отвори
Путь дорогу покажи.

(металлофон - музыка)

Подвожу детей к дороге (ткань на полу), которая лежит на полу у стенда с панно “Лес” (панно - закрыто тканью).

Маша: Эта дорога приведет нас в сказочный лес. Но чтобы попасть туда, нам надо выложить дорогу “сказочными” камнями. Возьмите лист бумаги и превратите его в камушек вот так (показываю, как делать) хорошо прижимайте пальчиками. Идите за мной, камушек кладите на дорогу и назовите любую русскую народную сказку. Садитесь на пенечки.

(Снимаю ткань с панно; фонограмма “лес, птицы”. Говорю загадочно под фонограмму)

Мы пришли в сказочный лес
Полон он загадок и чудес
Здесь деревья стоят
И листвою шелестят.
Реки молочные текут.
Птицы звонкие поют.

(Выключить фонограмму)

-Вот и первая загадка:

Лежала под елками
Подушка с иголками
Лежала, лежала
Да побежала.

- Кто это?

Дети: Еж.

Маша: С чем, ежика сравнивают в загадке?

Дети: с подушкой с иголками.

Маша: Что необычного сделала подушка?

Дети: лежала, лежала да побежала.

Маша (открываю картинку с ежом): Еж нас пропустит, если мы расскажем: что общего между Ежиком и картинками вокруг него?

Игра “Что общего?”

Маша: Послушайте. Ежик пьет молоко и ловит мышей, как кошка. А теперь вы ребята.

Дети отвечают.

Маша: Что может быть общего, между ежиком и пуговицами? Молодцы ребята, ежику понравилось, как вы много интересного рассказали о нем, и он пропускает нас в сказочный лес.

(Закрываю картинку с ежиком)

Маша: Идем по лесу…

Летит сова
Весела голова
Нам загадку подала
Отгадать ее пора.

“Что из угла в угол в доме не переставишь?”

Дети: Печь.

Маша: Почему, вы решили, что это печь?

Дети высказываются.

Маша (открываю картинку с изображением Печки):

Печь рисунки углем рисовала
И при этом все она мечтала.
Вы их ребята, рассмотрите
И о печке расскажите.

Мнемотаблица “ Печка”

Придумаем красивое предложение к каждому рисунку.

Дети: В доме стоит печь.

Маша: В каком доме? (большом, светлом, деревянном). Повтори. В большом, деревянном доме стоит печь.

  • Печка сложена (сделана) из кирпича.
  • Что могут дрова рассказать о печке?

Дети: Печку топят дровами.

Маша: Какими дровами? (сухими, березовыми). Скажем вместе: Печку топят сухими березовыми дровами.

Дети: Из трубы идет дым (какой дым? серый, белый)

Маша: Повтори. Из трубы идет серый дым.

Дети:

  • На печи в кастрюле варят вкусный суп.
  • Испекли вкусные сладкие пирожки с повидлом.
  • На печи сушат сапоги, варежки.
  • На печи греется пушистый, рыжий кот.

Маша: Бабушка читает нам русские народные сказки у теплой печки.

- Вы придумали много предложений, а теперь, кто, составит рассказ о печке? (по желанию ребенок рассказывает весь рассказ).

Маша: Печке понравился наш рассказ, и она пропускает нас.

(Закрываю картинку с печкой)

Надо, надо торопиться
Нас торопят ноженьки
Да зовет дороженька.

Вот и яблоня на пути (открываю карточку с изображением Яблони)

Ты нам Яблонька дорогу покажи,
Где нам братца моего найти.

(Показываю веточку яблони)

Веточками Яблоня качает
И игру нам предлагает.

“Яблонька наклонись”

- Вы ребята в круг вставайте. Перед вами лежат перевернутые иллюстрации. Я буду яблонька – ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:

Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (2 наклона вперед).
К доброму, к хорошему потянись, потянись (
потянуться вверх).
От злого, от плохого отвернись, отвернись (
опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону).

Кого яблонька заденет, тот берет иллюстрацию. Называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравиться или не нравиться.

- Почему?

  1. Емеля - ленивый. Что он любил делать? Лежать на печи.
  2. Заяц – хвастун. Как он хвастался? У меня не усы, а усищи…
  3. Хаврошечка – добрая, трудолюбивая. Какие добрые дела она делала? Ткала холсты, кормила коровушку, всю работу по дому выполняла…
  4. Лисичка - хитрая

Ребята, с кем бы вы из этих героев стали дружить? Почему?

Маша: Яблонька с нами поиграла и веточками нам дорогу к речке показала. (Закрываю картинку с яблоней).

(Садитесь на пеньки).

Вот и речка у нас на пути (открываю картинку с речкой)

Баба Яга на ступе летала, нас увидала.
Чтобы мы не прошли
Ванюшку не унесли:
Молочную речку заколдовала
и валежником закидала,
Чтобы речку расколдовать
и валежник разобрать,
Нужно пословицы о дружбе, о труде назвать.

-Ребята, вы знаете, что такое валежник? Валежник - это сухие, упавшие деревья.

- Ребята, речку мы в беде не бросим? И пословицы о дружбе, о труде вспомним.

- Кто вспомнил, назовите? (Дети называют пословицы, а я убираю деревья)

  • “Друга выслушать умей, будет 100 тогда друзей”.
  • “Друзья познаются в беде”.
  • “Всякая дорога вдвоем веселей”
  • “Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”
  • “По работе и награда”.

(Фонограмма “Речка”)

Слышите, ребята речка нас благодарит.

Маша: Сделали доброе дело и отправились по дороге смело.

(Открываю картинку с изображением Бабы Яги)

Перед нами избушка
А в избушке старушка
Кто она?

Дети: Баба Яга.

Маша: 

Баба Яга хитра….
Задания любит задавать она.

Если справимся, то она отдаст нам Ванюшку. Ребята, разделитесь на три группы по желанию и располагайтесь здесь “на полянке”.

В конвертах герои сказок.

- Вам нужно внимательно рассмотреть героев, по ним угадать название сказки. (Дети выполняют задание и располагают героев на планшетке, планшетки с номерами 1.2.3.)

Чья группа выполнила задание, могут сесть на места. (Дети оставляют планшетки, и садятся на пеньки)

  • Задание первой группы, кто расскажет, что у вас получилось?

- Назовите героев и скажите, из какой они сказки.

Дети: Царь, Василиса Премудрая, старик и три сына, Сивка-бурка - сказка “Сивка-бурка”.

- У вас остался еще один персонаж, почему вы его убрали?

Дети: он из другой сказки.

  • Задание второй группы, кто расскажет, что у вас получилось?

Дети: Мачеха, три сестры, добрый молодец, Крошечка - Хаврошечка, коровушка, яблонька – сказка “Хаврошечка”.

  • Задание третьей группы, кто расскажет, что у вас получилось?

Дети: Муха, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь – сказка “Теремок”.

  • Задание четвертой группы, кто расскажет, что у вас получилось?

Дети: Снегурочка, баба, дед, подружки – сказка “Снегурочка”.

Маша: Сказки: “Сивка-бурка”, Хаврошечка”, “Теремок”, “Снегурочка” - это какие сказки?

Дети: Это русские народные сказки.

Маша: Понравились вы ребята Бабе Яге, выдержали все испытания, и она отдает нам Иванушку (Иванушка за ширмой домика).

Братца Ванечку возьмем,
И по хоженой дорожке
(металлофон – музыка)
Вместе все домой пойдем.
Вот и дорога позади.
Наконец-то мы во двор пришли.

-Вы ребята всем расскажите, по какой сказке мы путешествовали? Кого повстречали?

  1. Ежа. Мне понравилось как Таня, и Ваня были активны в нахождении общего между ежом и картинками.
  2. Печку. Рассказывая о печке, Толик составил интересный рассказ.
  3. Яблоня. Понравилось как Коля и Ира высказывали свое мнение о сказочном герое.
  4. Речку. Кто запомнил, новое слово? – валежник. Что такое валежник?
  5. Баба Яга. Понравилось, как дружно работали все группы, хочется отметить Сашу, Любу, Таню – они защищали работу своей группы.

- Ребята, что нам помогло справиться с трудностями и найти моего братца?

Дети: дружба

По работе и награда. В саду у моего батюшки уродились яблочки:

- Если вам понравилось наше путешествие, и было интересно – возьмите красное яблочко. А если вы устали и вам было не интересно – возьмите зеленое яблочко.

Маша: Спасибо Вам ребята! Вы настоящие друзья, не зря говорят: “Друзья познаются в беде”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе"Придумывание сказки на заданную тему".

Цель:формировать умение придумывать сказку на заданную тему;учить передавать с помощью интонации различные чувства(радость,огорчение,безразличие).Оборудование: репродукция картины Б.Бакшеев "Голу...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «По сказкам Г.Х.Андерсена»

Конспект открытой НОД по развитию речи                    в подготовительной  группе   ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сочиняем сказку про Никельку»

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Пересказ сказки «Лиса и козел»

Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно перед...