Логопедические игры в помощь воспитателю
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Картотека логопедических игр (помощь воспитателю при автоматизации звуков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskie_igry_v_pomoshch_vospitatelyu.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Покатаем на машине.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука с (сь) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки, в названии, которых есть звук с (сь): слон, собака, лиса, поросёнок, гусь, а также другие игрушки: мишки, крокодил, кукла, машина и т.д.

Ход:

Педагог показывает игрушку и просит нескольких детей назвать её, потом он сам называет её и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук С («песня водички»).

   Ребёнку, правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола.

   Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, определяли слова на слух наличие данного звука в слове;

произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон).

Будьте внимательны.

Цель: 

Закрепить правильное произношение детьми звука з (зь) в словах, учить их

выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др.

 Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

   Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделять голосом: зззонт), после каждого слова делать набольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать.

Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых не достаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

Назови и отгадай.

Цель:

Закрепить правильное произношение детьми звука з (зь) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: фланелеграф; картинки, изображающие предметы, в названиях которых имеется звук з (зь), а также парные к ним без з,

например: зайка – кошка, замок – ключ, коза – корова, ваза – графин.

Ход: Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картинки и просит детей сказать, что на них изображено. Затем он предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук з («песня комарика»). Если дети допускают ошибки, воспитатель сам произносит парные слова, выделяя голосом з (например, зззайка – кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук з.

   Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук з (зь), умели выделять эти слова со звуком.

Что в мешочке.

Цель: 

Закрепить правильное произношение

детьми звука ц в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук ц: цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: машина, кубик, мячик, шарик и пр.

Ход: Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. «К кому я подойду, - продолжает он, - тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовёт её и покажет всем детям». Вызванный ребёнок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей ещё раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук ц («песенка синички»).

   Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук ц (цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица), и предлагает детям перечислить их.

   Произносить слова воспитатель должен отчётливо, выделяя звук ц, например: овцца. 

Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук с, который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы правильно называли слова, содержащие ц, отчетливо произносили этот звук в словах.

Наши имена.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Кукла.

Ход: Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать её так, чтобы в её имени был слышен звук ш («песенка гуся»). Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш: «Машшша, Машшшенька».

   Затем воспитатель просит сказать, какие имена они ещё знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: «Шура, Даша, Лёша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и послушать, есть ли в нём «песенка гуся» или нет. «Миша, скажи громко, как тебя зовут», - обращается воспитатель к мальчику.

Ребёнок отвечает. «Слышится в твоем имени звук шш – «песенка гуся» или нет?» Если ребёнок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук ш, и предлагает всем ребятам ответить: «Есть в имени Мишшша «песенка гуся» или нет?» Такую работу можно провести с 6-8 детьми. В некоторых случаях надо изменить имя так, чтобы в нём появился звук ш, например: Танюша, Катюша, Андрюша.

   Для ответов вызываются и те дети, в именах которых этот звук отсутствует: Лена, Вова, Костя и т.д.; особое внимание следует обратить на тех ребят, которые ещё недостаточно отчетливо произносят данный звук в словах.

Отбери предметы.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки и предметы в названиях которых есть звук ч: часы, ключ, чайник, чашка, мяч и т. п., а также другие игрушки: кукла, мишка, машина.

Ход: Воспитатель ставит на стол все приготовленные предметы (6 – 8) и предлагает детям назвать лишь те, в названиях которых есть звук ч. Педагог следит, чтобы ребята правильно выбирали предметы, добивается, чтобы они чисто произносили звук ч в названиях, выделяя его голосом: чччасы, ключчч. Неправильные ответы

разбираются всей группой.

Кому что подарим.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф; картинки, на которых изображены мальчик, девочка, а также шубка, шапка, шапочка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка, пушка, мишка (во всех названиях есть звук ш).

Ход: Воспитатель выставляет на фланелеграфе с одной стороны картинку с изображением мальчика, с другой – девочки, в нижней части фланелеграфа прикрепляют остальные предметы, и предлагает детям перечислить их. Указывая на картинки с изображением детей, он говорит: «Этого мальчика зовут Миша, а девочку – Маша». Картинки, стоящие внизу, он предлагает подарить одни Мише, другие Маше. Педагог указывает на картинку с изображением шубы и спрашивает, что это нарисовано.

Дети отвечают: «Шуба».

- «Кому мы подарим шубу; Мише или Маше?» Дети предлагают подарить шубу Маше.

Воспитатель помещает эту картинку под картинкой с изображением девочки. «А это что?» -  спрашивает он, показывая машину. «Это машина», - говорят дети. «Кому мы подарим машину?» Дети предлагают подарить машину мальчику картинка ставится под изображением мальчика) и т.д. Некоторые предметы, изображенные на картинках, дети могут подарить и Мише, и Маше.

Когда все предметы будут распределены, воспитатель предлагает некоторым ребятам перечислить, какие предметы они подарили Мише, а какие – Маше, и следит за тем, чтобы все дети правильно произносили звук ш в словах.

   Аналогичная игра может быть проведена для отработки произношения любых звуков в словах.

Зачем нужно?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Предметы или картинки: чашка, чайник, часы, очки, ключи, сачок, удочка, мяч (во всех названиях есть звук ч).

Ход: Воспитатель показывает предметы (или картинки) и просит детей называть их и сказать, зачем нужны.

Например, он показывает чашку и спрашивает: «Что это?»

Дети: «Чашка». «Таня, зачем нам нужна чашка?»

Таня: «Пить чай». - «А кто скажет, что ещё можно пить из чашки?» - обращается воспитатель ко всей группе. Дети перечисляют: «Пить молоко, кисель, компот» и т.д. Далее воспитатель показывает часы, очки, ключи и другие предметы и спрашивает об их назначении.

   Педагог следит, чтобы все дети правильно произносили звук ч в словах.

Подберём игрушки.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ж в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Кукла; игрушки и предметы: жук, жираф, ёжик, флажок, кружок, жеребёнок и др. (во всех названиях есть звук ж).

Ход: Все перечисленные выше игрушки и предметы воспитатель заранее расставляет на видных местах.

Игра начинается с того, что педагог показывает детям незнакомую куклу (мальчика или девочку) и предлагает придумать ей такое имя, чтобы в нём слышался звук ж (песенка жука). Дети вспоминают имена Женя, Жора.

Воспитатель повторяет их, выделяя голосом ж: Жжженя, Жжжора. Затем он говорит, что у Жени (Жоры) дома много разных игрушек и предметов, в названии которых тоже есть ж (песенка жука).

«Кто скажет, какие игрушки, и предметы есть у Жени дома?» Если дети сами не могут ответить, воспитатель предлагает им посмотреть вокруг и сказать, какие они видят игрушки и предметы, в которых есть «песенка жука».

Найденные и названные предметы ставят на стол. Когда на столе окажутся все подготовленные воспитателем для игры предметы, он предлагает детям ещё раз назвать их, выделяя голосом, звук ж: ёжжжик, флажжжок и др. Если кто-либо называет не тот предмет – без ж, педагог разбирает это слово совместно с детьми; он следит, чтобы все дети четко и чисто произносили слова со звуком ж, выделяли его голосом.

У кого кто?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ж в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Картинки с изображением животных и их детёнышей: медведь и медвежата, ёж и ежата, уж и ужата, верблюд и верблюжата, лошадь и жеребята и др. (во многих названиях есть звук ж).

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого животного и просит детей сказать кто это. Дети отвечают. Затем он спрашивает: «А как называют детенышей медведя (если показывал взрослого медведя)?» - «Медвежата», - говорят дети. «А детенышей ежа?» - «Ежата». И т.д.

   Воспитатель следит, чтобы ребята четко произносили звук ж в словах, выделяя его голосом: медвежжжата, жжжеребята.

   Аналогично данному можно провести упражнение на закрепление правильного произношения детьми звука ч:

волк – волчата, зайка – зайчата, кролик – крольчата, белка – бельчата, галка – галчата и т.д. Нужно, чтобы дети называли детенышей животных не только во множественном числе, но и в единственном числе: медвежонок, жеребенок, зайчонок, волчонок и т.д.

Выбери слово.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука щ в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход: Воспитатель в слегка замедленном темпе произносит ряд слов, в которых есть звук щ, а также такие, в которых этого звука нет, и предлагает хлопать в ладоши тогда, когда они услышат звук щ  («песенку пилы»).Примерный набор слов: щука, лампа, веник, щетка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ. Если дети испытывают затруднения и ошибаются в определении слов со звуком щ, воспитатель произносит слова, выделяя этот звук голосом: щщщука, ящщщик. 

Групповые ответы чередуются с индивидуальными.

   Подбирая слова для упражнения, следует избегать слов со звуком ш, с, сь, чтобы дети не путались.

Отгадай, что взял Петрушка.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука Щ в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки и предметы, в названии которых есть звук щ; щетка, ящик, клещи, щенок; Петрушка.

Ход: Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в названиях которых есть звук щ, он просит детей назвать их и запомнить. После этого появляется Петрушка, здоровается с детьми. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы дети видели, что он возьмет. «Вы сейчас закроете глазки, - говорит он, - а когда я вам скажу, откроете их». Дети закрывают глаза, и воспитатель убирает один из предметов. Дети открывают глаза и называют предмет, который взял Петрушка. Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, например, щетку, воспитатель спрашивает: «Зачем Петрушке нужна щетка?» - «Петрушке нужна щетка, чтобы чистить одежду (зубы, если щетка зубная)», - отвечают дети. Постепенно воспитатель убирает все предметы,

 а дети угадывают, зачем они нужны.

   Воспитатель следит, чтобы все дети были внимательны, правильно определяли взятые предметы, чисто и четко произносили слова со звуком щ, выделяя его голосом.

Найди игрушку.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука л (ль) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком л (ль).

Дети называют: «Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла» и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделять в словах голосом звук л (ль) так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.

   Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли голосом звук. Ответы разбираются всей группой.

Каких животных мы знаем?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука л (ль) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф, картинки: лошадь, волк, лиса, лев, слон, верблюд, козел, теленок, олень, лось, осел, белка (во всех названиях есть звук л (ль)

Ход: Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована, например, лошадь, и спрашивает детей: «Это кто?» - «Лошадка», - отвечают дети. «А это кто?» (Показывает льва). – «Лев». И т.д. Рассмотренные картинки воспитатель

 размещает на фланелеграф так, что все домашние животные оказываются с одной стороны, а дикие – с другой.

 Когда дети назовут всех животных, и воспитатель расставит картинки,

он, указывая на ту сторону фланелеграфа, где прикреплены картинки с изображением домашних животных, предлагает нескольким детям перечислить их. Педагог, объясняет, что эти животные называются домашними потому, что живут рядом с человеком, он их кормит, ухаживает за ними, эти животные приносят людям большую пользу.

   Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук л (ль) в словах, поправляет тех, кто еще недостаточно чисто произносит этот звук, просит повторить нечетко сказанное слово, дает образец произношения.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

в помощь воспитателю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду.

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду.  Воспитатель – это, несомненно, творческая профессия. Именно воспитатель придумыв...

Игры в помощь воспитателям ДОУ по входной и итоговой диагностике детей дошкольного возраста

Данные игры можно использовать для входной и итоговой диагностики детей дошкольного возраста в ДОУ в познавательной области. Воспитатель проводя эти игры, фиксирует ответы, затруднения, успешные выска...

Материал по игре в помощь воспитателям

В последнее время в практике работы с детьми становится особо актуальным поиск новых форм и методов воспитания, обучения и развития в сочетании с традиционными и нетрадиционными подходами для формиров...

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5–6 лет в детском саду

Воспитатель – это, несомненно, творческая профессия. Именно воспитатель придумывает идеи для поделок, рисунков, аппликаций, которые потом воплощают в жизнь дети. Творчество воспитателей про...

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду.

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду....

Картотека по речевым играм - в помощь воспитателю логопедической группы

Описание речевых игр. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями группы для детей с ТНР.Лист А4 сворачивается пополам и вкладывается в файл А5.Картотека является неполной, находится в процессе до...