Конспект образовательной деятельности «Народный быт в старину»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Знакомить детей с народной культурой, бытом прошлых лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности в старшей группе

«Народный быт в старину»

Задачи: 

Воспитание у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого,  формирование представлений об истории и традициях русского народа. Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена. Развивать речь детей, активизировать её словами:

русская печь,/труба, шесток, заслонка, лежанка ,горница, горшочек, ухват, кочерга, крынка, подсвечник, коврик, сундук, корыто.

Воспитывать интерес и уважение к народным традициям.

Материал: Использование интерактивной доски,  предметы быта: утюг, чугунки, крынка, половик,  игрушечный сундук, самовар.

Ход занятия:

В.: Ребята, мы сегодня отправимся в необычное путешествие. Мы с вами поплывем на корабле  в старину к бабушке - говорушке. (Показ слайдов деревенской избы и ее убранство)

Воспитатель: Раньше в старину избы строили  из сосны и ели. Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались брёвна, из них ставился сруб /от слова рубить/.Избы строили, не используя гвозди, затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали её соломой. В избе была одна комната- горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. Самый главный предмет в горнице - это печка.

А для чего нужна печка?

В ней готовили еду, она и дом обогревала, на печи можно было даже спать.

Про неё в народе говорили: « Печка кормит, печка греет, печка мать родная».

Давайте рассмотрим печь - у неё есть труба, шесток, заслонка, лежанка. А как вы думаете, чем топили печь? Дровами.

Готовили пищу  в горшках и чугунках. Брали ухват и ставили горшок в печь - так и готовили еду-щи, кашу, картошку.

Назовите сказку, в которой встречается печь? /«Гуси-лебеди», «По-щучьему велению»

Молоко наливали в крынку и оно не прокисало.

А ещё в горнице есть красный угол - боженица, это  маленькая полочка, на которую ставили икону.

В шкафах хранили  посуду и продукты.

За большим столом собиралась вся семья. Пили чай из самовара.

А чем покрыт пол?

Ковриками и половиками.

Для чего? Для тепла.

Из чего же изготавливали их русские хозяйки?

Вязали из разноцветных лоскутков ткани тёмными вечерами. Электричества не было- брали свечку, ставили в подсвечник и зажигали, а ещё использовали лучину /это щепочка, отколотая от полена/

Сундук - обязательная принадлежность избы.

В них хранили одежду, ткань и другую домашнюю утварь. Сундуки были большие и маленькие.

А гладили бельё утюгами, они были двух видов - одни, в которые клали угли, а друге ставили на печь.

Ну, вот я вам всё рассказала.

Понравилось вам в гостях?

Как называется дом, в котором вы были сегодня? - Изба.

Как называется комната, где вас принимали? Горница.

Самый главный предмет в избе? Печка

Как называется красный угол в избе?

Божница.

Молодцы!

Приходите ко мне ещё в гости - я буду вам очень рада!

До свидания и всего вам доброго!

Воспитатель: Нам пора возвращаться. Поплыли. Вот мы снова в детском саду и я вам предлагаю попить чай из самовара.

В продолжение темы с детьми была подготовлена театрализация  сказки «Маша и Медведь». И  ее дети показали для всех ребят детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Народные мотивы»

Конспект разработан для детей подготовительной группы с целью приобщения детей к истокам народной культуры. Адресован музыкальным руководителям....

Конспект образовательной деятельности "Народные чудеса"

Конспект образовательной деятельности «Народные чудеса»(подготовительная группа)Разработан к тематическому периоду «Народная культура и традиции»....

Конспект организованной образовательной деятельности "Народная кукла "Колокольчик"

Воспитание интереса к историии и культуре русского народа...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Народная игрушка Дона»

Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки...

Конспект организованной образовательной деятельности «Народные ремесла Кубани» в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия «Народные ремесла Кубани» в подготовительной к школе группеЦель - формировать у дошкольников целостное восприятие искусства как частикультуры народа. Задачи:1. Познак...