Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Народная игрушка Дона»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Наугольнова Ирина

Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka_dona.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 56 «Улыбка»

Конспект

Непосредственно – образовательной деятельности

В подготовительной группе «Карусель»

Тема: «Народная игрушка Дона»

Составил воспитатель

первой квалификационной категории

Наугольнова И.В.

г. Белая Калитва

Тема: «Народная игрушка Дона»

Цель: Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки.

Задачи:

  1. Содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки. Научить  мастерить традиционную тряпичную куклу Бессонницу бесшовным способом.
  2. Продолжать развивать кругозор детей через знакомство с народной куклой, показать красоту и самобытность тряпичных кукол.
  3. Продолжать формировать трудовые навыки (операции) складывание , сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
  4. Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.
  5. Воспитывать  художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.

Непосредственно- образовательная деятельность:

Звучит запись – плачь ребенка. Входит тетушка Аксинья.

- Здорово дневали хозяюшки!

- Слава Богу.

- Ой – ой – ой . а кто это у вас голосит?

Девочки и тетушка Аксинья подходят к люльке, успокаивают дитя – качают люльку!

- Не успокаивается дитя, голосит.

- А вы  не знаете, как можно успокоить дитя?

Ответы детей: пожалеть, покачать ,перевернуть на бочек, спеть колыбельную, покормить . взять на руки.

Тетушка Аксинья берет дитя на руки, он успокаивается. Она кладет его в люльку.

- Я знаю в старину крутили куклу – пеленашку, ложили в люльку, для того чтобы она отгоняла злых духов.

Куклу пеленашку можно было свернуть из маминой юбки, утерки (полотенца), рубашки, утирочки (пеленки) .

Такая одежда несла в себе тепло человека и это тепло передавалось кукле, а от куклы к дитю.

- Что у вас под рукой можно найти для куклы – пеленашки?

- Да вот утирочка пойдет?

- Скручиваю утирочка в тугую скруточку или скалочку.

Достаю тесемку из сапетки.

В старину не было красивой тесемочки и использовали бечевочку. Я пользуюсь тесемочкой.

Перехватываю в области шейки потом по талии, перекручу тесьму крестом – получился обережный знак.

Этот крест оберегает дитя от сглазу.

- Вот такая куколка получилась.

- А во что же мы запеленаем куколку?

- Да вот в шалечку.

- Кладу куколку на шалечку. Укутываю куколку со всех сторон. Подогну шалечку , укутаю ножки, чтоб не побежали по дорожке. И перевязываю ленточкой.

Готова кукла – пеленашка. Глаза рисовать не будем, что бы не накликать злых духов.

- А вы знаете: «Сначала такую куклу – пеленашку ложили в пустую люльку, чтобы она обжилась там. А затем укладывали ее рядом с малышом. Гости смотрели на дитя и на куклу, и говорили, обращаясь к кукле: «Ой, до чего кукленок то хорош, чтобы не сглазить дитя».

  Запеленали куклу – пеленашку и к дитю в люльку положим.

Успокоился дите, спит сладко. А я вам покажу каких кукол делали в старину.

Кукол мастерили из разных лоскутков, тряпочек, ленточек. Посмотрите, у меня в сапетке есть разноцветные тряпочки, лоскутки, платочки, ниточки. (Выкладываю на стол).

- Рассаживайтесь поудобнее.

Мастерицы выбирали лоскутки, которые им полюбились  (понравились).

- Возьмите лоскуток, который вам люб.

- Какой лоскуток тебе, люб?

- Все выбрали лоскутки?

- Мы с вами будем мастерить обрядово – обережную куклу – бессонницу. Эта кукла оберегает сон ребенка.

Обрядово – обережных кукол нельзя было делать в «плохом» настроении, в праздничные дни, в выходные, ночью – по средам и пятницам.

- У вас хорошее настроение?

- И у меня хорошее настроение.

- Давайте вместе сделаем куколку – Бессонницу.

- Для начала нам понадобится желтый платочек.

1. Складываем уголок к уголку

2. Завязываем по узелку на каждом уголке. Что у нас получилось?

3. Раскрываем платочек, в серединку кладем небольшой комочек ваты. (тряпочек, ветоши)

Для крепкого, спокойного сна в старину вместо ваты ложили целебные травы – мяту, чабрец.

4. Дальше делаем три витка, затягиваем ниточку и получилась у куколки  головка.

5. Чего не хватает у куколки? Ответы детей

Наденем на куколку цветной лоскуток – сарафан.

Верхний уголок кладем на плечо , заведем за спинку  куклы, протягиваем вперед, так же повторяем и с другим уголком. Связываем узелком два конца, переброшенные через спину. Кукла – Бессонница готова.

Каждая кукла со своим характером. Можно уложить ее в кроватку или посадить на подушку.

Девочки могут сыграть своим куколкам колыбельную песенку.

Колыбельная.

- А вот и дите проснулось.

Мамочка, чтобы позабавить малыша, брала его на руки, одевала игрушку «Зайчика на пальчик»  и забавляла дитя. Малышу понравилась игрушка. А вам нравится?

Тетушка Аксинья раздает девочкам игрушки «Зайчика на пальчике».

- Хорошие вы хозяйки, мастерицы , руки у вас умелые.

Много кукол можно смастерить из лоскутков. Чтобы вам было сподручно, я вам подарю книги.

Девочки присаживаются. Я начинаю листать.

- Листайте книгу по страничке.

- Вот эту куклу я вам пеленала. Как она называется? (Кукла – пеленашка )

- От чего она оберегает дитя?

- А эта кукла вам знакома? ( Кукла в сарафане).

- А вот эту куклу мы с вами мастерили?( Кукла – Бессонница).

- Почему она так называется? ( Оберегает сон ребёнка)

- Мне пора домой возвращаться. А я к вам еще в гости приду и научу мастерить игрушку «Зайчика на пальчике».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» Старшая группа

Программное содержание образовательной деятельности:«Художественное творчество»- Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.- Помочь де...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: «ПОЗНАНИЕ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»: РИСОВАНИЕ ТЕМА «НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с народными игрушками (матрешкой), историей ее появления в нашей стране, особенностями и этапами изготовления деревянной куклы, воспитывать эстетическое ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Народные мотивы»

Конспект разработан для детей подготовительной группы с целью приобщения детей к истокам народной культуры. Адресован музыкальным руководителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» 2 младшая группа

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» 2 младшая группа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка»

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цве...