Конспект занятия в старшей группе № 2 по речевому развитию Тема: «Весна». Рассказывание по картине
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Щербакова Маргарита Павловна

Программное содержание:

Образовательные задачи: закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки весны; название весенних месяцев; расширить и активизировать словарь по теме «Весна». Учить детей составлять рассказы по картине (по плану воспитателя); закреплять умение связно, последовательно рассказывать по картине; учить употреблять в речи существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода (упражнять в словообразовании).

Развивающие задачи: развивать монологическую и диалогическую формы речи, интерес к рассказыванию. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление   об изображённом на картине. Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать  бережное отношение к природе, умение замечать красоту природы.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями на участке детского сада, беседа о весенних явлениях в живой природе, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о весне, оригами «Грачи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesna._rasskazyvanie_po_kartine_.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе № 2 по речевому развитию

Тема: «Весна». Рассказывание по картине

                                                                                  Воспитатель:  Щербакова М.П.

Программное содержание:

Образовательные задачи: закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки весны; название весенних месяцев; расширить и активизировать словарь по теме «Весна». Учить детей составлять рассказы по картине (по плану воспитателя); закреплять умение связно, последовательно рассказывать по картине; учить употреблять в речи существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода (упражнять в словообразовании).

Развивающие задачи: развивать монологическую и диалогическую формы речи, интерес к рассказыванию. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление   об изображённом на картине. Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать  бережное отношение к природе, умение замечать красоту природы.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями на участке детского сада, беседа о весенних явлениях в живой природе, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о весне, оригами « Грачи».

Словарная работа: половодье, пробуждение, нежная зелень, почки набухли, возвращается к жизни, небо по-весеннему голубое.

Материал и оборудование:  использование ИКТ, картина «Весна», шкатулка, карточки белого и чёрного цвета 2 шт., оригами грач, дерево, раскраска подснежника.

Ход занятия:

В. Ребята отгадайте загадку?

Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года. (Весна) (Слайд № 1)

В. Ребята, а вы бы хотели поговорить о весне, рассмотреть картинки и составить рассказы.

 (Да.)

Мы с вами очень долго ждали весну и наконец дождались, как можно сказать, какая весна?

(Долгожданная).

В. Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное )

В.Назовите весенние месяцы по порядку (март, апрель, май).

В. Вспомните  приметы  весны  (светит солнце, тает снег, появляются проталины, капают сосульки, прилетают птицы, бегут ручьи, и т.д.)

 В. Молодцы, ребята! Давайте сейчас поиграем с ручейком (дети с помощью рук показывают ручеёк) (Слайд № 2)

В. Что делает ручеёк? (бежит, струиться, шумит, торопиться, звенит, извивается, спотыкается, перепрыгивает, течёт)

В. Вот и к нам уже во всей красе пришла весна. Посмотрите ребята на экран и докажите, что это весна? (Слайд 3), (Слайд 4)

Присаживайтесь на стульчики.

Дети работают с картинками ( я думаю…, я знаю…, я видел…ответы детей)

В. Вы помните нашего друга Старичка-Лесовичка?  (Слайд № 5)

Так вот, он прислал нам эту картину. (Показ картины)

В. Ребята, что нарисовал на картине наш друг?

Дети: Деревья, небо, воду.

В. Наш друг нарисовал свой лес весной и прислал нам картину, чтобы мы полюбовались ею. Посмотрите, какая она красивая!

Ребята, всмотритесь в картину и скажите какие краски и тона преобладают в ней.

Дети:  Голубые, светло - коричневые.

В.Как вы думаете, какое время года изображено на картине?

 Дети: Весна.

В. А как вы догадались, что это весна?

Дети: По яркому голубому небу, по пробивающейся зелени, по набухшим почкам на деревьях, прилетели грачи.

В. Правильно, ребята. Посмотрите, ведь некоторые деревья стоят в воде. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что это половодье.

В. Ребята, как вы думаете, о чем нам хотел рассказать художник?

Дети: Художник хотел нам рассказать о том, что пришла весна. Природа пробуждается, все возвращается к жизни.

В. Какими словами можно описать небо.

Дети: Небо высокое,  по - весеннему голубое, с белыми пушистыми облаками.

В. Расскажите о деревьях, которые изображены на переднем плане.

Дети: На переднем плане изображена береза. Она стоит в воде, листьев на ней еще нет, но по набухшим почкам видно, что береза уже проснулась. Недалеко от нее находятся деревья с молодыми зелеными листочками. Деревья тоже стоят в воде.

В. Что вы видите вдалеке?

Дети: Вдалеке виднеется лес.

В. Что вы можете сказать о воде?

Дети: Вода темного цвета, а на солнце светлая, в ней отражается небо.

В. Правильно, ребята. Ребята, а как можно назвать  эту картину?

Дети: Весна.

В. А теперь послушайте, как я опишу ее.

Эта картина называется «Весна». В ней художник рассказал о весне. Он показал пробуждение природы, возвращение ее к жизни. Об этом говорят березы с набухшими почками, прилетели перелётные птицы. На земле то тут, то там виднеется нежная зелень травы. На картине изображена ранняя весна, так как мы видим половодье. Вдалеке виднеется лес, над которым высокое голубое небо с белыми пушистыми облаками. Нежные веточки березы наклонены, поэтому можно сказать, что дует легкий ветерок. Хороша весна!

А теперь ребята, попробуйте вы рассказать о весне, изображенной на картине. Сначала вы должны рассказать о деревьях, стоящих в воде. Потом о траве, пробивающейся то тут, то там. О весеннем половодье. О цвете воды, в которой отражаются высокое голубое небо и деревья. Не забудьте сказать о легком ветерке. А закончите свой рассказ словами о том, как хорошо и радостно весной. (дети составляют рассказ)

Физкультминутка «ВЕСНА»

Ушла зима, пришла весна,

(ходьба на месте)

Нас очень радует она.

(хлопать в ладоши)

Небо синеет и солнышко греет.

(сводят и разводят руки над головой)

Подснежник цветет и трава зеленеет.

(упражнение «цветок»)

В. Мы сейчас поиграем в игру  «Предложения в шкатулке».

 У меня в руках шкатулка. Вы будите доставать из неё листочки, а я зачитывать предложения. На кого покажу, тот продолжает.

 Светит весело в оконце. Ну  конечно это….( солнце).

В ночь – мороз, с утра- капель, значит на дворе… (апрель).

Золотой и молодой за неделю стал седой.

А денечка через два облысела голова. Спрячу в карманчик  бывший…..(одуванчик).

 Они летать умеют Их пух, и перья греют. (Птицы)  

Как называются цветы, которые первыми появляются после снега?(подснежники)
- Какие животные просыпаются весной?(медведь, еж)
- Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые комочки?(верба)
- Как называется природное явление «таяние сосулек» ?(капель)

- Назовите весенние праздники?(8 марта, День космонавтики, День птиц, День земли, День Победы)

Труд в саду он уважает, гусениц уничтожает!

Есть на дереве дворец: в нем живет с семьей …(скворец).

В.  Ребята, у меня в руках две карточки одна белая, другая чёрная, в какую игру мы будем играть ? 

Игра « Хорошо -  плохо»

В.Ребята, почему плохо, что наступила весна?

( везде лужи, стало грязно, машины грязные и брызгают на прохожих, гололёд, не знаешь какую одежду одевать)

В.А почему хорошо, что пришла весна?

(ярче светит солнце,  щебечут птички, набухают почки, всё расцветает и оживает, мы ходим без варежек и шапки)

В. Ребята, какие птицы у нас прилетают весной? (ответы детей) (Слайд № 6)

- Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»?

Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.
- Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны.

В. - Ребята, каких перелетных птиц вы знаете. Назовите их (ответы детей)

В. Ребята, вы молодцы! Весна – это удивительно сказочное время года, когда оживает природа, всё распускается и цветёт. Об этом времени года написано много картин, рассказов, стихов.  

  Сегодня придёте домой,  и расскажите свои рассказы мамам, папам, бабушкам, дедушкам, порадуете их.

Ребята, что вам сегодня понравилось на занятии, о чем сегодня говорили, что запомнилось, что нового узнали? (ответы детей)

В. Мы с вами делали из бумаги грачей, кому было интересно на занятии и не сложно, дети рассаживают грачей на наше дерево, а кому было сложно то  дети рассаживают на ветки деревьев воробьёв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для старшей группы по речевому развитию "Весна.Приметы весны"

Данный конспект занятия предназначен для логопедов,воспитателей ДОУ  по речевому развитию на тему "Весна.Приметы весны"...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, составление рассказа по картине «Мы для милой мамочки»

Задачи: Продолжать учить детей рассказыванию по картине. Развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки. Обогащать и активизировать словарь.Обучающая: - развивать диалогическую форму речи, че...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, составление рассказа по картине «Мы для милой мамочки»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, составление рассказа по картине «Мы для милой мамочки»Задачи: Продолжать Формировать умения у детей рассказыванию по картинкам. Развиват...

конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Обучение рассказыванию: описание кукол».

конспект по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию: описание кукол "Цель помочь детям составить план описния куклы...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, составление рассказа по картине «Мы для милой мамочки»

Задачи: Продолжать учить детей рассказыванию по картине. Развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки. Обогащать и активизировать словарь.Обучающая: - развивать диалогическую форму ре...