Главные вкладки

    "Составление загадок как средство развития речи детей дошкольного возраста"
    статья по развитию речи на тему

    Щокало Светлана Валерьевна

    Составление загадок способствует формированию выразительности речи детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_pro_zagadki.docx555.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Щокало Светлана Валерьевна

    Воспитатель МБДОУ д/с №18 города Сафоново Смоленской области

    Нельзя переоценить значение речи в жизни ребенка. Надо создавать необходимые условия, чтобы побуждать детей говорить. Проанализировав литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что отгадывание и придумывание загадок может оказывать влияние на разностороннее развитие речи детей.

    Почему именно загадка? Знакомство каждого ребенка с загадками происходит в самом раннем детстве. Загадка для ребенка – это особый яркий, притягательный, таинственный мир, который доставляет радость. Хоть она и является малой формой фольклора, но для педагога  - это практический материал с огромными коррекционно-развивающими возможностями. Отгадывание и придумывание  загадок развивает мышление, воображение, наблюдательность, внимание, сенсорную сферу, расширяет запас знаний и представлений об окружающем мире, развивает речь.

    Почему именно составление загадок, как средство развития речи детей?  Так как я работаю с детьми, имеющими речевые трудности в силу своего возраста, загадка для меня является одним из инструментов в коррекции и формировании правильной речи ребенка. Потому что для создания в загадке образа отгадываемого предмета или явления употребление различных средств выразительности (эпитетов, сравнений, определений и т. д.) способствует формированию образности (т.е. выразительности) речи.

    Но ведь ведущим видом деятельности для дошколят является игра. Вот мы и играем в загадки, т. е. сами придумываем их, загадываем друг другу, родителям, устраиваем соревнования, конкурсы. А помогает мне в этом методика сочинения загадок Аллы Нестеренко, которую я адаптировала для дошкольников.

    Цель такой деятельности: развитие речи детей дошкольного возраста через обучение составлению загадок.  

    Достижению этой цели способствуют следующие задачи:

    - формирование у детей умения работать по моделям для составления загадок,

    - совершенствование навыка подбора образных  характеристик объектов,

    - обогащение и активизирование словарного запаса детей образными выражениями, эпитетами, определениями,

    - формирование умения сравнивать объекты по различным признакам и свойствам,

    - развитие способности к словотворчеству.

    С детьми работа по составлению загадок строиться в несколько этапов. На первом (подготовительном) этапе я применяю игры и творческие задания для развития образности речи. С помощью их учу детей выделять и называть признаки и действия объектов, узнавать объекты по описанию, подбирать синонимы и антонимы, называть различные значения одного признака, сравнивать объекты по заданному признаку и т.д.

    «Цепочка». Цель – учить детей выделять признаки объектов.

    Ведущий дает ребенку картинку с изображением объекта или сам предмет. Он называет его и передает следующему, а тот должен назвать какой-либо признак данного объекта и передать далее. Необходимо назвать как можно больше признаков.

    «Угадай по описанию». Цель – учить детей по описанию называть объект.

    Ведущий одному ребенку показывает картинку с изображением объекта. Ребенок должен описать этот объект, а остальные играющие догадаться, о чем идет речь. Первый, кто отгадал, становиться ведущим.

    «Выбери признак, который есть у других объектов». Цель – учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объектов.

    Ведущий называет или показывает объект. Дети называют значения признаков этого объекта. Из названого выбирают одно характерное и одно специфичное значение. Например, «карандаш тонкий, простой».

    «Назови значение признака». Цель – учить подбирать разные значения одного признака.

    Ведущий называет признак, а дети должны назвать различные его значения. Например, цвет – красный, желтоватый, искрящийся, теплый и т.д. Можно привязать данное упражнение к описанию какого-то конкретного объекта.

    «Кто (что) бывает таким же». Цель – учить детей выделять и называть признаки объектов, сравнивать разные объекты по этим признакам.

    Ведущий называет (показывает) объект. Дети выделяют какой-либо его признак и называют его значение. Далее сравнивают его с другим объектом. Например, «конфета сладкая, как сахар».

    «Давай раскрашивать слова!». Цель – учить подбирать эпитеты. Ведущий называет слово, а дети пытаются его описать.

    «Упрямый ослик». Цель – учить подбирать антонимы.

    Ведущий называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним. Например, белый – нет, черный, разговаривает – нет, молчит и т.д.

    «Да – нет!» Цель – учить детей обозначать и называть признаки предмета.

    Ведущий загадывает слово. Дети должны его отгадать с помощью вопросов, на которые можно отвечать только «да» или «нет».

    «Теремок». Цель – учить детей сравнивать предметы по различным признакам, суметь найти между ними общее.

    Дети выбирают себе картинку с изображением объекта или сам предмет. Обыгрывается известная сказка, но поселится в теремке только тот, кто сможет найти что-то общее с предыдущим жильцом.

    « Стоял в поле теремок. Он не низок, не высок. Пробегала мимо книга:

    - Тук, тук! Кто в теремочке живет?

    Никто книге не ответил, и она поселилась в нем. Пробегал мимо лист березовый:

    - Тук, тук! Кто в теремочке живет?

    - Я – книга. А ты кто?

    - А я лист березовый. Пусти меня жить к себе.

    - Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож?

    - Я лист и у тебя есть листы. Я родился на дереве и тебя сделали из дерева.»

    И т.д.

     «Закончи предложение». Цель – учить детей подбирать синонимы, антонимы, определения, эпитеты и т.д.

    В зависимости от задачи воспитатель начинает необходимое предложение, а ребенок заканчивает. Например:

    Клубника сладкая, а клюква - …

    Вчера был настоящий зимний день, снег на солнце … (сиял, блестел, искрился и т.д.)

    «Слово за слово». Цель – учить выделять признак объекта, давать его значение и переносить это значение на другой объект.

    Алгоритм игры: назвать объект – назвать свойство этого объекта – назвать новый объект с названным свойством – назвать другое свойство нового объекта и т.д.

    Например, лист – лист зеленый – зеленый бывает кактус – кактус колючий – колючий бывает еж – еж маленький – и т.д.

    Также на данном этапе с помощью «Волшебников» (глаза, нос, язык, уши, кожа) мы уточняем, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств. Здесь применяю различные игры и задания, соответствующие пяти способам описания объектов:

    «Я вижу»                                                    

    «Я слышу звук»

    «Я чувствую запах»

    «Я пробую на вкус»

    «Я ощущаю руками и лицом»

     D:\конкурс воспитатель года\фото конкурс\20170314_161129.jpg  D:\конкурс воспитатель года\фото конкурс\20170315_120643.jpg

    На следующем (втором) этапе провожу работу по составлению сравнений, используя модель, предложенную Сидорчук Т.А. и Хоменко Н.Н.:

    -воспитатель называет какой-либо объект (снег);

    -обозначает его признак (по цвету);

         -ребенок определяет значение этого признака (искрящийся);

    -сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте (такой же искрящийся по цвету, как драгоценности).

    Ступени составления сравнений:                      

    1.«Снег по цвету искрящийся, такой же по цвету искрящийся , как драгоценности»

    2. «Снег искрящийся, как драгоценности»

    3. «Снег искрящийся, как переливающиеся на солнце драгоценности»

    Вначале у ребенка получаются очень громоздкие сравнения. На второй ступени название признака объекта опускается, называется только его значение. А на третьей ступени  второй объект дополняется определениями. В итоге дети выдают такие  красивые фразы:

    «Облако пушистое, как белое лебединое перо» (Алена И.)

    «Одеяло теплое и мягкое, как мамины руки» (Ульяна А.)

    И, наконец, третий этап – само составление загадок по методике Аллы Нестеренко, которая больше подходит для начальной школы, но в адаптированном варианте прекрасно показала себя в речевом развитии дошколят. Использую три основные модели составления загадок.

                                                                      Модель 1

                              Какой?

           Кто (что) бывает таким же?

                                                                          но не, как

                                                                            Модель 2

                            Что делает?

                  Что (кто?) делает так же?

                                                                          но не, как

                                                                           

                                                                           Модель 3

                    На что (кого) похоже?

                         Чем отличается?

                                                                          но не, как

    Загадки составляем по следующему алгоритму:

    1. Выбираем объект для придумывания загадки.

    2. Выбираем одну из трех моделей, с которой будем работать.

    3. Подбираем необходимые характеристики данного объекта и сравниваем его с другими объектами.

    4. Выбираем наиболее удачные сравнения.

    5. Связываем все сравнения в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

    6. Выразительно читаем (рассказываем) загадку.

    Пример работы над составлением загадки про самолет по модели 1:

    - Какой самолет по действиям? (Летящий, парящий, шумящий и т.д. – выбирается наиболее подходящее слово и заполняется верхняя строка левого столбца)

    - Если он летящий, то что (кто) еще бывает таким же? (Вертолет, бабочка, мячик, пух, грач и т.д – заполняется соответствующая строка правого столбца)

    - Какой самолет по внешнему виду? (Блестящий, разноцветный, крылатый – заполняется вторая свободная строка левого столбца)

    - Если он крылатый, что (кто) бывает таким же? (Птица, стрекоза – заполняется соответствующая строка правого столбца)

     - Какой самолет по размерам? ( Большой, огромный – заполняем нижнюю строку левого столбца)

    - Что или кто бывает таким же? (Слон, великан, динозавр – заполняем соответствующую строку правого столбца.

    Модель 1 обретает такой вид:

                                Какой?

               Что (кто) бывает таким же?

                                                                          но не, как

    Летящий

    Птица

    Крылатый

    Бабочка

    Большой

    Слон

        Соединив левую и правую части модели с помощью слов «но не» или «как» получаем загадку:

    Летящий, но не птица,

    Крылатый, как бабочка,

    Большой, но не слон.

    Аналогично составляются загадки по другим двум моделям.

    Так как у нас дети – нечитающие дошкольники, модель заполняем с помощью готовых картинок (для этого необходимо иметь достаточный набор картинок) или выбранные слова зарисовываем. Для более старших детей, слова можно обозначать буквами первого звука. Позже, когда принцип сочинения загадок детьми понят, загадки дополняем определениями и получаем более выразительную загадку.

    Сравните:

    Желтое, но не цыпленок,                    и                   Желтое, но не пушистый цыпленок,

    Круглое, но не мяч,                                                   Круглое, но не резиновый мяч,

    Горячее, как утюг.                                                     Горячее, как нагретый утюг.

    D:\конкурс воспитатель года\фото конкурс\20170314_164410.jpg                         D:\конкурс воспитатель года\фото конкурс\20170317_095338.jpg

         Когда алгоритм составления загадок усвоен, детям предлагаю следующие формы работы:

    -составляем загадки коллективно для одного отгадывающего,

    -сочиняем загадки для подгруппы детей,

    -разбиваем детей на команды и организовываем соревнования между командами,

    -предлагаю составить загадки дома и подключить к домашней работе родителей (предварительно провела консультацию по данной теме с родителями и научила их составлять загадки; в данном случае  необходимо выдать детям бланки с моделями домой),

    -для самостоятельной работы дошкольника над загадкой необходимо обеспечить его схемами-моделями, карточками для выбора объектов, признаков и действий, цветными карандашами или фломастерами.

    В работу  по составлению загадок, я активно привлекаю родителей. Знакомила их с методикой составления загадок. Давала рекомендации. В уголке для родителей записываю самые интересные загадки, составленные детьми в течение дня. Предлагаю составить загадки дома, используя бланки с моделями.  Сочиненные дома новые загадки и изображения отгадок родители с детьми «поселяют» в загадочные домики. Семьи создают своими руками книги-сборники загадок.

    В результате такой творческой работы я заметила, что у детей активизировалась познавательная деятельность, повысился уровень речевой инициативы, дети используют образные характеристики объектов и явлений в общении со взрослыми и сверстниками,не только в детском саду,но и в повседневной жизни.

    Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смысле этого слова. Творчество ребенка находится только в процессе становления. И поверьте после такой проведенной работы Ваш ребенок уже не скажет « за окном идет снег», а произнесет «за окном порхают белые, пушистые, легкие снежинки».

    Список литературы:

    1.Алла Нестеренко.Страна загадок: О развитии творческого мышления детей. Триз-ОТСМ. ИГ «Весь»,2017.192с.

    2.Сидорчук Т.А. Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников.Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004г. jlproj.orgthis_bibl/Sid_Khom.pdf

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

    Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...

    Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

    портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

    Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

    Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

    педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

    Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

    В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

    Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

    В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....