Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии продуктивного чтения
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Турусова Татьяна Анатольевна

Конспект разработан для детей подготовительной группы по ознакомлению с художественной литературой  по теме «Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима», с использованием технологии продуктивного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в образовательной области «Речевое развитие» с использованием    технологии  продуктивного чтения

 

Интеграция образовательных  областей:   «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 

Тема. Сказка Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима»

Цель.  Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима». Формировать у детей навык воспринимать литературный текст, осмысливать события сказки.

Задачи:

  • Учить внимательно вслушиваться в литературный текст, понимать смысл сказки.
  • Учить детей подбирать и применять в речи образные выражения.
  • Обогащать знания детей о зиме и зимних явлениях.
  • Развивать   умения предполагать, прогнозировать содержание текста до чтения по   иллюстрации, музыке.
  • Развивать пантомимические навыки, учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов.
  • Формировать  связную речь детей.
  • Воспитывать грамотного читателя, размышляющего над замыслом автора; читателя делающего свои собственные выводы.

Оборудование: фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей; аудиозапись цикла П. И. Чайковского «Времена года. Зима»; шапочки-маски, волшебная палочка, разноцветные султанчики.

Используемые  методы и приемы:

словесные: речевое пояснение, вопросы к детям, интонации, логические ударения, паузы.

практические:   игра-драматизация.

наглядные: показ фотоиллюстраций, мимика, жесты, использование ТСО.  Метод оживления детских эмоций с помощью  музыки.

Словарь: чародейка, нахлобучила, краше.

Индивидуально-дифференцированный подход:

1. Учить детей с высоким уровнем развития давать развернутые ответы, на вопросы воспитателя, обосновывая вои ответы логическими выводами;

2. Детей со средним уровнем развития учить давать полные ответы на вопросы воспитателя, пересказывая определенные отрывки текста;

3. Детей с низким уровнем развития побуждать к ответам на предложенные вопросы, наводить их на правильные умозаключения.

Ход занятия

Часть 1.  

Работа с текстом до чтения (антиципация)

         Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Зима»

Воспитатель: Дети у нас сегодня необычное занятие. Я вас приглашаю, не выходя из группы, совершить прогулку в прекрасный, волшебный мир природы.  

Послушайте эту удивительную музыку. Её сочинил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Эта музыка из цикла «Времена года». Какому времени года посвящена музыка? Какая музыка по характеру? Что вы представляете, слушая её? И вот сейчас посмотрим  фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей.

Все картинки разные, но все они о зиме. Зиму, ребята, можно изобразить не только на картине, но и словами. Сегодня, ребята, я предлагаю вам послушать сказку   Георгия Алексеевича Скребицкого «Четыре художника. Зима».    

  Часть 2

Комментированное чтение

Четыре художника. Зима

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. (А почему это произошло?)

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит. (Что она делает?)

         Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: (А почему зайке серенькому плохо зимой?) на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.

 «Одену-ка   я косого в белую шубку,— решила Зима,— тогда уж его на снегу не скоро заметишь».

         А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить.

         Чудесную шубку припасла ей Зима, просто  диво: ( Какого цвета шубка у лисы зимой) вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.

         Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!» (Как зима может разукрасить лес?)

         Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

         А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

         И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

         Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. (Чьи следы можно увидеть зимой в лесу?) Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать (Почему нет медвежьего следа?), да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла  толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться — из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.

           Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки  Зимы. Можно её и Солнышку показать.

         Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины.  А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится. (Что происходит, когда зимой солнышко начинает светить?)

         Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

         Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

Физминутка  «Потрудились — отдохнём»

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

  Часть 3

Обсуждение прочитанного.

Беседа с детьми о содержании прочитанного.

•  Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ?

•Давайте вспомним, с кем сравнивает автор зиму? Как он ее описывает? (Художница Зима, седая чародейка Зима.)

• Какие образные выражения автор использует для описания зимней природы? (Снежная шапка на холме, деревья одеты в тяжелые снеговые шубы, на глаза нахлобучены меховые шапки, белое покрывало на рябине.)

• Как позаботилась Зима о животных?

• Снег зимой бывает разным. Вы согласны с этим? Подумайте, каким бывает снег в ясный морозный день.

• Каким становится снег, когда начинается оттепель?

• Как автор описывает зимнюю картину, которую увидело солнышко, выглянув из-за туч?

• Как вы думаете, почему снег под солнечными лучами из белоснежного превратился в разноцветный?

• Попробуйте рассказать, что в зимней природе вам нравится больше всего.

Часть 4

Воспроизведение текста.

Этюды на выражение эмоций и движений.

Воспитатель предлагает детям изобразить действующих лиц сказки в  разных ее эпизодах.   Давайте представим, что с помощью волшебной палочки мы можем попасть в эту  сказку.  

  • Представьте себе Зиму, которая ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам.
  • Покажите, как серый зайчишка крадется меж кустов.
  • Покажите Лису Патрикеевну в новой шубке.
  • Вспомните, как Зима обрядила сосны и ели. Как автор назвал в сказке деревья? Покажите, как стоят лесные богатыри. А как можно изобразить кустики и молоденькие деревца?
  • Каким узором расписала Зима снег? Давайте пройдем по лисьему следу.
  • Как можно показать, что снега вспыхнули, засветились, заискрились?

 

Итог

- О чем эта сказка? (о зиме)

- Кто ее написал? (Г.Скребицкий)

- Как вы думаете, любит ли автор  зиму, русскую природу зимой? (да)

Вот поэтому  Георгий Алексеевич Скребицкий написал такую красивую  сказку, в которой он рисует картины природы,  учит наблюдать за природой, видеть  и понимать её красоту.

 Ссылки на источники:

  1. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2.  Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации. – Дошкольное воспитание. – 2011. – №1. – С.59 – 61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух, упражнять в образовании слов по аналогии. Задачи:- развивать память и внимание детей- воспитывать познавательный интерес к природе, учи...

Конспект образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие» На тему «Чтение и заучивание стихотворения «Ушастый Ёжик» с использованием приема мнемотехники»

Конспект образовательной деятельностидля детей среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Речевое развитие»На тему «Чтение и заучивание стихотворения «Ушастый Ёжик&r...

Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» по теме: «Домашние животные» в средней группе № 3 «Калинка» (возраст детей 4-5 лет)

- учить составлять описательный рассказ по примеру,- образовывать глаголы от звукоподражательных междометий...

Конспект по образовательной области " Речевое развитие".Тема : Чтение русской народной сказки " Крошечка-Хаврошечка"

Программное содержание : Обучающие :Познакомить детей с русской народной сказкой .Учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно - изобразительных средств....

Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам пришла Весна!»

Закрепление представле­ний о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»...