Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе Тема: "Знакомство с русской избой"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Машенцева Екатерина Александровна

Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе
Тема: "Знакомство с русской избой"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе
Тема: "Знакомство с русской избой"

Задачи:
1. Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, сундук и т. д.).

2. Расширять кругозор. 

3. Воспитывать нравственность на основах народного творчества и ремесел (роспись платков, вышивка, вязание, пряжа ниток и т. д.) 

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций в книгах по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, небылиц, хороводов, песенок, потешек, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок. 

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, плетень, старинная посуда, ухват и др.) 

Ход НОД:

Милости просим в гости, дети. Догадались, ребята, куда мы с вами попали? 

Дети: В русскую избу.

Воспитатель: правильно, раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон.  Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки.  Давным - давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабущек и прадедущек.  Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка: 
Прячет бабушка в нем вещи 

сапоги, кафтан, сюртук. 

Вы мне дружно все скажите, 

Этот шкаф зовут. (сундук) 

Воспитатель: Правильно ребятушки, это сундук. Смотрите сколько добра в сундуке, сколько много разных интересных вещей: рушники, рубахи. Слушайте следующую загадку:
Мы в лесок шагаем с мамой, 

Я, как груздь, надел панаму. 

А на маме, как цветок, - 

Яркий ситцевый (платок) .

Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем в игру «алые цветки»:

Наши алые цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, 

Лепестки колышит. 

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Головой кивают

Тихо засыпают. 

Воспитатель: Молодцы, мы с вами поиграли повеселились, энергией зарядились, а теперь мои хорошие подумайте, что же являлось главной частью русской избы?

Дети: Печка!

Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло.  Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.

Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?

Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева   дома.

Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).

Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.

Воспитатель: В нижней части печки оставалось свободное пространство — подпечье.  Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь). Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит.  Дети, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети: Для отдыха и сна людей.

Воспитатель: Правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи   также изгоняли хворь (простудные заболевания), сушили одежду (валенки, носки и чулки).

Воспитатель: ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.

Дети и Воспитатель (имитируют движения)

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку,

Разогрели бы мы печку!

(Дети дрова кладут в печь, затапливают печь).

В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!!!

Воспитатель: Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: чугунок

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.

Воспитатель: Чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать ухватом.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает,

А сам в угол идет.

Воспитатель: Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. Воспитатель: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный- значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник.

Дети: Самовар.

Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить вместе с сушками и баранками. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Наша экскурсия подошла к концу, пойдемте в группу тоже попьем чай с баранками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Русские матрешки»

Знакомство с народной игрушкой – матрёшкой, развитие детского творчества....

План - конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: "Знакомство со светофором"

Расширяются представления детей о правилах дорожного движения. Закрепляются знания детей о работе светофора....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе дошкольного возраста по теме «Знакомство с русской избой».

Знакомство  детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение  к народным традициям и обычаям....

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по театрализации русской народной сказки «Теремок».

Дети второй младшей группы  ГБДОУ детского сада №106 Фрунзенского района Санкт-Петербурга показали театрализованное представление по сказке "Теремок" с представлением визитной карточки группы....

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 2 КВ» Г. ПИКАЛЕВО Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «Русские матрешки»

Актуальность:Чем можно увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой самобытной, яркой, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, обычаями, традициями, мы уделяем внимани...

Примерный сценарий непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: "Знакомство с профессией воспитатель".

Цель: дать знания о профессии воспитатель Задачи:  Познакомить с профессией воспитатель, его трудовыми процессами.     2.  Развивать связную речь детей, учить отвеча...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе №2 Колокольчики ДК 7 по теме "Русская народная сказка "Теремок"

Представленная методическая разработка НОД по знакомству с русской народной сказкой "Теремок" решает образовательные задачи- уточнить и закрепить произношение гласных звуков в звукоподражате...